Мусорные заводы и «Карта калининградца». Пресс-конференция губернатора
Региональные власти планируют ввести «Карту калининградца» к июлю 2026 года, когда Калининградская область отметит свой 80-летний юбилей. А к 2030 году в российском полуэксклаве планируется построить заводы, чтобы перерабатывать 100% отходов. Такими планами поделился губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных 16 декабря в ходе пресс-конференции. На площадке регионального центра ТАСС глава региона ответил на вопросы представителей СМИ, самые важные его цитаты собрал РБК Калининград.
Курорт «Белая дюна»
Алексей Беспрозванных назвал «Белую дюну» одним из крупнейших инвестиционных проектов, которые будут реализовываться в регионе.
В сентябре Калининградской области одобрили два казначейских инфраструктурных кредита на сумму 11,45 млрд руб. на модернизацию коммунальной инфраструктуры курорта. Часть этих денег направят на строительство автомобильного путепровода Зеленоградск — Пионерский курорт.
«Коммуникации — за счет федерального правительства.
Мы эти средства используем для развития, а дальше наша задача — привлекать инвесторов, чтобы создавать отели для отдыха. Инфраструктура привлекает инвесторов, в нее надо вкладываться 100%», — подчеркнул губернатор.
В ноябре стало известно, что курорт в районе поселка Поваровка за 2025 год подорожал на 10% — до 440 млрд руб. Планируется, что проект и вся инфраструктура нового курорта будут готовы к 2030 году.
Про «Карту калининградца»
Региональные власти в настоящее время тестируют «Карту калининградца». Оператором нового сервиса является Сбербанк. Окончательно ввести новый сервис для жителей региона планируется в июле 2026 года, к 80-летию области.
»[С оператором] недавно обсуждали этапы реализации «Карты калининградца». <...> Какая ставится сегодня задача?
В одной карте должно использоваться всё, что возможно: цены, скидки в магазинах, льготы на транспорт, школьное питание, и так далее — всё в одной карте. Не нужно иметь отдельных карточек скидок в разных магазинах — все будет в одной системе [привязано к банковской карте]», — сказал Беспрозванных.
Вкладка «Моя выгода» со скидками в магазинах уже полностью сформирована и технически ею можно пользоваться. К системе скидок уже подключилось более тысячи компаний. Сложности состоят в том, что все предлагаемые направления «Карты калининградца» сегодня находятся на разных цифровых площадках. Поэтому специалисты совершенствуют цифровую безопасность проекта, пытаясь наладить работу так, чтобы льготы были доступны сразу и калининградцам, и жителям областных муниципалитетов.
«Задача стоит, чтобы к 4 июля «Картой калининградца» могли воспользоваться все. Я постараюсь, чтобы в апреле она уже была протестирована. Технически мы сейчас этим занимаемся, да, протестировали <...> на группе жителей, которые [по итогам тестов] добавят свои мнения [по улучшению проекта]», — отметил губернатор.
Морские перевозки
По мнению главы региона, в 2025 году федеральные власти выделели достаточно средств на компенсацию затрат операторов грузоперевозок по калининградскому направлению — 4 млрд руб., на сегодняшний день они освоены на 92%. Оставшихся 8% как раз хватит для субсидирования морских перевозок до конца 2025 года.
«Есть важный момент.
[Субсидии] должны выделяться с начала года. Чтобы в январе мы уже начали по ним работать. У нас почему-то всегда возникает пауза между окончанием этого года и началом следующего. Деньги нам поступают, как правило, в конце февраля — начале марта. Естественно, этот период отражается на экономике», — отметил Алексей Беспрозванных.
Он напомнил, что в 2026 году на эти цели выделяется 5 млрд. руб.
«Не скажу, что это прям достаточный уровень финансирования… Но, как и договорились, мы обязательно заявим о дополнительном финансировании», — отметил Алексей Беспрозванных.
Сейчас власти Калининградской области обсуждают с федеральным правительством увеличение судов и улучшение и изменение системы субсидирования морских перевозок.
Про доступность рыбы
Представители СМИ подняли вопрос недоступности рыбы для многих калининградцев из-за дороговизны этого продукта.
Глава региона считает, что это утверждение больше относится к красной рыбе, которую в основном добывают на Дальнем Востоке. Поэтому здесь важны инвестиционные проекты по разведению такой рыбы в Калининградской области.
«Здесь, я считаю, выход в создании инвестпроектов по разведению красной рыбы. Но какая-то ее часть продолжит ввозиться.
Недавно общался с губернатором Приморского края. У них очень большой опыт в этом деле. Они готовы рассмотреть инвестиционные проекты и приехать сюда для составления совместного плана по поставкам рыбы на особых условиях, а также по совместным инвестиционным проектам по созданию [рыбохозяйств], чтобы обеспечить [регион] красной рыбой», — рассказал Алексей Беспрозванных.
Прорабатывается властями вопрос обеспечения калининградцев и жителей муниципалитетов рыбой, которую добывают региональные рыболовы. Здесь проблема стоит в том, что не во всех городах области есть возможность ее купить.
«Буквально завтра на рыбохозяйственном совете обсудим вопросы, связанные с доступностью нашей рыбы на региональных прилавках, в том числе через создание рыбных рынков в каждом муниципалитете. Рассмотрим и контроль цены от добычи до рыбного прилавка», — анонсировал глава региона.
Обновление трамвайной сети
Региональные власти планируют модернизацию трамвайной инфраструктуры Калининграда, так как линии и само депо сегодня требуют определенного пересмотра.
«Разделил работу на два этапа. Первое — начать делать все, что может сделать регион своими силами. Мы, не дожидаясь никого, начали сразу менять трамвайные пути. [Нынешнее их состояние] сдерживает покупку новых трамваев.
Можно было уже начать обновление парка, но существующая инфраструктура не позволяет новым трамваям эффективно работать. <...> Поэтому сначала мы делаем инфраструктуру, и дальше уже будем закупать трамваи», — объяснил Алексей Беспрозванных.
Губернатор добавил, что городским властям поручено изучить состояние трамвайной сети и предложить ее реконструкцию и модернизацию с учетом развития города, другого общественного транспорта, при необходимости разработать новые линии и маршруты.
Напомним, ранее модернизацию электротранспорта оценили в 10 млрд руб. Проект хотят включить в госпрограмму социально-экономического развития области, и его поддерживают федеральные власти.
Экология и мусоропереработка
По словам Алексея Беспрозванных, тема экологии остается одной из ключевых в регионе. Одно из последних достижений в этой области — ликвидация запаха на мусорном полигоне под Советском.
«Ситуация с [мусорными полигонами]» в области непростая. Она требует особого внимания и особого проектирования, потому что [по причине эксклавности] мы не можем вывозить мусор в соседние российские регионы. Сейчас ставится задача навести порядок с существующими полигонами, начиная от площадок по сбору мусора в населенных пунктах. Выработана определенная стратегия <...> для того, что мы привели в порядок все существующие мусорные полигоны и создали мусоросортировочные площадки, а также построили мощности для переработки мусора», — отметил губернатор.
В регионе две компании будут заниматься утилизацией жировых отходов, сейчас строится два завода. Также на одном из мусорных полигонов возведут мусоросортировочный завод. Потому что уже в регионе есть компании, которые занимаются переработкой пластика, из биоотходов делают удобрения, а из промышленных отходов и ТБО — покрытие для спортивных площадок.
«Основная задача — создать такую систему, чтобы она [соответствовала потребностям] населения. Потому что любые инвестиции в отрасль, по логике, должны отражаться на коммунальных услугах и расходах. Поэтому к 2030 году мы хотим построить столько заводов, чтобы у нас перерабатывалось 100% отходов», — поделился планами губернатор.
Восстановление объектов культурного наследия
Региональные власти планируют вновь запустить программу по восстановлению объектов культурного наследия к 2027 году. В середине следующего года начнут формировать перечень объектов, которые подлежат обновлению. Губернатор признал, что это программа очень хорошая, так как во многом туристическая привлекательность региона формируется именно за счет этого. Но программа была приостановлена из-за недостатка финансирования.
«В этом году мы приступим к выбору объектов до середины 2026 года для того, чтобы по возможности скорректировать следующий бюджет с учетом [этих данных]. Нужно выбрать приоритетные объекты, потому что в регионе столько объектов культурного наследия, что на все денег не хватит», — отметил губернатор.
Он напомнил, что кроме таких памятников, реконструкции — ремонта крыш, фасадов и т.д — требуют многие жилые дома в регионе, поэтому средства продолжат направлять и в Фонд капремонта.



