«Держится на честном слове»: эксперты рассказали о состоянии Дома Советов
Эксперты НИЦ «Строительство» обнаружили трещины в несущей конструкции Дома Советов, возникшие из-за проведения коммуникаций на нижнем этаже здания. Об этом пишет «Клопс» со ссылкой на брифинг главы Корпорации развития Андрея Толмачева.
По его словам, в основании здания не должны были прокладывать инженерные сети. «Повреждена диафрагма, трещина имеет динамику на разрыв. Это одно из ключевых нарушений, что можно найти в состоянии сегодняшнего фундамента. Документация об этой, так сказать, модернизации у нас отсутствует. Но именно они стали причиной образования трещин», — заявил Толмачёв.
По словам чиновника, трещины есть на нескольких стенах и они уходят вверх. Их пытались устранить, но замазка, которая была использована, треснула. Специалисты отмечают, что по внешнему виду труб можно сказать, что ремонтные работы на объекте проводились и в 2000-х.
Некоторые колонны, поддерживающие здание, построены из некачественного материала. «В колоннах бетон некрепкий, рыхлый, со строительным мусором. Это я не знаю, каким образом пропустила экспертиза и какая была приёмка. Нас всех повергло в шок такое строительство», — пояснила руководитель работ по обследованию, заведующая лабораторией НИЦ «Строительство», кандидат технических наук, почётный строитель Москвы Ирина Кузнецова.
Погода и отсутствие консервации на протяжении нескольких десятков лет сделали свое дело: железные конструкции сильно проржавели. По словам Андрея Толмачева, металл придется ошкурить и использовать, если позволит толщина, или же полностью заменять.
90% плит здания имеют пустоты, поскольку в трещины попадала вода и расширялась на морозе. Стены покрыты плесенью и грибком, от вандалов остались следы огня. Эксперты отмечают, что говорить о завершении здания на 95% нельзя, поскольку несущие балки местами соединены пористыми кирпичами и словно висят в воздухе, не имея опоры. Речь идёт об имитации каркаса из железобетона и стали. Если бы Дом Советов был завершен, недочеты могли бы на него не повлиять.
«Сейчас всё держится на честном слове, потому что нет нагрузок на стяжки, на покрытия. Нет ещё нагрузок основных. А когда будут, то может всё рухнуть», — говорит Кузнецова.
Она также рассказала, что первоначально эксперты НИЦ «Строительство» сделали вывод, что Дом Советов можно реконструировать. «Оно (здание — прим. РБК Калининград) нам очень понравилось. Оригинальное по архитектуре: постконструктивизм такой социалистический. Великолепная задумка проектировщиков. Но качество строительства ужасное, и время своё сделало», — пояснила Ирина Кузнецова.
Привести здание в порядок можно, но достраивать его будет дорого и долго — на реконструкцию одного этажа потребуется до двух лет, считает Кузнецова. Проводить работы одновременно в нескольких местах небезопасно, а их стоимость в четыре-пять раз превысит затраты на демонтаж и возведение нового объекта.
При сохранении долгостроя его пришлось бы сильно изменить под современные строительные нормы: в здании нет инфраструктуры для инвалидов
«Если это здание в текущем виде сохранять, всё равно будут какие-то пристрои и определённая смена планировок. Реконструкция достаточно серьёзная. В этом проекте восстановить нельзя. Всё равно будут переделки», — подчеркнула завлабораторией НИЦ.
Калининградские власти решили все-таки демонтировать здание. Андрей Толмачев пояснил, что по этому поводу сейчас идут переговоры с потенциальными инвесторами. Правительство хочет, чтобы демонтажом и строительством занималась одна компания. Планируется, что исполнителя объявят в первой половине следующего года, тогда же начнутся работы по разборке Дома Советов.
Глава Корпорации отдельно обозначил, что речь о жилой застройке не идет — территория должна быть общественно-деловой. К проектированию нового здания привлекут ведущих архитекторов, используют наработки участников предыдущих конкурсов.
Как писал РБК Калининград, накануне Корпорация развития опубликовала краткий обзор результатов обследования Дома Советов, который провел НИЦ «Строительство», который показал, что здание Дома Советов непригодно для безопасной эксплуатации.