Перейти к основному контенту
Калининград ,  
0 

Небесный прорыв. Памяти основателя «КД авиа» Сергея Грищенко

Фото: Виктор Гусейнов
Фото: Виктор Гусейнов

В Калининградской области ушел из жизни 60-летний бизнесмен Сергей Грищенко. Об этом пишет «Клопс». Многие знают его, прежде всего, по истории компании «КД-авиа», которую он создал в 2002 году и где возглавлял совет директоров.

Грищенко основал единственную в истории региона авиакомпанию и сделал так, чтобы она возила пассажиров по всему миру. Он создавал авиахаб, соединив города России с Европой перелётами через Калининград, минуя пересадку в Москве. И у него это получалось! Трудно представить, но 16 лет назад из Калининграда можно было улететь в Астану, Лондон, Париж, Рим, Женеву, Тель-Авив и Берлин, не говоря уже о российских городах. 28 направлений обслуживали взятые в лизинг 17 самолетов марки «Boeing 737-300».

С 15 июня 2007 года «КД-авиа» внедрила новую схему воздушных авиаперевозок «РоссияЕвропа» — Hub&Spoke. Она связала трансфером 10 российских и 12 европейских городов и города стран СНГ. В результате в общей сложности количество рейсов тем летом увеличилось сразу втрое. Система Hub&Spoke подразумевала стыковку рейсов на базе аэропорта «Храброво» в Калининграде, где базируется «КД-авиа».

Это продолжалось чуть больше двух лет. «КД авиа» не пережила кризиса 2008-2009 годов. Развитию помешали финансовая несостоятельность, невозможность платить по кредитам и выплачивать зарплату сотрудникам. 1 сентября 2009 года полеты были прекращены, 4 сентября стало известно, что «КД Авиа» инициирует процедуру собственного банкротства. 14 сентября того же года Федеральное агентство воздушного транспорта РФ приняло решение аннулировать сертификат эксплуатанта авиакомпании. В декабре Сергея Грищенко арестовали вместе с исполнительным директором Леонидом Ицковым, обвинили в преднамеренном банкротстве компании. Они находились в СИЗО Калининграда до апреля 2010 года, затем их отпустили из-под стражи.

Фото: Виктор Гусейнов
Фото: Виктор Гусейнов
Фото: Виктор Гусейнов
Фото: Виктор Гусейнов
Фото: Виктор Гусейнов
Фото: Игорь Камаев
Фото: Виктор Гусейнов
Фото: Виктор Гусейнов
Фото: Виктор Гусейнов
Фото: Виктор Гусейнов
Фото: Виктор Гусейнов
Фото: Виктор Гусейнов
Фото: Игорь Камаев
Фото: Виктор Гусейнов

На момент начала банкротства «КД авиа» долговые обязательства авиакомпании составляли 537 млн 700 тыс. руб. В ноябре 2010 Арбитражный суд признал предприятие банкротом. Конкурсным управляющим стал Виктор Костомаров. По его словам, авиаперевозчик накопил значительную по размеру задолженность по кредитам и займам и заявлял, что восстановление ее платежеспособности невозможно. В феврале 2011 года Арбитражный суд Москвы взыскал 2,529 млрд руб. по иску «КД Авиа» с ЗАО «GS Корпорейшн» — генерального подрядчика, который должен был построить терминал, получил деньги, но не исполнил обязательства.
Окончательно уголовное дело прекратили только летом 2020 года.

О том, чем занимался в последнее время Сергей Грищенко, почти ничего не известно. Известно, что он жил на Куршской Косе, у него был небольшой бизнес в сфере питания и спорта.

«КД авиа» останется в истории вместе с другими выдающимися экономическими и гуманитарными прорывами, наряду с Особой экономической зоной, компанией «Автотор», глубоководными аппаратами «Мир» и мировой премьерой «Титаника» 25 лет назад.

Осенью 2007 года Сергей Грищенко дал интервью главному редактору журнала «Королевские ворота» Любови Антоновой. В память о нем портал публикует текст с некоторыми сокращениями.

Владелец «КД-авиа» Сергей Грищенко был чуть ли не единственным из тех, кто верил, что самолеты из Калининграда полетят в Европу

Дырочки, превращенные в деньги

— Сергей Евгеньевич, о вас мало что известно, даже Интернет весьма скуп на сведения о вас и вашей деятельности. Выходит, вы такой серый кардинал.

— С чего это я стал кардиналом? Я скромный шахтер.

— Чем глубже шахта, тем скромнее человек. Я давно это заметила. Как вы стали владельцем «КД авиа»?

— Очень просто стал. «Инвестбанк» был в состоянии банкротства, работал в режиме внешнего управления, и мне было предложено заняться его реабилитацией.

— Предложено кем?

— После обвала ГКО и кризиса 1998 года банк перешел под эгиду АРКО (Агентство по реструктуризации кредитных организаций. — Авт.). АРКО и предложил. Никогда вплотную банковской деятельностью заниматься мне не приходилось, хотя я, как говорят, и стоял у истоков. С начала девяностых годов участвовал в становлении ряда банков, имел представление о банковской системе.

— То есть ваш бизнес был связан с финансами?

— Не в чистом виде. Я представлял интересы банков в различных секторах экономики, осуществлял менеджмент, который позволял достаточно эффективно замещать банковский капитал. А секторы экономики были самые разные: продукты питания, недвижимость и так далее. Соответственно, при покупке «Инвестбанка», в его структуре обнаружились дырочки...

Одной из таких дырочек были обязательства «Калининградавиа» перед банком. И приводя всю эту историю в порядок, необходимо было превратить эту дырочку в деньги.

— А дырочкой вы что называете?

— Финансовые обязательства «Калининградавиа» перед банком. Тогда компания находилась в стадии банкротства, и единственным реальным путем её реанимации была скупка основной кредиторки и заключение мирового соглашения. Потом было создано акционерное общество. После его создания необходимо было придумать какую-нибудь программу. Это была программа калининградского хаба. Хотя в нее никто не верил.

— И все же идея, как мне кажется, на поверхности лежала. Мы в центре Европы, а летаем туда через всякие Вильнюсы, Варшавы, через Москву. Не хватало человека с вашими амбициями, чтобы эту идею с пола подобрать?

— Очень непростой проект, очень сложный. Вероятности его реализации просто никто не видел.

— Вы видели?

— Я вообще любитель таких проектов, в которые никто не верит.

— Не очень понятный ответ. Надо было просто тупо вкладывать деньги?

— Не тупо. Любое изобретение держится на интуиции. Девяносто девять процентов всех изобретений — чисто интуитивные. Есть какие-то параметры, которые можно предсказать, просчитать. И есть жизнь, которая вносит коррективы. Поведение конкурентов, какие-то политические нюансы, еще какие-то вещи, которые нельзя сразу оценить. Через годы, потраченные на создание этой компании, могу сказать, что уровень убытков, которые были запланированы, отличаются в разы от реальной жизни. Вы же помните, как мы везли первый самолет, и нам тут же приостановили лицензию, какой шум вокруг всего этого был. Помните, в какой среде нам приходилось находиться, когда шло лоббирование прочих авиакомпаний, работающих на этом рынке, и у которых была задача не допустить создания того, что у нас сейчас есть. И если посмотреть на вещи правильным образом, то становится понятным, зачем нужна была декларация дешевых воздушных перевозок, воздушных такси за пятьсот рублей… Давайте найдем сегодня хоть один такой билет.

— Но мы же привыкли кричать, что живем в особых условиях. Мы так себя любим за свою особость, что хотим все время получать за это преференции. Вы считаете, это несправедливо?

— Я считаю, что это несправедливо.

— А объективно?

— Да, должны быть некие преференции за сложность сообщения с основной территорией России. Надо учитывать более высокую стоимость энергоносителей, например, еще какие-то вещи. Но надо так же правильно оценивать то имущество, которое здесь есть. Когда я сюда приехал, квадратный метр жилья стоил пятьсот долларов. И несложно было предугадать, что цена станет расти.

Держать высоту

— Готовясь к интервью, я читала прессу о том, как развиваются аэропорты в других регионах России. Вот Внуково строят под патронатом мэрии Москвы. В Екатеринбурге реконструкцией «Кольцово» занимается частно-государственная компания. У вас господдержка отсутствует вообще? Вы такой один на коне, со шпагой, в белом плаще?

— Проблема в другом. Все консультанты, к которым обращаются и обращались финансовые институты, правительственные органы, преподносили информацию сквозь призму, выгодную для себя. Пример могу привести. Банкир смотрит проект. Звонит какому-то знакомому консультанту из аэропорта, тот рассказывает о том, что видел лет десять назад и говорит: «Да все это бред, этого быть не может». Поэтому единственный способ достичь цели был такой: создать и показать. Это потом уже происходит переосмысление в голове у человека! А тогда никто не верил, что удастся запустить компанию, никто не верил, что удастся построить аэропорт.

— Почему не верил, как вы думаете?

— Потому что для создания подобных систем, нужно большое количество денежных знаков, которые никто не даст. Потому что психологически это вещь совсем непростая, а лоббистов у нас не было.

— Вы человек к авиации близкий, далекий?

— Я по специальности военный человек.

— И что вам давало уверенность?

— У меня была задача держать высоту.

— То есть амбиции, самолюбие или все-таки расчеты, которые позволяли вам думать, что все получится?

— Принцип, который мы использовали, — чтоб всем было хорошо.

— Ну, а что вам, собственно, до Калининграда, хорошо здесь или плохо?

— Это кусок Российской Федерации, находящийся в окружении стран НАТО.

— А-а-а, вот так вот?

— И еще можно экономить. Посчитаем: миллион пассажиров, летающих из/в Калининградскую область, умноженный на сто сэкономленных евро в год, и получим с вами сто миллионов евро экономии.

— Но миллион-то не летает!

— Могу сказать, что объем перевозок пассажиров в Калининград вырос примерно в два раза по сравнению с прошлым годом. И это не все. Давайте посчитаем деньги, сэкономленные на времени, а время — деньги. Получается еще не одна сотня миллионов евро в год. То предприятие, что мы создаем, позволяет жителям области оставлять у себя эти огромные деньги, которые можно вкладывать в улучшение жилищных условий, решение каких-то бытовых проблем.

— Объясните мне, Сергей Евгеньевич, еще раз: в каком конкретном месте эта экономия происходит?

— Когда человек покупает билет до Вены через Варшаву за двести евро (грубая цифра!), едет до Варшавы, ночует в гостинице, ждет следующего рейса… А сейчас он никуда не едет и долетает за сто. Вы даже можете купить билет за девяносто девять рублей.

— Нет, не могу.

— Почему?

— Несколько билетов на каждый рейс и все проданы.

— Эта кампания проходит у нас каждый месяц. Если пять мест на рейс по девяносто девять рублей, двадцать рейсов в день, то это уже сто человек в день покупают билет по девяносто девять рублей, три тысячи человек в месяц!

Семь миллионов пассажиров в год

— Известно, что международные авиакомпании объединяются в летные союзы. Они же, наверное, все уже давно поделили: потоки, направления, рейсы. Вы вписаны как-то в их систему?

— У нас существует интерлайны с теми компаниями, которые здесь летают. С «LOT» подписан интерлайн. То есть наш пассажир может лететь из Оренбурга в Калининград, из Калининграда в Польшу и «разлетаться» оттуда согласно тем маршрутам, которые есть у польского «LOT». То же самое с латышской, итальянской, греческой, мальтийской, германской и другими. Они захотели вписаться в наши модели и тем самым увеличить свою собственную загрузку.

— Им это выгодно?

— Пока у нас не хватает воздушных судов, мы им даем такое право. Когда у нас их будет достаточно, мы сами займем эту нишу.

— Сколько это, достаточно?

— Мы планируем к концу следующего года иметь двадцать пять самолетов, и потом увеличить их количество до пятидесяти.

— В идеале — каким вы себе представляете размах деятельности аэропорта и этого бизнеса?

— Наш терминал, который мы строим, способен комфортно обслуживать порядка семи миллионов пассажиров в год.

— Ничего себе! Это же в семь раз больше, чем все население Калининградской области. Это в какой перспективе? К две тысячи пятнадцатому году?

— В ближайшие два года.

— За счет чего?

— За счет транзита. Вся наша модель устроена на транзитных пассажирах, рассчитана на российского гражданина, которому комфортно в десять утра из родного города вылететь в Европу, и в обед уже там пообедать. Пассажиропоток увеличился в три раза по сравнению с началом. И сегодня компания ежедневно продает около четырех тысяч билетов. А это в год примерно 1,5 миллиона пассажиров, перевезенных только нашей авиакомпанией. Плюс тысяч пятьсот, перевезенных другими компаниями.

— Эта загрузка уже позволяет говорить о рентабельности, прибыльности?

— Позволяет. Но у нас же многоплановая компания, много инвестиционных затрат. Нам надо много чего строить. Терминал мы строим сами, проектируем сами. Собираемся заняться строительством социального жилья.

— Для кого?

— Для работников предприятия в первую очередь.

— Авария на электроподстанции вывела аэропорт из строя на несколько часов. Вы не гарантированы от подобных ЧП?

— Мы обратились к правительству области, областной думе. Вопрос обеспечения предприятий газом и электроэнергией — это вопрос управления области.

— И как на ваши обращения отвечают?

— Сейчас заметно желание помочь. Губернатор оказал содействие в привлечении кредитных ресурсов для компании.

— Вам нужно было для этого обращаться к губернатору?

— Он спросил, какие у нас проблемы, мы сказали, он тотчас поднял трубку, набрал «Банк Москвы» и сказал: «Товарищ Бородин, дай денег, пожалуйста». Там взяли под контроль, прямо каждый день интересуются, как у нас дела. Отношения с властью нормальные.

— Они изменились? Почему?

— Потому, что, как я уже говорил, консультанты были неправильные. Со временем становится понятно, что консультантов надо менять, взгляды на жизнь корректировать. Да и жизнь сама вносит какие-то коррективы. А наша задача — проходить сквозь стену, как в известном фильме «Чародеи».

— Но ведь не всегда получается, иногда и голову разбить можно.

— Чем больше шишек, тем больше опыта. Шишки я люблю.

Форма от Патрика Хельмана

— Что из вашей прошлой жизни делает из вас такого, я бы сказала, упертого человека?

— Меня учили разрушать, воевать, вот это моя профессия. После того, как я научился «звездным войнам», меня очень тянет к созиданию.

— Где служили?

— В космических войсках, участвовал в управлении обитаемыми космическими аппаратами, в программах «Венера» и «Луна».

— А в бизнес как вас занесло?

— После сокращения штатов восемьдесят девятого года. Надо было сократиться так, чтобы успеть запустить «Буран» уже в гражданском качестве, потому что специалистов набрать быстро невозможно. Запустили, и я ушел на вольные хлеба. Пошел в бизнес.

— И что началось?

— Развал Советского Союза.

— Что на этом развале удалось подобрать?

— Надо было учиться заниматься коммерческими делами. Это было модно, и начало было положено торговлей бумагой. Удалось мне заработать что-то около восьми тысяч рублей. Тогда это большие деньги были — полтора автомобиля «Жигули». После периода «купи-продай» начали формироваться какие-то представления о бизнесе: началась тема недвижимости, продолжение «купи-продай» (мясо, сахар, бартерные схемы, нефтепродукты).

— Вы хотели быть богатым?

— Деньги — это же всего-навсего инструмент.

— Но вы их желали?

— Желание у меня делать жизнь прекрасной, созидать.

— Свою жизнь в первую очередь делать прекрасной?

— Почему свою? Меня своя жизнь меньше всего интересует.

— Как-то не верится…

— Ну, это же вопрос философский — ради чего живем?

— Согласна. Ответьте на него.

— Чтобы оставить детям чемодан с деньгами?

— В том числе.

— Он очень быстро закончится. Если что и можно оставить, в моем представлении, это какое-то измененное общество, в котором человек может сам себя реализовать. Поэтому ценность заключается в том, чтобы создавать такое общество, постараться, даже если мы его не увидим.

— Но для вас в калининградском предприятии, когда вы покупали его почти мертвым, что было главным? Вот эта измененная жизнь, или бизнес, в понимании обычного человека?

— Мне нравится, когда люди улыбаются друг другу, и помогают, и говорят комплименты. Мне нравится атмосфера хорошая, приятная.

— Вам часто улыбаются? Или вас боятся?

— Дело в том, что я вижу блеск в глазах людей. Вот взять предприятие пятилетней давности, и сегодняшний день, мне нравится, что девчонки ходят в форме предприятия, и что они этим начинают гордиться. Мне нравится, что заводится вот этот механизм гордости, за то, что ты нужный человек. И появляется у людей вера в жизнь, в то, что можно достичь того, что ты хочешь и, в принципе, все только от тебя и зависит.

— И вы готовы вкладывать в это деньги?

— Это мое любимое занятие. Вот я заказал форму у Патрика Хельмана, и считаю, что это правильно. Хоть и дорого.

— А обыватель же скажет: «это же с нас возьмут деньги на форму, в наши билеты заложат эту цену».

— Замечательно. А чтобы так не говорили, мы продаем билеты по девяносто девять рублей.

— Пять мест в каждом самолете.

— Да, три тысячи в месяц.

— В аэропорту города Милана мы искали стойку регистрации «КД-авиа», нашли ее с превеликим трудом, в каком-то медвежьем углу, при том, что на табло не было информации о том, где идет регистрация на рейс.

— Но нашли же?

— Да, но это было весьма неприятно.

— Надеюсь, что спустя год, наверное, все будет по-другому, уже, наверное, и сейчас по-другому.

— А будет по-другому?

— А как вы считаете?

— Ваша вера в это, наверное, должна как-то и на меня распространяться. Вам не обидно, когда пресса печатает карту аэропортов страны, которые получат федеральное финансирование, там не то, что нет «КД-авиа», там иногда и самого Калининграда на карте нет?

— У нас есть свой собственный план, но мы никогда не отказываемся от помощи, и всегда готовы помогать другим.

— Вы сейчас в Калининграде чаще бываете, чем в Москве?

— Примерно поровну. Здесь сегодня для меня центр, который никак нельзя оставлять надолго. Моя философия: жизнь — это движение. Как только движение останавливается, заканчивается жизнь.

— Все равно куда двигаться?

— Везде есть проблемы.

— Вы летаете как, интересно, на чем?

— На чем придется.

— На «КД-авиа»?

— Да на всем.

— Приходите в кассу, покупаете билет, проходите досмотр?

— Да.

— В бизнес-классе?

— По-всякому. Сегодня 11 рейсов в Москву каждый день, по-моему.

— Москва все равно остается ключевым направлением для авиаперевозок калининградцев?

— За счет транзитной схемы перевозок теперь калининградцы могут напрямую перемещаться во все точки нашей маршрутной сети, минуя Москву. Там у нас «голова» компании, центр управления полетами, коммерческая дирекция, аналитический центр. И замечательная загрузка, например, на Челябинск, Омск, Астану. Мы открываем рейсы на Париж, Вену, Тель-Авив, Софию, Стамбул. Рейсы в Европу стали примерно втрое больше загружаться. Калининградцы летают чаще, чем жители России. У нас за прошлый год на 900 тысяч населения 750 тысяч полетов за год по статистике. В целом по стране это очень большой показатель

— А знаете, чего сейчас все боятся? Что вы остановите свою деятельность.

— Это замечательное чувство. Значит, возникает желание помочь. Сумма инвестиций в наш аэропорт на порядок меньше, чем у конкурентов. Потому что сами копаем, сами строим. И от помощи не отказываемся.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Все новости Калининград
Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов Политика, 02:58
В Павлограде прогремели взрывы Политика, 02:50
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Губернатор сообщил о последствиях воздушной атаки ВСУ на Белгород Политика, 01:42
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» Политика, 01:37
США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН Политика, 01:20
«Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений Спорт, 01:09
Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области Политика, 00:45
Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал Бизнес, 00:43
Украина проигнорировала просьбу США об атаках дронов Политика, 00:28
Глава МАГАТЭ обвинил в игнорировании призыва не атаковать Запорожскую АЭС Политика, 00:20