Пробки, туалеты и новый закон: что изменится на Куршской косе в 2021 году
В первом квартале 2021 года в национальном парке «Куршская коса» обещают запустить онлайн-продажу билетов. Руководство парка ожидает, что летом будет большой поток туристов, к которому коса не готова. Об этом в эфире радио «Комсомольская правда — Калининград» рассказал директор нацпарка Анатолий Калина. РБК Калининград собрал самые интересные его высказывания.
О турпотоке
«Количество туристов у нас не убавилось. Цифры, я думаю, в два раза больше, чем в январе 2020. За 10 дней у нас было где то 14,5 тысяч туристов. Это огромный наплыв, даже в праздничные дни. Мы готовимся к летнему сезону и думаем, что будет не меньше. В 2012 году, у нас было 250-280 тысяч туристов, а 2019-ый показал, что у нас 580 тысяч туристов. Коса не готова к такому наплыву — это большая нагрузка, потому что осматривать в нацпарке можно всего лишь 15-19% территории. Остальная территория должны быть закрыта и должна охраняться».
Цены будут расти пропорционально турпотоку
«Туристов это не остановит (высокая цена — прим. РБК Калининград). Цена у нас повышена максимальная. Если количество наших туристов будет увеличиваться, то ограничения уже будут введены для автомобилей. Все деньги, которые получает национальный парк, идут на содержание нацпарка. На зарплаты сотрудников, на научный отдел, на технику, на экологическое просвещение, на туалеты. Мы только на чистку туалетов в прошлом году потратили 8,5 млн рублей».
О пробках
«Ситуация не очень положительная. Ремонт дороги, с одной стороны, положительный, — к нам будет легче въезжать, потом выезжать. Но то что происходит сейчас... Вечером когда наши гости когда едут домой в Зеленоградск сталкиваются в пробке, потому что и Зеленоградск не готов принимать такое количество автомобилей. Мы работаем с сотрудниками ГИБДД, которые нам помогают и вечером открывают встречную полосу<...> Сейчас будет ряд совещаний, в правоохранительных органах, правительстве. Именно о перспективе въезда и выезда с территории нацпарка. Нужно подождать, мы не сидим без дела. Ситуация сложная. Раньше было тяжело въехать, теперь тяжело выехать. Будем прорабатывать схему, при которой движение пойдет через город Зеленоградск, но уже в другом направлении. Одна из версий — въезжать на территорию парка через Зеленоградск, а выезжать уже по Окружной дороге. Над этим вариантом работаем».
Онлайн-продажа билетов
«Здесь маленькая загвоздка. Думаю, что в первом квартале мы все-таки запустим онлайн оплату. Там можно будет также писать заявления, и все что происходит на территории нацпарка. Она (онлайн продажа) позволит сделать проезд на территорию парка порядка 10-7 секунд».
О туалетных «кабинках позора»
В ответ на слова столичного блогера о том, что Куршская коса неудобна для туристов, а установленные там туалеты напоминают «кабинки позора»:
«На самом деле идёт подмена понятий. Нужно понимать, что нацпарк — это федеральная особо охраняемая природная территория, на которой существует много ограничений. И когда люди начинают с нас требовать лавочек, скамеек, туалетов — это не парк культуры и отдыха. Стационарные туалеты у нас установить нельзя, хотя мы тоже над этим работаем, прорабатываем схему чтобы они были более удобные для наших туристов. <...> Современные биотуалеты, конечно, есть. Мы их сейчас прорабатываем. Скорее всего, в этом году попробуем установить пару туалетов. Но они будут уже платные, за ними будет другой присмотр».
О сравнении с литовской стороной
«Литовская сторона развивалась как территория отдыха, и все, что у них есть — это все развивалось в советские времена. На данный момент у них сейчас нового нет. Подводы воды, канализация — все это было сделано в советские времена. Наша сторона была как рыболовецкий колхоз. У нас не развивали туризм, у нас занимались рыбной ловлей. Поэтому наша сторона отличается от их стороны. Две миссии ЮНЕСКО оценивали и российскую сторону и литовскую. Наша победила два раза, потому что у нас сохранен природный аспект».
О новом законе про нацпарки
«Все, что в этом законе сделано, это чтобы снять социальную напряженность на территории национальных парков. У нас три поселка, а есть национальные парки, в которых 130 поселков. И ограничения, которые были введены на территориях – прохождение экологической экспертизы. Не каждый житель мог себе позволить ее пройти, не всегда можно было пройти с первого раза. Эта напряженность не давала развития поселкам. Я считаю, что наши поселки имеют хорошие перспективы для развития. Можно восстанавливать все очистные сооружения, водопровод и все делать, чтобы поселки зажили и для местного населения, и для туристов. Я считаю, что это изменение правильное и дает толчок развития. Минусов на данный момент пока нет. Все будет в сравнении, когда время придет, тогда и будем смотреть.
О строительстве на Косе
«Никакой высотной застройки на территории парка не может быть. Расширения границ тоже не может быть, потому что границы поселков уже сформировали и территорию никто увеличивать не даст. На земельных участках, которые есть, и которые люди продают, возможны строительство и изменения. Если человек купил участок и хочет переделать дом, он предоставляет документы, согласовывает все. Стройтесь, пожалуйста, но согласно градостроительному кодексу».
Об угрозе от нефти и разрушения
«Авандюна у нас разрушается. Ее состояние, можно сказать, чуть-чуть хуже чем на литовской стороне. Национальный парк работает над восстановлением авандюны. У нас есть комплект документов с прохождением экологической экспертизы по восстановлению авандюны. Но нужно понимать, что если у нас не будет побережья, и мы будем восстанавливать авандюну, ее также будет смывать. Авандюна — это не гидротехническое сооружение, которое защищает тело самой дюны. Это насыпь песка, которая предохраняет движение песка дальше в сторону тела. Что касается разработки нефтяной, то она находится далеко от национального парка. И с компаниями, которые производят эту разработку, мы проводим совместные учения раз в году. Для того, чтобы предотвратить эту ситуацию и все знали, что и как делать в случае разлива нефти. Никто это не остановит. Это же наша жизнедеятельность, это работа. Это работа которая идет из года в год. <...> Со стороны моря нацпарк пока не готов. У нас нет улавливателей нефти и так далее. Но это есть у того же «Лукойла», у МЧС, которые совместно с нами готовы будут локализовать ситуацию».
Как писал РБК Калининград, с 1 января 2021 года стоимость посещения территории нацпарка «Куршская коса» выросла в два раза: вместо 150 рублей один взрослый платит за вход 300 рублей. Повышение коснулось пока только туристов, приезжающих на личных автомобилях. За въезд легковой машины или мотоцикла им необходимо, как и раньше, дополнительно заплатить 150 рублей.