Больше, чем деньги. Как туристическая отрасль региона теряет на туристах
Стремительно растущий из-за закрытых границ турпоток в Калининградскую область дает властям основания утверждать, что туризм становится «полноценной отраслью калининградской экономики». Так, в мае глава региона Антон Алиханов, обосновывая необходимость введения курортного сбора, говорил о стабильном ежегодном 10%-ном росте доходов от этой сферы. Он сообщил, что пока туризм формирует только 2% ВВП региона, что составляет порядка 9 млрд рублей. Это — одна сторона «медали». РБК Калининград решил обратить внимание читателей и на другую сторону — попробовать оценить, что отрасль теряет за сезон из-за несознательных туристов-вандалов.
В процессе подготовки материала журналисты редакции пришли к выводу, что в большинстве случаев речь идет именно о скрытых, невыявленных и не сформулированных потерях. Подсчитывая ущерб от пандемии и возлагая надежды на доходы в новый сезон, предприниматели неохотно рассказывают о своих убытках от туристического нашествия.
«Не читали, не знаем»
Из-за массового потока гостей, устремившихся на Куршскую косу, случаев повреждений имущества или объектов природы стало больше в 20-30 раз. По словам пресс-секретаря Национального парка «Куршская коса» Ольги Большаковой, часто люди уверены, что если они заплатили за вход или въезд, значит имеют право делать все, что хотят. Некоторые готовы на месте заплатить штраф 5 тысяч рублей за фотосессию на дюнах. Останавливает только предупреждение, что пески могут утянуть за собой вниз, сетует Большакова.
«Разбирают укрепления авандюны, которые сделаны из веток. Разбирают эти ветки и строят себе шалаши. Никакие информационные стенды никого не останавливают. Между тем, сложно посчитать, сколько труда волонтеров и работников нацпарка вложено в ежегодное укрепление дюн», — продолжает пресс-секретарь.
От несознательных туристов страдают и музеи, причем, преимущественно открытого типа, где разрешается трогать экспонаты. Например, в мае из одного известного городского частного музея (владельцы не пожелали раскрывать его название) посетители унесли ценный экспонат стоимостью 300 евро. Это не говоря уже о прихваченных с собой в качестве сувениров мелочах типа каминных спичек.
«У нас в доступе висят военные шинели. От них отпарывают пуговицы, знаки отличия. Это идет от непонимания культуры и истории. Не так давно украли немецкую каску в очень хорошем состоянии. Я даже не могу оценить этот ущерб. Это гораздо больше, чем просто деньги», — рассказывает директор по работе с посетителями калининградского военно-исторического объекта форт № 11 «Дёнхофф» Ирина Литвинович. Она уточняет, что на «блошином» рынке или интернет-аукционе такую каску можно купить по цене от 4 до 15 тысяч рублей, а военные знаки отличия стоят от 1,5 тысяч за штуку.
«Иногда ловишь за руку, спрашиваешь, почему так? Почему вы хотите что-то пнуть, оторвать, гонять животных, которые у нас живут на форте? Ведь на информационных табличках написано, что можно, а что нельзя делать. А нам в ответ: «Ой, а мы не читали», — продолжает Литвинович.
Испытание нервной системы на прочность
Экскурсовод одного из калининградских музеев, пожелавшая остаться неизвестной, сетует, что после туристического сезона восстанавливается с помощью психолога. Один визит к специалисту этой профессии стоит от 1,5 тысяч рублей, а требуется минимум пять сеансов.
«Попадаются очень сложные персоны, не желающие идти ни на какие договоры. Они могут мешать вести экскурсию, откровенно хамить экскурсоводу в присутствии других посетителей. Я думаю, с этим сталкиваются не только работники музеев, но и все, кто занят в сфере приема гостей», — рассказывает она.
«Гость, заплативший за тур, считает, что вправе поднять организатора в 2 часа ночи и попросить два дополнительных места в автобусе для его внезапно возникших друзей. А выезд назначен на 7 утра» — делится организатор туров. «Не так давно у меня была история с VIP-дамой, которая требовала все по высшему разряду. Практически все ее требования были выполнены, было задействовано много людей, и в итоге дама улетела в родные края, забыв оплатить услуги. А речь шла о сумме с тремя нулями. Оплату она произвела только после моих весьма настойчивых звонков и смс посланий».
Работа с большим потоком людей считается одной из самых сложных. Труднее всего тем, у кого экскурсии поставлены на поток или кому приходится вести большие группы, считает создатель и руководитель проекта «Народный экскурсовод» Виктория Корнева.
«В прошлые годы к нам в область и в Калининград ехали туристы, которые сознательно выбирали наши места. А сейчас, из-за отсутствия выбора вообще поехали совершенно разные люди - и те, кто привык на Мальдивах к высокому сервису, и те, кому просто интересно, «а что тут у вас». У меня были случаи, когда туристы высказывали большой негатив в лицо, и прямо при других членах группы. И это очень выбивает из себя. Тут надо уметь собраться, выдохнуть и работать ради других. Анализировать негатив и критику надо после работы. А если делать это в моменте, то и сам экскурсовод сорвется, и у других людей, которые пришли с позитивом на экскурсию, настроение будет испорчено. Мы на курсах учим будущих экскурсоводов психологическим приемам: прежде всего надо понять, почему человек так себя ведет, и если это его жизненная модель, то как такого человека, скажем, нейтрализовать. Самое главное в этой профессии — это любовь к людям. Без нее можно быстро сгореть и выйти из профессии навсегда», — рассказывает Корнева.
Как бороться
К нарушителям правил или клептоманам и чаще всего применяют стандартные штрафные санкции — в среднем сумма одного составляет 1,5 тысячи рублей.
Серьезный вандализм может быть наказан по статье 214 УК РФ штрафом до 40 тысяч рублей, а также арестом и исправительными работами. Это — формальности. По словам собеседников РБК Калининград, прецеденты с наказанием — скорее исключения из правил. В большинстве случаев предприниматели стараются либо закрыть на это глаза, либо обойтись «малой кровью».
Такие же русские
И все-таки делить туристов на наших и не наши» некорректно, убежден владелец историко-культурологических гостиничных проектов «Альбертина» и «Дом сказочника» Борис Барфельд.
«К нам едут такие же русские люди, как мы, слава Богу по-русски говорящие, это же граждане нашей страны, такие же ее жители, как мы. Как тут делить? У кого какой менталитет? Честно сказать, я не заметил большой разницы. Да, сегодня туристов стало больше. Если раньше в основном ехали из Москвы, Питера, то теперь и из глубинки и это очень хорошо! Людям здесь нравится! Им нравится наш город. У нас и цены здесь вполне подъемные. Мы в наших отелях цены давно не повышали. Номера стоят от 1800 до 2900 рублей в сутки. Ну, а то, что зеркало там разбили? Ну, бывает. Мы наших туристов очень любим и очень ждем!», — резюмирует отельер.
Ранее РБК Калининград писал, что типичный турист, приезжающий на отдых в Калининградскую область — это семейный человек не старше 40 лет, как правило, житель Москвы, Санкт-Петербурга, Саратовской области или Ханты-Мансийского автономного округа. Такой портрет калининградского туриста по итогам 2020 года с помощью системы Big Data составили в министерстве по культуре и туризму региона.
В Калининградской области в честь 75-летия региона появился новый электронный сервис для туристов. Приезжающие гости начали получать приветственные смс со ссылкой на специальный портал, где собрана информация о достопримечательностях, развлечениях и гастрономических особенностях региона. Онлайн-гид запущен региональным министерством по культуре и туризму совместно с телекоммуникационной компанией МТС.