Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Калининград
Инфляция не остановит рост на биржах. Почему в это верят финансисты США Pro, 14:03
Россия и Израиль обсудили признание сертификатов о вакцинации от COVID Общество, 14:02
Почему много серверов — это еще не облако РБК и Мегафон, 14:00
Силовики пришли с проверкой в администрацию Керчи Политика, 13:58
«Тануки» призвала прокуратуру наказать донаторов «Мужского государства» Общество, 13:52
Прядкин вышел из состава руководящей структуры РФС Спорт, 13:51
Состояние почвы в Москве: Мосэкомониторинг начал анализ результатов РБК и ДПиООС, 13:42
Новый Chevrolet Corvette Z06 получил мощнейший мотор V8 в истории Авто, 13:41
Как воспитать в себе адекватную самооценку и где это может пригодиться Социальная экономика, 13:40
Да Винчи в пентхаусе: какой дом выбрал художник и изобретатель РБК и Галс-Девелопмент, 13:36
iOS меняет правила в email-маркетинге: как их можно обойти Pro, 13:35
Сестры Аверины вышли в финал чемпионата мира по художественной гимнастике Спорт, 13:33
Следить за мерзлотой: чем грозит повышение температуры в Арктике Партнерский материал, 13:32
Экс-глава РУСАДА предрек Украине жесткие санкции из-за махинаций Спорт, 13:26
Калининград ,  
0 

«Маленькие бизнесы отомрут». К чему приведет маркировка товаров в регионе

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

С 1 января 2021 года в России стала обязательной маркировка одежды и товаров легкой промышленности. Оборот немаркированных товаров запрещен — то есть, нельзя продавать, перевозить и хранить одежду без кодов маркировки. По мнению властей, маркировка позволит бороться с контрафактом и вывести часть бизнесов из тени. РБК Калининград поговорил с предпринимателями о том, как это новшество меняет цены на товары и какие последствия за собой влечет.

Обязательная маркировка обуви и лекарств через систему «Честный знак» была введена 1 июля 2020 года. Начав работать в «Честном знаке», большинство предпринимателей жаловались на сбои в работе программного обеспечения, которые в итоге приводили к задержкам в работе. Так, в середине августа в аптеках начался дефицит некоторых лекарственных препаратов, поскольку из-за сбоев затянулась дистрибуция товара от производителя до покупателя — из-за большого потока отчетов «Честный знак» просто зависал.

В мае 2020 года губернатор Антон Алиханов в интервью журналу «Королевские ворота» заявлял, что будет лоббировать приостановку маркировки для некоторых товаров и возможность введения для бизнеса механизмов компенсации части затрат на приобретение оборудования, которое понадобится для обслуживания системы маркировки.

Проблемы с лекарствами

Фото:Pixabay
Фото: Pixabay

В ноябре прошлого года на фоне пандемии и дефицита лекарств правительство РФ упростило порядок работы с системой мониторинга движения лекарственных препаратов. Сейчас аптеки работают с «Честным знаком» в уведомительном порядке: это позволяет отпускать товар сразу, через кассы и регистраторы выбытия сразу после уведомления системы о поступивших к ним препаратах. Ждать подтверждения от системы, что сведения о приёмке успешно зарегистрированы, не нужно. Как пояснили РБК Калининград в Центре развития перспективных технологий (оператор системы маркировки), срок действия этого пункта правительственного постановления не установлен — для аптек и больниц этот принцип остается действовать. Кроме того, до 1 июля 2021 года дополнительно вводятся упрощённые механизмы «обратной приёмки лекарств». При их ввозе в Россию и обороте внутри страны  участники не обязаны дожидаться от поставщиков подтверждения приёмки препаратов и могут самостоятельно оприходовать их и проводить дальнейшие действия с лекарствами; аналогично, при ввозе лекарств в Россию импортёры могут не ждать от держателей или владельцев регистрационного удостоверения на препараты подтверждения ввоза, отметили в Центре.

«Сейчас, когда действует уведомительный порядок “Честного знака” всеми предприятиями, работающими с маркированными лекарствами, проблема состоит только в том, что маркировка просто увеличила трудозатраты всех сотрудников аптеки, так как нужно принять вручную каждую упаковку маркированного товара. И если данные по маркировке неточные или там сбой какой-то, это не мешает продавать товар. А если уведомительный порядок с 1 февраля прекратится, то нужно будет прежде, чем отпустить потребителю лекарство, дождаться уведомления от "Честного знака", что поступил «правильный» товар, дождаться подтверждения от поставщика, что ты принял именно тот товар, который этот поставщик отправил, и только после этого фармучреждение (хоть коммерческая аптека, хоть государственная больница) сможет отпустить этот товар потребителю. Такие подтверждения могут задерживаться на один, на два, на три дня. В это время больной не получит лекарственное средство. А уж если продал не дождавшись подтверждений, жди штрафов», — поясняет владелец сети «Новая аптека» Игорь Кастусик.

Он отмечает, что проблемы с покупкой товара возникают на этапе взаимодействия с поставщиками, поскольку для них работа с системой носит неуведомительный характер.

«Система маркировки не отработана до конца. Да она и не могла выйти в свет в идеальном состоянии. По сути "Честный знак" действует как и любой современный разработчик софта (хоть возьмите Microsoft, хоть Apple и других) — выпускается программный продукт, потом пользователи сами находят ошибки, сообщают, что в продукте не так, разработчик исправляет, дорабатывает. Так делают все софтверные компании. Другое дело, что не все они работают с жизнями людей и лекарствами, и не все их ошибки выпадают на пандемию. Мы надеемся, что правила останутся смягченными до конца этого года», — говорит Кастусик.

«Система не проверенная, не сделанная, не профинансированная, но со своими требованиями. Я уже не говорю о том, что у Минздрава, Росздравнадзора и прочих курирующих ведомств системы тоже разные и обмен информации тех же ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий — прим. РБК Калининград) и системой МДЛП (мониторинг движения лекарственных препаратов) между ними не налажен», — ранее говорил в интервью РБК Калининград учредитель компании-фармпроизводителя «Инфамед К» Андрей Горохов.

Рост цен и снижение скидок

Фото:Pixabay
Фото: Pixabay

Для полноценной работы в системе «Честный знак» производителям и продавцам приходится закупать не только марки, но и оборудование, и программное обеспечение, а также дополнительно нанимать работников. Все это приводит к большим финансовым затратам и, как следствие, увеличению цен на товар. Многие продавцы одежды на калининградских рынках уже говорят о повышении в 10-15%. Те же планы у фармпроизводителей.

«В любом случае мы будем увеличивать цену нашей продукции примерно на 2-3-5%. Нас же как производителя с 1 июля до конца октября обязали платить за маркировку по 50 копеек за каждую пачку препарата», — сетует Горохов

«К сожалению, совсем не ясно за что именно производители (а в итоге и вся страна) платили и будут платить, если система и ее основной замысел в итоге не работают», - продолжает он.

«Одна марка стоит 50 копеек. На товар, который мы самостоятельно импортируем, у нас только затраты на марку. А то что мы через партнеров покупаем уже с марками, они берут деньги за свои услуги маркировки — включают туда всё: и стоимость бумаги, марок, свою работу», — объясняет управляющая магазинами обуви Mally и Martin Анастасия Назаренко.

По ее словам, магазины не могут значительно увеличить цены, поскольку это сразу отразится на покупателях. Чтобы как-то компенсировать свои затраты на маркировку, обувные салоны перестали активно делать большие скидки.

«Если в этот период мы уже давали скидки 50-40% на текущую коллекцию осень-зима, то пока мы скидки придерживаем, чтобы сохранить как-то нашу прибыль. Мы будем до последнего держать уровень скидок 30% и только в конце сезона будем увеличивать их», — отмечает Назаренко.

Отмена льгот и закрытие бизнеса

Фото:Pixabay
Фото: Pixabay

О жалобах от предпринимателей на работу системы маркировки рассказала РБК Калининград калининградский бизнес-омбудсмен Светлана Нижегородова. «Маркировка дает постоянные сбои, в отдаленных местах и муниципалитетах, где есть проблемы с интернетом, ситуация еще хуже, и действительно, это создает проблему.

Мы знаем, что маркировка является препятствием по ряду товаров льготных налоговых режимов, помимо патентной системы налогообложения, например.

Предприниматель который торгует лекарствами, обувью и, по-моему мехами, не имеет права применять льготный налоговый режим. Тоже логика в этом не совсем понятна. Это лишает предпринимателей объективных льгот, которые даны остальным аналогичным видам бизнеса», — говорит Нижегородова.

Финансовые затраты на маркировку могут привести к закрытию малого бизнеса, считают эксперты. «Большому бизнесу эти затраты легче понести, а маленькие могут уйти с рынка, тем более, налоговые режимы — это еще большая проблема. Одно дело тратиться на введение маркировки, а с другой стороны лишиться льготы по налогам, которая доступна другим видам бизнеса. По этим основаниям я слышала, что многие предприниматели, которые торгуют обувью в линейке остальных товаров, могут отказаться от торговли ею, чтобы применять налоговые льготы», — объясняет бизнес-омбудсмен.

«В нашей стране все под очень правильными лозунгами делается. Система маркировок рассчитана на то, чтобы покупатель понимал, что он приобретает. Путем сканирования QR-кода он может посмотреть происхождение товара. Со стороны государства это контроль и дополнительные финансовые поступления в бюджет, для нас это дополнительные временные, физические и материальные затраты. У нас в первую очередь выигрывает всегда в этом плане государство и крупные корпорации, которые также завязаны в этом деле. Для них это не будет проблемой, даже в плюс.

А для небольших бизнесов, как наш, это большая дополнительная нагрузка и сложности. Это все направлено под хорошими и правильными лозунгами “для покупателя и для контроля контрафактного товара”, это дополнительные сложности для малого и среднего бизнеса. Я думаю, что совсем маленькие бизнесы благодаря этому отомрут», — уверена Анастасия Назаренко.

Как писал РБК Калининград, по данным региональной отраслевой ассоциации, дефицит лекарств возник не только в аптечных сетях, но и на всех этапах производственно-сбытового цикла, включая производителей и дистрибьюторов. Ажиотажный спрос и введенная в июле система электронной маркировки препаратов только усугубили ситуацию.