«Цены еще повысятся». Эксперт — о глобальном удорожании продовольствия
За прошедший год минимальный набор продуктов питания в Калининградской области подорожал на 21%, а цена на отдельные позиции выросла в разы. За килограмм сахара она увеличилась на 50%, картофеля — на 38%, литр подсолнечного масла — 36%. По данным Калининградстата на конец июня, продолжают расти цены на свеклу (+42%) и морковь (+24%). Причем, это удорожание продовольствия имеет глобальные экономические причины. Мировые цены на продовольствие в мае побили десятилетний рекорд темпов роста за месяц.
О том, что замедлит рост цен и чем могут помочь временные ограничения на экспорт зерновых рассказал в интервью журналу «Королевские ворота» историк, политолог и аспирант РАНХиГС при президенте России Сыдып Бальдруев.
«Лидерами роста цен в первую очередь является масло: подсолнечное, кукурузное, рапсовое. Затем идут сахар, зерновые культуры. Но они идут на фоне роста цен на мясомолочную продукцию», — комментирует эксперт.
Остановить рост цен, по его мнению, можно, сняв ковид-ограничения по всему миру, чтобы макроэкономическая ситуация более или менее возвращалась на прежний уровень. Тогда люди вернутся к обычному потреблению.
«Сельское хозяйство — такое место, где традиционно нужно много людей. Из-за пандемии свои работники перестали выходить в поля, большое количество иностранцев либо выехало, либо не въехало — как следствие, существенно выросла стоимость труда. Из-за сбоев в поставках, разрывов производственных цепочек начались проблемы с поставками тракторов, запчастей, посевного материала. Это больно ударило по сельхозпроизводителям во всём мире. Множество оставшихся без работы только и делали, что питались. Человек, когда нервничает, больше ест, а пандемия — один сплошной стресс. Все эти пункты повлияли на то, что цены на продукты начали расти».
Говоря о государственном регулировании цен как инструменте их сдерживания, Бальдруев соглашается с позицией Центробанка, что такая мера больно бьёт по производителям. В то же время, политолог отметил, что именно благодаря госрегулированию существенного роста цен удалось избежать.
«На мой взгляд, конкретного понижения нужно ждать в начале осени, когда начнут убирать урожай. Если он будет хорошим, то при таком количестве продукции цены сами собой скорректируются рынком. Если зимой огурцы стоят 150 рублей, ближе к середине лета цена значительно меньше. Не думаю, что мы будем наблюдать тенденцию к бесконечному повышению цен на продовольствие», — полагает Сыдып Бальдруев.
Ранее РБК Калининград сообщал, что регион только за первый квартал 2021 года экспортировал на 47% зерна больше, чем за тот же период прошлого года. Всего за границу отправлено 436 тысяч тонн зерна. Но с уже с 5 июня в России временно ограничили экспорт гречихи. А со 2 июня введён зерновой демпфер — механизм, включающий плавающую экспортную пошлину на зерно. Эта мера также направлена на стабилизацию цен.
«Экспортная пошлина на пшеницу, кукурузу и ячмень будет рассчитываться на основе ценовых индикаторов с ценой отсечения по пшенице в 200 долларов США за тонну, по кукурузе и ячменю — в 185 долларов за тонну. Её размер составит 70% от превышения этого показателя. Полученные средства будут направляться на субсидирование сельхозпроизводителей и аграриям, исходя из объёма производства. Это может существенно помочь. Поскольку продукция портящаяся, её придётся сбывать местным производителям. А если дать субсидии производителям, чтобы они могли брать сырьё по ценам, близким к мировым, все экспортные потоки развернулись бы в Россию. Сейчас же, поскольку мировые цены существенно выше, в валюте всё сырьё может уйти на экспорт. Это не нужно», — пояснил эксперт.
Как писал РБК Калининград со ссылкой на главу сельхозпредприятия «Калиновское» Сергея Чечулина, овощи на прилавках магазинов региона начинают дешеветь по мере появления на рынке местной продукции нового урожая. Решить ежегодную проблему дефицита овощей можно, в том числе, за счет строительства новых хранилищ.