Локализацию такси в Калининграде отложили до 2028 года

Локализацию автопарка такси в Калининградской области предлагают отложить до марта 2028 года, тогда как на остальной территории ее могут ввести на два года раньше. Как пишут «Ведомости», соответствующий законопроект № 481272-8 об установлении требований к уровню локализации транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, может быть принят во втором чтении до конца мая.
«В Калининградской области есть свои мощности производства плюс настрой руководства региона на развитие электротранспорта», — объяснил изданию причину исключения для российского эксклава Андрей Кутепов.
В конце апреля он в ходе рабочего визита встретился с главой региона Алексеем Беспрозванных, где стороны обсудили развитие городской транспортной системы.
Тогда губернатор особо подчеркнул важность сохранения и модернизации существующей трамвайной сети, а также развития инфраструктуры городского электротранспорта.
Член Общественного совета по развитию такси в Калининградской области Алексей Спиридонов в беседе с РБК Калининград отметил, что как и ранее региональные таксисты выступают против локализации, отсрочка их мнения не изменила. Он уверен: рынок упадет, водителям негде будет брать автомобили, а «Автотор» просто может не справиться с возросшими объемами.
Рассуждая об «Амбер Авто», собеседник констатирует: машина хорошая, но местным водителям не по карману.
«Это не для такси машина. Брать ее за 3 миллиона и 10 лет на ней работать, чтоб окупить. Этого не будет, это слишком дорого», — категоричен Спиридонов.
В то же время он признает, что 50 пилотных электротакси, которые ездят сегодня по области, показали себя достойно. Но в случае, если машина попадет в ДТП, то запчасти — фару, крыло, бампер — купить будет просто невозможно. Нужно будет заказывать и ждать их из Поднебесной, говорит собеседник.
«Если электрокар будет стоит примерно как «китайцы», то уже можно будет рассматривать такое такси», — резюмирует Алексей Спиридонов.
Напомним, первые пятьдесят электромобилей «АмберАвто А5» местного производства вышли на дороги Калининграда в апреле 2024 года. Их закупил владелец таксопарка «Кениг-рент» Александр Навагин. Он планирует использовать автомобили в эко-каршеринге, а в летние месяцы предоставлять их в прокат туристам.
Собеседник признается: чтобы решиться на покупку электромобилей вместо обычных авто, он изучил опыт Нижнего Новгорода — первого российского города, где начали использовать электротакси. Александр уверен: за электромобилями будущее, но, считает, что об экономическом эффекте от использования такого транспорта говорить пока преждевременно, первые результаты будут видны только в ходе эксплуатации.
Изначально планировалось, что с 1 октября 2025 г. все приобретаемые для легковых перевозок автомобили должны быть произведены в России. Ко второму чтению срок вступления в силу закона в России предложили сдвинуть на 1 марта 2026 г.
Также появилась норма, которая позволит использовать в такси машины, произведенные по специальным инвестиционным контрактам (СПИК), заключенным в период с 1 марта 2022 г. по 1 марта 2025-го. С 1 января 2033 г. единственным критерием для внесения в реестр такси станет количество набранных баллов за локализацию либо решение правительства (если речь идет о СПИКе, заключенном после марта 2025 г.)
UPD: Сегодня, 13 мая в Госдуме приняли закон о локализации такси. Как отметил председатель ГД Вячеслав Володин, инициатива была доработана с учетом мнения представителей отрасли и производителей. Требования к машинам такси не будут применяться к автомобилям, внесенным в региональные реестры до 1 марта 2026 года; к транспортным средствам в реестрах Калининградской области и регионах Сибирского федерального округа — до 1 марта 2028 года, а в субъектах ДФО — до 1 марта 2030 года.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 марта 2026 года.
Ранее РБК Калининград писал, что после введения локализации в региональном парке такси может возникнуть нехватка машин. Сейчас на таких авто работают около 20% местных таксистов, но если в локализацию не попадут машины, собираемые на «Автоторе», то показатель может вырасти до 60%.
Кроме того, использование отечественных автомобилей может привести к росту цен на услугу, уверен Спиридонов. Так как по оценкам таксопарков, эти машины даже в первый год эксплуатации в среднем требуют более трех ремонтов. Расходы на техническое обслуживание превышают 70 тыс.руб. в год. Как правило, чаще всего «летят» подвеска, электроника, тормоза и трансмиссия. Так что в случае принятия инициативы жители области могут столкнуться с серьезным повышением стоимости поездок, снижением доступности легального такси.