Под влиянием Китая. Как меняется калининградский авторынок и цены на нем
С 1 апреля в России изменится порядок расчета платежей за автомобили, ввозимые из других стран ЕАЭС. В правительстве считают, что это должно обеспечить равные условия для всех автовладельцев — как для тех, кто ввозит в страну машины, растаможенные в странах ЕАЭС, так и для тех, кто проходит эту процедуру в России. РБК Калининград разбирался, как новшество отразится на региональном авторынке и как сегодня в целом меняется этот сегмент.
«Государство недополучило прибыль»
По мнению генерального директора автодилерской компании «Отто Кар» Ильи Фишкина, к существенным изменениям на рынке в целом новый закон не приведет. В то же время, с апреля могут подорожать некоторые автомобили, ввозимые в регион по параллельному импорту, поскольку их растаможка раньше была значительно дешевле.
«Если говорить о едином экономическом пространстве Беларуси, Киргизии, Казахстана, России, то разница в таможенных платежах до 1 апреля могла составлять и 10 тысяч долларов, и 20 тысяч. К примеру,
если в РФ растаможка стоит 49% от стоимости автомобиля, то в этих странах — 25-30%. За счет этого очень большое количество автомобилей в прошлый период было ввезено, и по сути наше государство недополучило прибыль. Ситуация, когда людям было выгодно покупать автомобиль не у официального, а «серого» дилера и привела к решению, что с 1 апреля все участники рынка будут иметь одинаковые условия. Я думаю, что это не повлияет существенно на ценообразование в целом.
Определенные марки автомобилей, которые были популярны для ввоза по параллельному импорту, повысятся в цене, но это не будет влиять на весь рынок. Подорожают некоторые бренды», — полагает Фишкин.
Предложения калининградского рынка
95-98% продаж вторичного рынка Калининграда сегодня составляют предложения прошлых лет — корейские, японские и европейские марки. Китайских автомобилей с пробегом пока очень мало и на это есть несколько причин.
«Многие люди психологически не готовы переходить на китайский автопром. И потом — на вторичном рынке китайских авто предлагается еще очень мало, потребитель пока не понимает старение такого автомобиля, их техническое состояние по прошествию 3-5 лет. И этот момент влияет на принятие решения по покупке автомобиля», — объясняет Фишкин.
Но он уверен: пройдет еще год-два, и рынок автомобилей с пробегом тоже будет меняться в сторону китайского автопрома — точно так же, как меняется сейчас рынок новых авто.
По данным сервиса «Авито Авто», в 2023 году на вторичном рынке Калининграда по продажам лидировали автомобили из Германии — они составили 43% от общего числа продаваемых автомобилей. На втором месте — японские модели с долей продаж 21%. Автомобили из Франции с долей в 10% заняли третью строчку. Авто с пробегом из Кореи — на четвертом месте (9,6%). Замыкают топ-5 автомобили из США (7%).
Тем не менее, рост востребованности китайских автомобилей в стране стал трендом ушедшего года, констатируют в пресс-службе сервиса. Продажи легковых авто с пробегом из Поднебесной за год выросли на 54%, доля продаж моделей из Китая в Калининградской области составила 2%.
Сделано в Калининграде
С прошлого года калининградский «Автотор» начал сборку китайских автомобилей с перспективой расширения числа брендов. Местные дилеры эту продукцию уже реализуют.
«Если говорить о том, что сейчас продается именно в нашем регионе, то, безусловно, львиная доля всех продаж — это китайские автомобили. Очень неплохо сейчас по Калининграду зашла продукция «Автотора», они предлагают калининградцам два бренда — BAIC и Kaiyi, и они достаточно хорошо продаются», — отмечает Илья Фишкин.
Если раньше калининградцы сетовали, что за местными машинами приходилось ехать в центральную Россию, то сегодня производитель поставляет авто региональным дилерам напрямую.
«Мы работаем через представительство в Москве, но автомобили получаем напрямую с завода. Это позволяет сэкономить деньги на транспортировке», — говорит собеседник.
Наибольшим спросом у жителей региона пользуются китайские Cherry, Haval, Geely. В целом же по продажам ни один китайский бренд особо не отличается от других, все идут примерно на одном уровне.
«В настоящее время в Калининграде достаточно ровные продажи всех брендов. Но я не думаю, что Cherry или Geely продают сейчас больше, чем «автоторовские» марки. Наверное, это в большей степени связано с тем, что очень сложная логистика.
Сейчас, если говорить о доставке автомобиля, то с момента заказа до момента получения, может пройти где-то около месяца, к сожалению», — продолжает эксперт.
Многие дилеры сегодня перешли на доставку контейнерами, в каждый, как правило, входит по два-три автомобиля. Правда, на сроки способ транзита практически не влияет.
Автомобили дешевеют?
По данным «Авито Авто», средняя цена на автомобили с пробегом в Калининградской области в 2023 году составила 485 тысяч рублей, что на 22% больше, чем в 2022 году.
До середины 2023 года на российском рынке существовал дефицит автомобилей, потому и продавали их практически без скидок, объясняет генеральный директор автодилерской компании. Сейчас предложение достаточно большое, и цена на новые автомобили пошла вниз.
«При большом количестве предложений все импортеры, дистрибьюторы предлагают достаточно хорошие акции. Так, на машину стоимостью 3,5 млн рублей по различным программам можно легко получить скидку до 500 тысяч», — говорит собеседник.
Давать прогнозы о том, как на калининградский рынок машин повлияет выход на рынок продукции «Автотора», эксперт не стал. По его мнению, сейчас практически все, что продается, широко не известно, а чтобы марка стала понятной, нужно хотя бы три года ее эксплуатировать.
В то же время, Фишкин считает, что у калининградских машин есть все шансы конкурировать в это нелегкое время.
«Сейчас на российский рынок заходит очень большое количество марок, но в большинстве своем у этих брендов нет производственной базы, они все идут по чистому импорту. В случае каких-то политических, внешних изменений, большое количество этих марок могут просто развернуться и уйти с рынка. Поэтому я бы порекомендовал выбирать все же те бренды, которые имеют производственные мощности, локализацию. В частности, «Автотор» в этом случае один из лучших выходов. Можно рассмотреть продукцию российских заводов, «Автоваза». Потому что, как правило, компании-производители вкладывают больше средств в мощности и рассчитывают на большие сроки», — рассуждает он.
В 2024 году авторынок будет полностью под влиянием китайских брендов.
«Куплю ваш авто»
В последнее время на машинах калининградцев стали появляться записки с предложением купить автомобиль. Корреспондент РБК Калининград связался с таким покупателем по одному из предложенных контактных номеров. Собеседник представился Анатолием и рассказал, что скупает машины, которые подолгу стоят во дворах.
«Допустим, автомобиль сломался, и люди не хотят им заниматься. Он стоит без дела, а мы предлагаем его продать. Если им это интересно, за адекватные деньги мы готовы его выкупить. Бывает, человек просто не знает, что автомобиль можно сдать на разбор за какие-то деньги», — объясняет скупщик.
Машины покупают именно на запчасти. На металлолом после введения санкций сдавать старые авто, по словам собеседника, очень невыгодно — цена снизилась. Для сравнения, позапрошлым летом за сданный на металл транспорт автовладелец мог получить в районе 20 тыс. рублей, сейчас при хорошем раскладе — это тысяч шесть, не больше.
Какие угодно запчасти
В настоящее время в Калининграде можно найти запчасти на любую модель, уверен Анатолий.
«У меня в гараже японская, немецкая и американская машины. Я вообще не ощущаю дефицита каких-либо запчастей. При том, что у меня есть кабриолет БМВ 2006 года, у которого сломался насос на крыше. Это очень редкая вещь. И я нашел ее в Минске за 20 тысяч рублей. В интернете можно найти все, что угодно», — рассказывает он.
Дефицита запчастей и сложностей с их поставкой, скорее всего, не будет и в будущем.
«В Москве столько машин бьется, что можно любую запчасть найти. Может она и не будет новая, но она будет оригинальной и с маленьким пробегом, допустим. Единственный нюанс: если что-то приезжает в Калининград и не подходит, то из Калининграда отправить товар будет сложно. Но сюда доставляется что угодно: двигатель, мотор, коробка, колеса», — рассуждает Анатолий.
С ним совершенно согласно владелица БМВ Х7 Наталья.
«Вообще проблем с запчастями нет сегодня. Параллельным импортом доставляют все, но цены, конечно, стали на порядок выше», — отмечает она.
Так или иначе, в 2024 году авторынок будет полностью под влиянием китайских брендов, а запчасти к машинам из КНР не под санкциями. Поднебесная сегодня — основной поставщик комплектующих.
Как ранее писал РБК Калининград, более полугода назад в Калининградской области начался эксперимент по беспошлинной электронной торговле. Он позволяет калининградским юридическим лицам, ИП и самозанятым продавать и отправлять ввезенные или созданные в области товары в большую Россию без уплаты таможенных платежей и без подтверждения статуса — в пределах норм беспошлинного ввоза (до 31 кг и на сумму 1000 евро).