Business Insider: эмбарго-2023 станет проверкой топливного рынка Польши
Вступление в силу эмбарго на импорт российских нефтепродуктов станет настоящей проверкой для топливного рынка, пишет польский новостной портал Business Insider.
С 5 февраля текущего года вступит в силу эмбарго ЕС на импорт нефтепродуктов из России. Это продление запрета на импорт российской нефти в Евросоюз морским путем, вступивший в силу 5 декабря 2022 года.
«Хотя Россия продавала по нефтепроводу «Дружба» миллионы тонн нефти, она транспортировала в Европу большие объемы танкерами. Им приходилось преодолевать относительно короткие маршруты из Усть-Луги или Новороссийска», — отмечалось в тексте.
Следующий этап эмбарго в 2023 году может вызвать напряженность на польском дизельном рынке. Сообщается, что Российская Федерация отвечала за львиную долю этого импорта: «В 2020 году, по данным ARE, она составила около 61,5%, в 2021 году — около 64,5%. Начало войны в Украине и перспектива торговли с государством-агрессором, а затем объявление эмбарго побудили импортеров искать новых поставщиков. В результате доля России в общем объеме импорта дизельного топлива в Польшу с января по октябрь 2022 года упала до менее 35 процентов. Для сравнения, в тот же период 2021 года было почти 66 процентов».
«Внутреннее потребление, несмотря на прогнозируемое замедление экономики, в ближайшие месяцы останется высоким из-за того, что часть дизельного топлива, закупленного в Польше, позже экспортируется в Украину», — говорит аналитик Reflex Уршула Чешлак.
Эксперты, как информирует Business Insider, не прогнозируют потрясений на рынке после 5 февраля 2023 года, потому что: «Еще будет нефть, законтрактованная до вступления в силу эмбарго. Все, кто еще торгует с Россией, будут делать это до последней минуты, а поставки будут продолжаться в течение следующих нескольких недель [...] Если мы оптимально подготовимся, ничего не произойдет. При этом, однако, на цену повлияет тот факт, что топливо будет поступать с других направлений и будет несколько раз перезагружаться. Каждый последующий элемент затрат в цепочке поставок будет увеличивать конечную цену топлива в стране».
Отмечается, что испытанием для топливного рынка Польши станет расширенная логистическая цепочка — судно из Приморска [Ленинградской области] идет в Гдыню за 2 дня, из района Красного моря - 30 дней, а из Индии около 40 дней. Из-за расстояния продукт также доставляется более крупными судами, которые не могут заходить напрямую в порты Гдыня и Свиноуйсьце из-за недостаточной глубины. Польские порты приспособлены для приема танкеров водоизмещением около 35 000 тонн и такие суда прибывали в польские порты прямо из порта в Приморске. Между тем, продукт с дальних направлений транспортируется большими цистернами, поэтому его необходимо перегружать на более мелкие танкеры, чтобы добраться до портов Балтийского моря.
Как писал РБК Калининград, в Польше из-за высоких цен на газ обанкротилась фабрика фарфора с почти двухсотлетней историей.
В районное управление труда в городе Валбжихе поступили два заявления: от фабрики фарфора Krzyszto и производителя керамической плитки Cersanite. Из них следует, что работу на фарфоровой фабрике Krzysztof потеряют 70 человек.
По словам директора районного управления труда в Валбжихе Мажены Радохоньской, речь идет о прекращении компанией хозяйственной деятельности из-за высокой стоимости газа и отсутствия контрактов на его поставку.