Пандемия — не форс-мажор. Почему бизнес платит за мусор, которого не было
Российские отельеры пытаются добиться от Минприроды РФ перерасчета за вывоз твердых коммунальных отходов. Из-за убытков в пандемию они предлагают начислять им плату за мусор не по нормативу, а за фактически накопленный объём. Калининградский региональный оператор не видит причин для такого перерасчёта.
Письмо главе Минприроды Дмитрию Кобылкину от имени предпринимателей направила «Опора России». По сообщению общественной организации, во время пандемических ограничений отельеры работали с загрузкой не выше 5%. Но счета им региональные операторы выставляли в полном объеме.
«Все отели Калининградской области не работали с конца марта по начало июля. То есть, региональный оператор с отелей ничего, по большому счету, не собирал, но деньги за это получал», говорит глава Ассоциации рестораторов и отельеров Зеленоградского городского округа Сергей Куренков, — «К сожалению, никакой перерасчет нам не сделали. Причем, мы не предлагаем пересчитывать в октябре или ноябре. Речь идет о периоде так называемого локдауна. Никто не против, чтобы всё это как-то адекватно пересчитать — 20-30% от той суммы, может, и 50%, но с нами даже разговаривать никто не стал».
По данным регионального бизнес-омбудсмена Светланы Нижегородовой, первая волна обращений к ней представителей гостиничного бизнеса по поводу огромной переплаты за мусор пришлась на апрель—май этого года. И если летом в Калининградской области была пиковая загрузка отелей, и эти жалобы сошли на нет, то во время второй волны пандемии ситуация легко может повториться, считает Нижегородова.
При этом, на перерасчёт региональный мусорный оператор всё равно не пойдёт. Дело в том, что пандемия не признана форс-мажором, а значит, нет оснований для перерасчёта, объясняет ведущий специалист по работе с юридическими лицами государственного предприятия Калининградской области «Единая Система Обращения с Отходами» Виктория Холкина:
«Вопрос не в том, может ли региональный оператор пойти навстречу бизнесу. Мы работаем в рамках документации, которую утверждает Российская Федерация и наше областное правительство. Если нормативы будут пересмотрены, то мы, естественно, будем производить расчёты в соответствии с документацией».
На самом деле, пандемия всего лишь «смахнула пыль» с давней проблемы. До мусорной реформы 2014 года отельеры платили за отходы по факту. Затем правила изменились: пришлось платить ещё и за обслуживание контейнерных площадок, причем, вне зависимости от степени их заполнения.
«Когда это только вводили, мы обращались в Минприроды (Российской Федерации — прим. РБК Калининград), просили, чтобы они пересмотрели эти нормативы», — поделился председатель областного отделения общественной организации «Деловая Россия» Георгий Дыханов, — «Но, к сожалению, Минприроды заняло непоколебимую позицию. И это касается не только отельного бизнеса, но и других сегментов. Кстати, областные и муниципальные власти сами от этого пострадали. Принадлежащие им же спортивные школы, стадионы, учреждения культуры были вынуждены оплачивать такие огромные счета, что они потом изменили нормативы для своих учреждений. Но не для гостиниц».
Теоретически, у компаний есть возможность перезаключить договор с региональным оператором. Тогда платить по факту накопления отходов, в определенном смысле, возможно.
«Если потребитель оборудует закрытую контейнерную площадку, то он может заключить соглашение на раздельный сбор. Тогда мы сможем вычитать из объема ТКО объем полезных фракций», — рассказывает Виктория Холкина, — «Например, мы выставляем такому предприятию пять кубов в месяц. А он нам предоставляет акты от компаний, которым сдал два куба картон или пластиковые бутылки. Тогда мы вычитаем эти полезные фракции из ежемесячного объема».
Но закон составлен так, что соблюсти условия такого договора практически невозможно, уверена региональный бизнес-омбудсмен Светлана Нижегородова. С ней согласен и Георгий Дыханов:
«Одно из условий — площадка для раздельного сбора мусора. Но проблема в том, что даже управляющие компании и кварталы города не имеют возможности поставить такую площадку, потому что её сложно согласовать с муниципальными властями. Площадка не может быть ближе, чем 5 метров от ближайшего дома, а если окна на неё выходят, то не менее 15 метров и далее по тексту. То есть, даже в кварталах города нет такой возможности, а уж возле гостиницы тем более. И целый ряд других актов, благодаря которым такие площадки невозможно поставить, потому что сразу начнется вал обращений в город: «Согласуйте нам площадку вот в таком-то месте». Естественно, город согласовать не может, потому что будет нарушение муниципального законодательства».
Получается тупиковая ситуация: гостиницы и отели не могут выполнить необходимые для перерасчёта требования и платить по факту сбора мусора, администрация, соответственно, не может поменять им норматив. Остается действовать через федеральное Министерство природы, которое пока хранит молчание.
Ранее РБК Калининград сообщал, что мусорная реформа в России не прошла аудит Счетной палаты. Одним из её главных минусов в Калининградской области эксперты считают тот факт, что жителям приходится платить за работы, которые не выполняются, полигоны переполнены и мусор вывозится плохо.