Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Калининград
Киев потребовал пересмотра Минских соглашений из-за российких паспортов Политика, 00:43 В Петербурге задержали подозреваемых в продаже сертификатов о вакцинации Общество, 00:42 Власти Севастополя предупредили жителей об отключении воды на ночь Общество, 00:27 Мэрия назвала сроки плановой госпитализации только для привитых москвичей Общество, 00:04 Залог успеха: как американец сделал $2 млрд на ипотечных кредитах онлайн Pro, 00:00 Власти открыли въезд в ранее затопленную Ялту Общество, 00:00 Что и в каких регионах теперь нельзя без справки о прививке Общество, 00:00 Англия не смогла победить Шотландию на Евро 25 лет спустя Спорт, 18 июн, 23:48 В Ялте число пострадавших из-за потопа выросло до 11 Общество, 18 июн, 23:37 Абрамченко поручила проработать вопрос запрета на экспорт березы Экономика, 18 июн, 23:19 Меркель заявила о важности диалога ЕС с Россией по примеру США Политика, 18 июн, 23:13 Организатор «Дикой мяты» оценил ущерб от отмены фестиваля Общество, 18 июн, 23:05 Как защищать окружающую среду с помощью науки: метод Катара РБК и посольство Катара, 18 июн, 22:58 Кто и как решал жилищный вопрос в российской армии РБК и ПСБ, 18 июн, 22:29
Калининград ,  
0 

Сооснователь «Битрикс24»: «Формат с 9 до 18 уже скорее не получается»

Фото: Предоставлено компанией «1С-Битрикс». На фото: Сергей Рыжиков
Фото: Предоставлено компанией «1С-Битрикс». На фото: Сергей Рыжиков

Подводя итоги первого года пандемии, о цифровизации и удаленной работе не говорит и не пишет только ленивый. Весь 2020 год калининградский предприниматель Сергей Рыжиков и его ИТ компания помогают клиентам со всего мира перейти на интернет-коммуникации и адаптироваться к этому переходу. Он убежден, что общество пока так и не пришло к пониманию того, что правильнее вкладывать в понятие удаленной работы. О поиске решений в этой области, о разногласиях сотрудников и работодателей по поводу дистанционной эффективности, о растущей роли ИТ специалистов и перспективе развития отрасли Сергей Рыжиков рассказал в интервью РБК Калининград.

Что вы думали и чувствовали год назад, когда началась пандемия? Как реагировала на эти глобальные перемены компания?

18 марта мы ушли на удаленку всей командой. Но для нас пандемия началась раньше примерно на месяц. Когда ты продаешь на весь мир, то изменения в поведении клиентов начинаешь видеть очень быстро. И мы уже видели изменения по Италии, получали сигналы от наших клиентов и партнеров о том, что там творятся очень плохие истории и все неладно. Мы видели уже Германию и у нас не было сомнения, что это обязательно придет в нашу страну.

Фактически где-то с начала февраля мы уже собрали штаб, перестроили и, изменили все планы и стали готовиться к тому, чтобы уйти даже не то, что на карантин, а к тому, что мы должны будем нашим клиентам помогать уходить на самоизоляцию и помогать им справляться с тем, что им предстоит.

Поэтому, во многом, мы были готовы как компания. Но люди не были психологически готовы к тому, чтобы уйти на удаленку. Это очень большое изменение в привычках, в поведении и в сложившемся образе жизни.

Одно дело вставать утром и уезжать на работу, быть сосредоточенным и возвращаться вечером. И совершенно другое начинать работать дома, справляться с тем, что все вокруг не про работу, а про свои дела: про то, что есть рядом дети, что есть взрослые, которые тоже работают или пытаются учиться.

И это все создало совершенно новый формат жизни и работы для людей, что и было самым тяжёлым. И несмотря на это, в первые 3-4 месяца у людей полностью стерлась граница между работой и домом. Как сказал один из знакомых партнеров по бизнесу: я в девять вечера заставлял себя выключать компьютер. И в итоге это привело к очень большой усталости многих людей, к лету все были вымотаны. Потому что попытка работать дома растянула и рабочий день, и условия, и форматы.

Это самое сложное испытание, которое пришлось на долю всех, кто вообще работал на удаленке.

Сергей Рыжиков
Родился в 1972 году в Ленинграде в семье военнослужащего. Окончил факультет радиофизики и электроники Белорусского государственного университета. После окончания вуза вернулся в Калининград.
В 1998 году вместе с партнёрами основал компанию «Битрикс».
В 2007 году «Битрикс» и 1С создали совместное предприятие «1С-Битрикс». В 2012 году вместе с партнёрами разработал и запустил сервис для управления бизнесом «Битрикс24».
В 2020 году «1С-Битрикс» вошёл в рейтинг Forbes «20 самых дорогих компаний Рунета — 2020». Оценка Forbes — 135 миллионов долларов.
15 сентября 2020 года вошел в рейтинг Коммерсант «ТОП-250 высших руководителей России.

Адаптация наступила через эти 3-4 месяца, о которых Вы сказали, или она до сих пор не наступила?

Мы много сейчас все говорим об удаленке, о распределенке, о гибких методах работы, но до конца не понимаем, а что в это вкладывать. По факту, дома люди работают не так, как в офисе. То есть: кто-то встает рано утром, начинает работать, потом идет готовить завтрак, потом провожает детей, а потом продолжает работать. К обеду он идет на физкультуру, а потом он продолжает работать опять. И у всех эти форматы индивидуальные.

Попытка сделать такой же жесткий формат — начали в 9 закончили в 18 — скорее не получается, чем получается. Я бы сказал, что мы все сейчас в процессе изменений. Идет поиск некого социального договора, как это должно работать, и как вообще должны люди и компании договариваться. В этом смысле люди абсолютно уверены, что они перерабатывают, а компании уверены, что люди недорабатывают.

Мы видим эту проблему и думаем над тем, чтобы выпустить специальный продукт, который помог бы решить ее. Анонсировать пока рано, мы хотим представить его чуть позже.

Да, и мы в журналистской работе видим довольно много примеров, когда сейчас, после опыта самоизоляции, сотрудники говорят работодателям, что они готовы полностью перейти на удаленку. А работодатели далеко не все готовы к этому психологически и юридически. И это несмотря на то, что федеральный закон о дистанционной работе уже вышел…

На самом деле, прекрасно можно понять и людей. Они говорят: а мы отлично умеем работать! И мы стали даже более производительны. Не с 9 до 18 часов, а я, например, проработал в вечернее время, когда была тишина, я создал много материала и на следующий день его представил. И это как раз то, о чем сотрудники не могут договориться пока с работодателями: что мы эффективны, но в других формах. Это очень интересная задача!

Надо, чтобы и сотрудники могли доказать, что они отлично работают, и работодатели не переживали. У нас есть великолепное решение, но я не могу, пока, о нем рассказать.

Фото:Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

Как думаете, к чему все-таки в итоге придет общество?

Очень любопытно наблюдать за изменениями. Во-первых, в крупных мегаполисах наблюдается сейчас история, когда люди переезжают из дорогих квартир в пригороды, а иногда вообще в другие районы и продолжают работать удаленно.

Фактически они говорят: а мне не нужно тратить ни столько времени на дорогу, ни столько денег на то, чтобы жить близко, чтобы уменьшать расходы на дорогу, и вот то, что я зарабатываю, я могу потратить на другое качество жизни, я даже готов больше работать, если вы считаете, что это важно, но для меня качество жизни улучшается. Это с одной стороны.

А с другой стороны наблюдается вектор всех компаний, которые не смогли адаптироваться к новой истории. Они рассуждают просто: давайте как можно быстрее восстановим то, что было раньше — всех возвращаем в офис. Но вообще-то, к удалёнке уже привыкли многие люди, а кто-то смог доказать, что они офигенно эффективные и отличный результат делают. И процесс изменений не завершился.

Есть вектор, который тянет: давайте вернемся назад, и есть другой: мы личности, мы индивидуальности, ну год-полтора мы уже работали так, к тому же, это еще повторится, зачем пытаться все вернуть?

У работодателей другая еще история: реально я же могу меньше помещений брать, мне не надо теперь столько инвестировать. Вообще получается, что мой офис должен стать каким-то местом коворкинга, все по-другому совсем может быть.

Но, еще раз подчеркну: сейчас это как раз предмет явных и неявных дискуссий между людьми и компаниями. И не в смысле, что кто-то из них плохой, просто они пока еще не до конца друг друга понимают, идет поиск вот этого компромисса и фундамента, на котором должен создаться новый социальный договор.

К какой модели пришли в вашей компании?

Подавляющее большинство людей у нас сейчас работает удаленно. Мы периодически встречаемся в офисах, у нас есть очные встречи — один-два раза в неделю проходят собрания, мы здесь коммуницируем.

И мы точно также, как и другие компании, ищем способ и ищем формат и договоренность. И мы сейчас тестируем на себе тот продукт, о котором я упоминал, который поможет в этом.

Обороты компании как изменились в 2020 году?

20 год заставил нас серьезнейшим образом ускорить доработку блока «Битрикс24», который касается совместной работы: научиться делать хорошие видеозвонки с мобильных телефонов, ставить задачи, коммуницировать, работать с документами. Это то, чем мы помогали нашим клиентам преодолевать кризис, работать онлайн. И в итоге в 2020 году мы росли быстрее, чем в 2019. Мы ускорились, причем, ускорились по всем странам мира. Я считаю, что мы справились. И это результат правильно выбранной стратегии. Проверка смыслов в критической ситуации — это очень важно.

Фото:Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

Какой будет стратегия на ближайшие 5 лет, куда планируете развиваться?

Стратегия — вещь важная, и рассказывать о ней нужно только тогда, когда она уже состоялась. Поэтому мы пока не анонсируем наши планы.

Какой из уроков пандемии был самым трудным?

Меняется не просто место, где мы находимся, меняется структура коммуникаций, процессы. И осознание того, как много мы берем из живого общения — это и есть, наверное, самый большой важнейший урок, самое большое открытие для нас.

Большая часть нашей работы — это творчество, а творчество — это обсуждение и коммуникации, это значит договариваться. И когда это в офисе, один человек к другому подошел: слушай, а вот эту штуку я уже поправил, не забудь. Это секунды.

И он увидел, он сосканировал с коллеги не просто информацию — он сосканировал положительное отношение, что там человек вовлечен, что он занимается вопросом, и массу других вещей. Или творческий поиск нового продукта или решения — это живая дискуссия. В форматах дистанционки творчество получается по-другому.

Вы согласны с тем, что цифровизация помогла сделать эпохальный рывок?

Если бы не было цифры, онлайн методов работы, если бы не было «Битрикс24», я не знаю, как бы мы работали. Это было бы похоже на хаос, и я бы мечтал вернуть всех обратно любой ценой. ИТ и цифра — это единственное, что позволило так эффективно пройти этот год. И я думаю, что на всех уровнях и бизнеса и государственной власти теперь понятно значение ИТ.

Те законы, которые принимаются и были приняты в 2020 году — беспрецедентные. - Это самый важный, самый четкий сигнал о том, что ИТ невероятно важен во всех его сегментах. И это - точка роста и производительности, и вообще прохождения всех этих историй на долгие годы.

Вспомните, как мы уходили тогда: нам казалось, ну ладно, на месяцок, на две недели, никто не думал про год. На самом деле и сейчас не очень много знаков того, что мы готовы это пройти. Мы, например, сегодня видим статистику, что Франция закрывается, Германия закрывается, Польша закрывается и по графикам видно, что у них у всех рост, и, скорее всего, у нас тоже будет весенний рост. Поэтому, это надолго все. И цифровизация — наше все, без этого никак.

А в отношении к ИТ специалистам что-то изменилось за этот год?

Олицетворением ИТ в компаниях всегда был системный администратор, у некоторых — ИТ-департаменты. И если раньше их финансирование часто было каким-то вынужденным, по остаточному принципу, то сейчас они стали основой компаний, потому что если у вас нет хорошего айтишника, вы не смогли вынести и распределить телефонию, если вы не смогли в локальную сеть пустить удаленных сотрудников, если вы не смогли организовать работу с задачами и с кучей других вещей. Это значит — вы с большой долей вероятности рискуете своим бизнесом.

Поэтому ключевое изменение 2020 года — именно в отношении к ИТ для бизнеса и для государства.

Важнейшая задача ИТ-директора, на мой взгляд, поднять статус ИТ специалистов и ИТ департамента сейчас, может быть, ввести их на уровень своих прямых замов, чтобы они участвовали в обсуждении и согласовании стратегии, потому что без этого компании уже не будут работать никогда.

Надо ли переманивать в Калининградскую область ИТ-специалистов и есть ли у нас шанс стать Кремниевой долиной?

Надо сказать, что правительство области и губернатор лично предпринимают очень много усилий, чтобы Калининград стал привлекательным для айтишников. Льготы 20 года для калининградских компаний в Особой экономической зоне и программа релокации со специальными условиями на переезд были уникальны, и это важнейшая часть этих усилий, это привлекало компании. Вообще сам по себе Калининград — очень привлекательный город для переезда и комфортный город для жизни.

И задача правительства — привлекать высокооплачиваемых людей разными способами. Им это в целом удается. Есть некоторые изменения, которые произошли в связи с принятием новых законов, что в общем нивелирует в каком-то смысле те льготы, которые были даны. Но я думаю, что это не приговор, а наоборот, способ найти и улучшить льготы, которые есть. Например в текущем пакете не так просто получить льготы по НДС — нужно регистрироваться в реестре и прочее.

Возможно, для Калининграда смогут сделать какие-нибудь специальные условия. К тому же, я думаю, вполне перспективна тема сделать филиал Сколково в Калининграде. Над темой привлекательности Калининграда для айтишников, наверное, есть смысл работать. Особенно учитывая, что сейчас многие специалисты готовы работать удаленно, из любой точки страны. А переезжать они будут, потому что им здесь комфортно и выгодно жить.

Фото:Фото предоставлено компанией «1С-Битрикс»
Фото: Фото предоставлено компанией «1С-Битрикс»

Где вы ищете специалистов?

Мы, конечно, очень много привлекаем на работу калининградцев, и не только в качестве ИТ специалистов — мы набираем самых разных сотрудников.

Например, нам очень нужны специалисты с испанским, португальским, польским, французским языками, нам нужны специалисты по маркетингу, по продвижению. В прошлом году или в позапрошлом мы открыли свой университет программирования, который позволяет нам и набрать студентов, и на производстве их обучить, потому что преподают наши инженеры — те, которые занимаются разработкой высоконагруженных систем.

Они учат молодых специалистов программировать и проектировать, создавать такие системы. Этот университет работает в нашем офисе, у нас есть группа, человек 40-50. В этом году конкурс был сильно больше, чем в предыдущем. И многие из этих ребят потом идут к нам работать.

А вообще, в этом году у нас изменились требования и мы начали привлекать специалистов из других городов, из самых разных уголков страны. Иногда бывает любопытно. Вот у нас, например, один из новых разработчиков на удаленке был взят из Москвы. Он продолжает там жить, но работает на нас. Переедет ли он к нам — это вопрос. Но теперь это наш сотрудник.

БФУ поставляет вам кадры?

Перед приемом на работу мы всегда проводим тестирование кандидата. И я бы сказал, что из БФУ регулярно приходят самые подготовленные люди. Но здесь вопрос базы - есть понятие промышленного производства. Многие вузы имеют связи с промышленными предприятиями или компаниями. В этом и состоит особенность, что у вуза своя миссия, а у производства есть реальные, текущие актуальные потребности и требования, их задача — подготовить специалиста к вызовам сегодняшнего дня. Вот этот союз, он очень правильный..

Кстати, на базе БФУ создается Инновационный научно-технологический центр «Балтийская долина». Слышали ли Вы о нем и есть ли интерес участвовать?

Очень мало публичной информации по этому проекту, и у меня ее мало. Из того, что я понял — этот проект больше про медицину и предполагает условия и льготы для создания медицинского кластера, поэтому я не знаю, как мы можем быть там интересны и полезны.

А куда дальше будет развиваться ИТ?

Про ИТ нужно понимать одну простую вещь: оно легко переходит через границы, для него не существует таможни, и поэтому ИТ-сегмент — самый глобализованный в мире.

Нет ни одного банка, который бы занимал 90% всего мирового рынка, а в ИТ есть такие компании. Глобализация — самый главный вектор развития ИТ. Я говорю про создание и появление больших, крупных игроков, которые консолидируют вокруг себя и стремятся заполучить под свой контроль целые отрасли.

Фото:Фото предоставлено компанией «1С-Битрикс»
Фото: Фото предоставлено компанией «1С-Битрикс»

Некоторые ученые утверждают, что искусственный интеллект скоро превзойдет человека. Вы разделяете такие прогнозы?

Не согласен, это довольно популистское утверждение — приписывать компьютерному интеллекту человеческие способности, мы очень далеки пока от этой истории. Без сомнения, искусственный интеллект выполнит огромное количество рутинных функций. Он уже успешно управляет автомобилями и рядом других средств и научится это делать еще лучше. Но это не интеллект как мы его понимаем, это не способности к обобщению, поиску, творчеству, хотя иногда, из некоторых примеров у людей создается такое ощущение.

Если бы сегодня Вы начинали бизнес, то какую сферу выбрали бы?

Это точно был бы ИТ. Точно. А в каком из сегментов, я пока не знаю. Мне еще очень интересна генная инженерия, я считаю, что это очень перспективная тема. Не исключено, что я бы занимался ею. Там очень интересный прогресс, очень интересное движение, возможно, это технология будущих 15-20 лет. Но ИТ пока выглядит беспроигрышным направлением, уже реализуемым.

Как боретесь с выгоранием?

Я для себя сформировал некий новый уклад, в котором сейчас живу и работаю. Он начинается с утреннего спорта, с прогулки 4 км, пока иду из дома на работу — а я работаю в офисе все-таки.

Для меня это возможность прогуляться утром в тишине. Обычно я слушаю лекции, но в активный период я даю себе немного тишины на это время. Именно эта прогулка утром и возвращение домой вечером стали для меня таким моционом и возможностью дать отдых голове, как-то остановиться что ли. Еще я очень ценю то, что помогает не выгорать — осознанность, понимание момента, происходящее, людей, этапы развития компании.