«Наелись онлайна». Бизнес региона оценил последствия нерабочих дней
Локдаун спустя почти неделю после введения привел к серьезным убыткам калининградского бизнеса. В некоторых сферах падение выручки достигает 100%. До принятия оперштабом решения не продлять карантин после 7 ноября, РБК Калининград спросил представителей закрытых с конца октября предприятий, какие потери им принесли нерабочие дни, каковы будут последствия и получают ли они какую-то господдержку.
Несмотря на то, что этот локдаун значительно короче того, что власти объявляли весной 2020 года, в некоторых компаниях считают, что для них он может оказаться тяжелее. Во-первых, не все восстановились и заработали в полную силу после прошлогодних ограничений. Во-вторых, если в начале пандемии арендодатели шли навстречу арендаторам, то теперь отсрочек по платежам неработающим компаниям не дают. Нет субсидий на оплату ЖКХ, как и доходов, с которых можно было бы заплатить коммуналку.
Фитнес
Одной из самых пострадавших сфер из-за режима нерабочих дней, стали фитнес-клубы и тренажерные залы. По словам их владельцев, их финансовые потери не просто составляют 100%, а «уходят в минус».
«В прошлый локдаун дело шло к лету, погода была теплая. Как минимум, не надо было топить здание. Теперь все сложнее: начался ноябрь, необходимо поддерживать минимальные температуры здания, температуру бассейна — это дорогостоящая статья расходов. Мы должны платить коммуналку, у нас есть кредитные обязательства, которые никто не отсрочил, а доходы равны нулю. Плюс, вопросы по субсидиям. Пока анонсированы субсидии по работникам в виде 1 МРОТа за один месяц. В прошлом году выделяли МРОТ на работника в течение года», — объясняет член совета директоров калининградской сети фитнес-клубов «Альбатрос» Роман Загартдинов.
Он не исключил, что после отмены нерабочих дней некоторые люди не вернутся в тренажерные залы.
«В городе, в первую очередь, развита сфера услуг. И, соответственно, тем людям, которые сейчас находятся также в режиме нерабочих дней, будет уменьшена зарплата или они вообще не получат никакого дохода, потому что вся сфера развлечений и торговля закрыты. А это тоже все наши клиенты. Соответственно, они не зарабатывают и после нерабочих дней им не на что будет купить абонемент. Или они деньги перераспределят на что-то другое», — прогнозирует Загартдинов.
Допобразование
Руководитель центра детского обучения «Дети 365» Елена Николенко отмечает, что с сентября доходы ее компании упали на 35%, как и количество клиентов. В середине октября учреждениям дополнительного образования разрешили проводить только индивидуальные занятия, а с 28 октября запретили работать полностью. Часть из них ушли в онлайн, но этого недостаточно.
«Дистанционно у нас обучаются четыре человека из сорока. Все отказываются работать дистанционно. Во-первых, дошколятам тяжело: это не та программа, чтобы работать с дошколятами онлайн. Во-вторых, школьники “наелись” этого онлайна за последние год-полтора, и родители устали от онлайна. Готовы так заниматься, в основном, те, кто целенаправленно шел заниматься в олнайн — из других городов, а местные говорят “мы подождем”, а сколько ждать — неизвестно», — объясняет предпринимательница.
Она отмечает, что обещанная финансовая помощь в размере одного МРОТ на сотрудника не перекроет расходы на выплату аренды, но можно будет выплатить хотя бы какую-то часть зарплат сотрудникам.
По словам Николенко, если ограничения продлят, то центр не потянет аренду и придется закрываться. «Арендодатели не идут навстречу. Работать в минус невозможно. Мы прошлый год работали в минус, закрыли в итоге большой филиал. Пока непонятно, что будет дальше», — говорит она.
Музеи
Для «Музея занимательных наук Эйнштейна», который также закрыт из-за локдауна, конец октября и ноябрьские праздники — время активных заработков. В прошлом году бизнес стал полностью семейным — из-за спада посещаемости пришлось отказаться от услуг наемных работников, говорит владелица музея Наталья Азаренко.
«Мы ориентированы на внутренний рынок и организованные школьные экскурсии. У нас с ними плохо с прошлого года, потому что во многих школах [действуют] локальные запреты на организованные мероприятия. Мы переформатировались, запустили новые формы работы: сделали акцент на иммерсивный театр, квест-программу, сделали акцент на семьи, так как есть ограничения по заполняемости зала. Сейчас люди на переносы не соглашаются. Но онлайн работу никто не отменял — мы сделали квесты для домашних игр с детьми и отправили клиентам, которые должны были прийти к нам».
Азаренко оформили выплату в один МРОТ на сотрудника, но приостановка деятельности для них критична. В прошлом году музею пришлось взять потребительский кредит, чтобы сменить офис — аренда в ТЦ была слишком дорогой, и арендодатели не шли на встречу. Получить льготные займы от государства тоже не вышло.
«Мы платим за аренду, свет. У нас сейчас неотапливаемое помещение, которое греется электричеством. Мы планировали, что сможем провести себе тепло туда, отложили деньги. Видимо, тепла не будет, но по крайне мере, не будем должны за аренду. Если ограничения продлят на неделю или две — это будет плохо, но выжить можно. Но если продлят как в первый раз, в 2020 году — то это все, конец».
Единственный музеей Калининградской области, который продолжает принимать посетителей в период нерабочих дней — Музей Мирового океана, федеральное учреждение. С 28 октября по 7 ноября попасть туда можно по QR-кодам, а билеты на самые популярные объекты — в главный корпус, на подводную лодку и судно «Витязь» — продают только онлайн, чтобы не создавать очереди. Подводить итоги короткого локдауна пока рано, сообщили в ММО, но отметили, что поток посетителей стал меньше.
Общепит
Владельцы заведений общепита, работающих на доставку, в целом чувствуют себя лучше и увереннее, чем остальные.
«У нас три концепции и все они работают на доставку. В прошлом локдауне у нас не было активно работающей доставки, мы только начинали все делать. Поэтому было гораздо сложнее. Сейчас мы знаем, что делать, есть существующий пул заказов и гостей, все нормально. Если будут предложения по поддержке от государства, будем обращаться. Заявку на один МРОТ на сотрудника подали, но этого недостаточно. Это совершенно другие цифры, но почему бы не воспользоваться тем, что есть. Ресторан должен функционировать — это такой бизнес, который на доставке выживает крайне сложно. Но будем адаптироваться, сдаваться никто не намерен», — резюмировал в разговоре с РБК Калининград учредитель и шеф-повар гастробара «Соль» и ресторана Seasons Павел Борисенко.
3 ноября власти Калининградской области объявили о том, что с 8 ноября свою работу возобновят заведения общепита и торговые центры. Они смогут принимать только привитых посетителей, а кафе и рестораны будут работать с 6 утра до 23 часов. Также возобновляется деятельность фитнес-центров и сферы услуг, учреждений дополнительного образования.
Перед введением ограничений представители регионального бизнеса говорили с тревогой о предстоящих нерабочих днях. В разговоре с РБК Калининград они оценили свои потери и рассказали о необходимых мерах поддержки.