Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Калининград ,  
0 

Беспрецедентный сезон. Турфирмы о внутреннем спросе, доходах и проблемах

Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

Прошедший туристический сезон стал рекордным для Калининградской области. Заполняемость отелей достигала 95-100%, турпоток оценивается в 2 млн приезжих, причем, гости ехали не только на побережье, но и в восточные муниципалитеты области. РБК Калининград продолжает серию материалов об итогах этого сезона. На этот раз туристические компании расскажут, откуда приезжали туристы в Калининградскую область и куда предпочитали ездить отдыхать сами калининградцы. Обсудим также проблемы, которыми обернулся рекордный турпоток.

Туристический сезон начался в мае и пока завершен не во всех муниципалитетах. Подводить итоги в точных цифрах туроператоры и власти будут в октябре, но уже сегодня они говорят, что прошедшее лето побило рекорды по количеству туристов.

И рост, и спад

По словам председателя Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области (АПИТКО) и директора турфирмы «Юнона» Светланы Слепенок, в конце сезона на рынке наблюдается очень «пестрая» картина.

«В целом рост услуг, но определенных, и у разных компаний по-разному.

Рост, например, у тех, кто раньше занимался авиатурами, выездным автобусным туризмом, а теперь перешел на внутренний туризм. Естественно, произошел рост — у них не было экскурсионки, они этим занялись. У туроператоров-монополистов по экскурсиям — спад,

потому что эту сферу деятельности предоставляли они, а сейчас многие компании пошли в это же русло, увеличился сектор индивидуального туризма. У небольших компаний спад, они не могут обеспечить круглогодичную загрузку работой гидов-экскурсоводов, заключают договоры на сезон, а в этом году "сезонные" гиды очень сильно подняли цены на свои услуги. По сборным турам рост — кэшбек хорошо помог. Детский туризм из-за ограничений сильно упал, делового почти нет», — рассказывает эксперт.

Куда едут туристы

Фото: Александр Подгорчук

Многие туристы выбирали прибрежные города. На восток ехали те, кто приезжал в Калининградскую область не в первый раз. 

«В этом году было больше продаж туров, чем в прошлом. У нас туристы из России мало знают про восток области. Во-первых, сюда едут на короткий период.

Основная масса [путешественников] приезжали дней на пять, не больше, и за это время они больше хотели побыть на море. Поэтому, выбирая на что потратить время, они предпочитают Янтарный, Куршскую косу, Балтийск. А восток выбирают те, кто приезжает сюда повторно. В Калининград ехало много людей, у которых отменились поездки, когда Турцию в апреле закрывали — это перенесенные заявки на российские направления.

Это были первые туристы, поэтому выбирали море», — говорит руководитель туроператора «Цвет» Илья Пилецкий.

Его слова подтверждает и Светлана Слепенок. «Если берут отдых на четыре-пять дней, то чаще всего, конечно, едут на побережье. Если более длительный срок пребывания или если приехали не в первый раз, то едут на восток, но чаще всего без ночевки. Если смотреть по экскурсионке, то на восток поехали более охотно — сработали реклама и освещение в соцсетях», — говорит она.

Большой наплыв туристов был, например, в Железнодорожном Правдинского округа. Представители турфирм связывают это, в первую очередь, с активным восстановлением поселка и расширением туристических маршрутов, куда включили этот приграничный населенный пункт, и с тем, что из Калининграда до поселка в июле пустили рельсобус.

«По моим наблюдениям, летом за час на площади высаживалось около 100 человек. Это, в том числе, и наши жители, которые никуда не выезжали и путешествовали по региону. И узнав, что у нас наводят красоту, поехали посмотреть, как возрождается тот поселок, который имеет очень большую средневековую историю. Это интересно. Всегда едут на какую-то историю», — уверена Наталья Казакова, владелица кафе «У Герды» в Железнодорожном, руководитель Балтийской Ассоциации промышленного туризма.

Люди есть, а денег нет

При этом участники рынка отмечают, что большой наплыв туристов не принес турфирмам рекордных доходов — сказались коронавирусные ограничения. По распоряжению региональных властей, в экскурсионные автобусы пускали людей только с отрицательными ПЦР-тестами или сертификатами о вакцинации. Из-за этого многим потенциальным клиентам приходилось отказываться от экскурсий. После жалоб турфирм Роспотребнадзор разрешил-таки проводить автобусные туры без документов — при заполняемости в 50% с вакцинированными водителем и гидом. Компании и сейчас продолжают работать на этих условиях.

Фото: Александр Подгорчук

«Ограничения очень по нам ударили. Мы понимаем, что это была необходимость и мы подробно говорили об этом с Еленой Анатольевной [Бабурой — главой регионального Роспотребнадзора], и согласны что их надо было ввести.

Но сначала они вызвали очень большое негодование у туристов: почему в гостиницы селят всех без сертификатов и тестов, а на экскурсии они нужны. Спад произошел сильный — до 70-80%, но краткосрочный — стали приезжать туристы с тестами и сертификатами.

Но все же из-за невысокой наполняемости автобусов и рентабельность низкая. Мы удовлетворяем спрос, выполняем свои обязательства перед партнерами , но заработки в связи с этим ниже», — отмечает Слепенок.

«Правила есть правила, пандемия — сегодняшняя реалия. Можно быть с этим не согласным: почему в самолет можно заходить в любом количестве без справок, он ведь ничем не отличается от экскурсионного автобуса? Но, видимо, жертвуют тем, чем можно пожертвовать», — рассуждает глава туроператора «Балтма Турс» Михаил Друтман.

«Была проблема что мы не могли брать туристов без вакцины и ПЦР-тестов. Когда 1 июля ввели это, у нас резко продажи упали. Многие брали частных гидов или самостоятельно ходили. Туристов было очень много, а продаж нет. Вроде ты видишь: вот они люди, а денег нет», — сетует Пилецкий.

Из-за наплыва людей и проверки документов на менеджеров туркомпаний легла большая нагрузка, в том числе, психологическая.

«Были случаи, когда люди приходили и просто кричали. Они хамят, а потом пишут претензии что хамили менеджеры. Мы сейчас поставили во всех офисах камеры и предупреждаем людей, что ведется запись. Я рассматриваю такие претензии, и на видео менеджер ведет себя очень корректно.

А люди на эмоциях обвиняют всех и вся. Тяжело психологически было этим летом работать», — продолжает Светлана Слепенок.

Еще одной проблемой, вызванной вакцинацией, стал отказ от прививок некоторых работников туристических компаний.

Фото: Александр Подгорчук

«У нас многим настоящим профессиональным гидам за 60, и мы сейчас не берем их на групповые туры, потому что туда только вакцинированным можно. Ставим их работать на пешеходные экскурсии, на небольшие группы. Потому что людей жалко, им нужно зарабатывать деньги. И здесь мы находимся в неравном положении с нелегитимными гидами-индивидуалами, которые работают вне правового поля», — говорит глава Ассоциации.

Проблемы с инфраструктурой и кадрами

«Для Калининградской области это был лучший сезон за всю ее историю. Все зависит от программы. Летом все хотят к морю, но море не резиновое. И, к сожалению, есть катастрофическая нехватка мест проживания. Естественно, люди размещаются там, где могут. Неосознанный спрос всегда ведет к шероховатостям. Есть недостаток кадров в отелях, ресторанах, и это ведет к недостатку сервиса, который может быть. Но в принципе, на фоне остальной России Калининград справляется, у нас очень приличный сервис. К проблеме вечерней посадки в ресторанах я не отношусь как к проблеме — это успех ресторанов», — считает Михаил Друтман.

Рост турпотока в Железнодорожном ожидаемо вызвал увеличение спроса на места проживания в поселке. «Там кроме хостела ничего нет — ни апартаментов, ни гостиниц. Это все дело будущего, мы над этим работаем», — подчеркивает Наталья Казакова.

«У гостиниц было беспрецедентное лето, так как для них никаких ограничений не было и селились все. Осталась нерешенной проблема туалетов и парковок, но спасали кафе и рестораны», — отмечает Светлана Слепенок.

Большое число туристов спровоцировало и проблему нехватки квалифицированного персонала в отелях, ресторанах и турфирмах.Брать приходилось начинающих.

«Мы брали нулевых менеджеров, выпускников, обучали на месте.

У нас есть учебные заведения, которые выпускают очень много людей, но они не идут в турфирмы, они идут в свободное плавание. Например, мы предложили поработать четырем выпускникам БФУ на ретропоезде. Но они даже не пришли на собеседование. Они написали мне: “мы посмотрели, это сложно для нас, мы не будем”.

Молодежь сейчас не хочет напрягаться, связывать себя какими-то обязательствами с фирмами. Они спокойно заколачивают деньги сами. В интернете ты всегда можешь предоставить сам свои услуги, зачем под кого-то подстраиваться? Можешь заработать сидя дома: сегодня я хочу работать — возьму группу, а завтра я посплю», — отмечает тенденцию руководитель «Юноны».

Что будет дальше

Фото: Александр Подгорчук

За прошедший сезон Калининградская область наработала себе хороший имидж у российских туристов, уверены участники рынка. Они ожидают возврата туристов, которые уже были здесь и уехали домой в восторге от региона. Теперь надежда на «сарафанное радио». С открытием Турции и Египта спрос может упасть, но незначительно — процентов на 10, считают эксперты.

«И все же можно сказать, что пандемийное время и закрытие границ сыграло нам на руку. Мы очень хорошо выглядим по сравнению с другими регионами страны, особенно с курортами Краснодарского края, Крыма и Кавказа.

У нас тоже появляются такие элементы юга, которые не нравятся ни нам, ни людям — гиды-индивидуалы, которые стоят с досками на груди, таксисты-экскурсоводы, навязчивые услуги фотографов, громкая музыка а ля “Ласковый май" .... . Они у нас появляются, но все равно не в таком количестве как на юге. Все равно мы выглядим более причесанными, качество услуг лучше, хороший транспорт для экскурсионки у туроператоров, и, как правило, хорошие профессиональные гиды.

Мы наблюдаем, что люди берут гидов-индивидуалов на транспорте и потом возвращаются к нам и говорят: “Мы за бешеные деньги взяли гида на машине, мало что посмотрели, послушали какой-то бред и хотим послушать профессионального гида”. Мы сейчас все перестраиваемся и очень быстро подстраиваемся под рынок. Он требует индивидуальных и пешеходных экскурсий, новых продуктов-театрализованных экскурсий, экскурсий-променадов, в виде иммерсивных спектаклей. И они появляются», — поясняет Светлана Слепенок.

Востребованность ждет и восточные муниципалитеты. «Много людей включается в развитие HoReCa (сектор кафе-ресторанов-отелей - прим. РБК Калининград

в Железнодорожном, нас ждет большой прорыв. Я думаю, года через два-три там будет очень красиво, доступно, и интересно. В первую очередь, для иностранных туристов.

Границы у нас все равно когда-нибудь откроются. Жители Калининградской области уже много посмотрели в нашем регионе, потом просто пойдет процесс взаимообмена — мы будем показывать иностранцам свою подготовленную красоту», — резюмирует Наталья Казакова.

Ранее РБК Калининград поговорил с туроператорами о спросе на зарубежные курорты — как сказалось открытие Турции и Египта на потоке путешественников в Калининградскую область.

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Все новости Калининград
ЕС ужесточил требования к ввозу домашних животных из России и Белоруссии Общество, 21:58
В Кремле сообщили о подготовке визита Путина в Северную Корею Политика, 21:54
Пострадавшим от паводка в Оренбургской области выплатили ₽7 млрд Общество, 21:36
Как прошла велогонка «Садовое кольцо». Фоторепортаж Спорт, 21:35 
Испанский тренер продолжит возглавлять «Сочи» после вылета из РПЛ Спорт, 21:29
В Чечне назвали мошенниками тех, кто помог девушке сбежать от родни Общество, 21:27
В Белгороде прогремели взрывы после объявления ракетной опасности Политика, 21:20
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Россия отправила в Китай первый «Мясной шаттл» Бизнес, 21:15
«Краснодар» отправил «Сочи» в Первую лигу и сохранил шансы на чемпионство Спорт, 20:59
В Большом театре эвакуировали людей во время спектакля Общество, 20:54
Миранчук сделал голевую передачу в матче чемпионата Италии Спорт, 20:51
Путин назвал горячей ситуацию с паводками и пожарами в ряде регионов Политика, 20:48
Российский боксер Ковалев уступил в первом бою после двухлетнего перерыва Спорт, 20:47
В Белгороде ответили на упрек в отсутствии «молитвенного ажиотажа» Общество, 20:41