Михаил Майстер: Самая важная конкуренция не межотраслевая, а межвидовая
— Михаил, мебельщикам что важнее - чтобы курс евро был дороже или дешевле, как сейчас?
— Думаю, интереснее, чтобы курс был повыше, потому что за два года с начала валютных скачков, издержки предприятий увеличились, а цены на рынке продолжают падать. Скажем, 70-72 рубля за евро - это параметры, под которые настроены бизнес-модели моих коллег в Калининградской области, производящих мебель.
— Это потому, что вы продаете свою продукцию в России, или потому что вы покупаете сырье в Европе?
— Потому что мы продаем свою мебель в России, и потому что мы покупаем какое-то сырье в Европе. Но я хочу сказать, что очень многие мои коллеги на протяжении этого года в своих закупочных стратегиях предусмотрели и добились значительного количества сырья из РФ.
— Представители мебельного бизнеса в Калининградской области всегда были самыми большими алармистами. Они были первыми, кто начинал бить тревогу при изменениях таможенного, налогового законодательства, их постоянно что-то беспокоит.
— Послушайте, предпринимателей в Калининградской области всегда что-то беспокоит.
— Мебельщиков беспокоит больше, чем остальных.
— Я не могу припомнить года, когда бы у нас не случались какие-то катаклизмы, которые не накладывали бы значительное действие на специфику калининградского бизнеса в целом. Что касается алармизма мебельщиков: если мы видим, что впереди по причине изменений в законодательстве нас ожидают какие-то значительные трудности, замечательно сказать об этом заранее, чтобы была возможность посмотреть, - а что же можно сделать, что можно предпринять. Я не нахожу в этом достаточной степени алармизма. Знаете, шампанское вино, сделанное классическим методом шампанизации, стало возможно лишь потому, что английские ребята в Нью-Касле придумали технологию производства бутылки с очень толстыми стеклами. Казалось бы, ребятам из Нью-Касла, в бутылки в которые всегда разливали эль и пиво, не требовалась эта технология, но смотрите, как интересно получилось в жизни, - мы теперь имеем возможность выпивать игристые вина.
— Что придумали сделать с мебелью за это время, в том числе на фабрике Cinno Cillini? Потому что невозможно не соответствовать рынку, его запросам, моде. До сих пор по этой части у нас не очень было хорошо - странные расцветки, велюровая обивка, устаревшие конструкции. Что-то изменилось?
— Видите ли, в чем дело, - те расцветки, которые кажутся лично вам странными, могут быть невероятно приятными и исключительно востребованными другими людьми. Потребители разные, кто-то любит зеленый цвет, кто-то голубой.
— Хотелось бы больше конкретики.
— Кризисное время на скорости выпуска нового продукта сказалось очень положительно. Большинство компаний значительно больше времени и внимания уделяют выпуску интересных новинок, и новинки могут быть интересными, как с точки зрения внутреннего содержания, так и материалов, которые придают внешний вид. При этом однозначно могу уверить вас, что в целом стоимость мебели, ее розничная цена за последние несколько лет значительно снизилась, и это замечательная вещь. Если говорить о мягкой мебели, я абсолютно точно могу сказать, что, вероятно, в очень скором будущем диваны будут подстраиваться под конкретную, ежесекундную потребность человека. Скажем, в 12 часов дня в воскресенье вам хотелось бы присесть, выпить чашечку кофе и посмотреть телевизор, а в 21 час вам бы хотелось развалиться на диване…
— В полдень присел, а, скорее всего, прилег, и не встал больше до понедельника, это такая должна быть конструкция?
— Она уже есть, и будущее будет только добавлять какие-то новые грани, новые интересные вещи.
— Бедные женщины.
— Почему?
— Есть же расхожий стереотип, что муж все время на диване лежит, а жена по дому отдыхает. Если диваны окончательно захватят людей, то что же делать тогда?
— По этому поводу есть замечательный анекдот: отец семейства напустил на себя строгое выражение лица и говорит жене, мол, все, он решил поменять кардинально свою жизнь. Что, ответила ему дорогая, ляжешь на телевизор, будешь разглядывать диван? Бизнес нельзя делать с унылым лицом, необходимо идти легко, и если не идется легко, надо менять сферу деятельности.
— А если серьезно, калининградская мебельная отрасль по-прежнему имеет основной рынок сбыта в России?
— Под отраслью понимается группа компаний и разные компании, которые на одной, достаточно ограниченной территории заняты производством одного и того же продукта. В нашей области выросло достаточно большое количество очень серьезных производственных компаний. Примерно за три или четыре дня работы калининградские компании обеспечат всю годовую потребность в мебели всех жителей Калининградской области. Безусловно, деятельность фабрикантов-мебельщиков Калининградской области всегда была заточена на рынки большой, континентальной России. Здесь есть небольшие сложности, они связаны с окончанием переходного периода, с проблемой «2016», и с тем, что очень труден процесс оформления документов на вывоз нашей продукции на территорию континентальной России. Это дополнительные издержки и это большое время. Мы много об этом говорим, вырабатываем какие-то внутренние решения, как следует развязывать эту ситуацию, говорим об этом в правительстве. Причем, мебельщики традиционно работают не только для себя, обратите внимание, - любая производственная компания в Калининградской области, интересы которой находятся за пределами области, всегда будет сталкиваться с процессом оформления вывоза продуктов.
— Речь идет о том, что вам нужно доказывать происхождение клея, гвоздя, винтика, деревяшки, чтобы выпустить этот товар через таможню?
— Безусловно. У меня при производстве дивана используется 100 различных комплектующих, сырьевых единиц. Так как любая продукция на территорию Калининградской области поступает без уплаты таможенных пошлин, государство должно быть убеждено в том, что использованный при производстве моего дивана, скажем, импортный клей, прошел таможенную очистку. Это очевидная и понятная вещь. Но сам процесс стал крайне сложным, очень дорогим и очень долгим. Три эти вещи являются сегодня на рынках с чистой конкуренцией, - а мебельщики работают именно на рынке чистой конкуренции, - проблемными, и ситуация складывается таким образом, что наши издержки, по сравнению с нашими коллегами, скажем, под Новгородом, или под Рязанью, несколько выше, а время, уходящее на эти процессы, значительно дольше.
— Конечная стоимость продукта для потребителя отличается? Имеется в виду диван, произведенный Cinno Cillini, в сравнении с диваном, произведенным хорошей фабрикой из Рязани.
— Российские компании научились производить очень хороший продукт, при этом - очень хороший дешевый продукт. На территории Калининградской области работать по стратегии лидерства по издержкам невозможно, мы анклав, что накладывает определенные ограничения. Они как временные, которые сложно превратить в какие-то цифры в издержках, - с одной стороны, с другой стороны, - логистические. Поэтому работать в Калининграде можно лишь со стратегией лидерства по дифференциации. Дифференцированный продукт - это продукт, сделанный с учетом кастомизированных потребностей людей, который опережает свое время, то есть это нечто нестандартное и интересное. В этом плане калининградские компании отличаются очень сильным подходом в производстве современного, я бы сказал, инновационного продукта. Причем, инновация может находиться непосредственно в самом товаре, и может находиться в процессе производства, в самой производственной логике. В Калининграде много компаний, которые имеют такой станочный парк, которого нет даже в соседней Польше, а Польша, на секундочку, страна №5 в мебельной табеле о рангах в мире - после Китая, Вьетнама. К счастью, продавая продукт в Калининграде, мы имеем возможность изъять из конечной цены многие логистические издержки, поэтому заявляю: розничная цена на мебель в Калининграде ниже, чем розничная цена на такой же продукт в большинстве городов России.
— Какие инновации могут быть в диване? В технологии, в станке – понятно. А что в качестве инновации получит человек, который на этот диван присядет или ляжет?
— Что такое диван? Диван - это такая субстанция, которая призвана принять в себя человека и сделать его пребывание максимально комфортным и безмятежным. К примеру, не нужно заряжать где-то телефон, используя удлинитель и бежать через всю комнату. Вы можете включить в диванный USB-порт свой гаджет и пользоваться им. В тот момент, когда вы хотите занять горизонтальное положение, вы нажимаете на кнопку и очень тихо, очень мягко механизм начинает кресло или часть дивана превращать в подобие софы. Когда вы хотите наслаждаться беседой, находясь в горизонтальном положении, для этого есть подголовник, который на такой угол повернет вашу шею, что вам не нужно будет ее держать и напрягать, вы постоянно будете находиться в этом облаке удовольствия. На это направлены все инновации, которые появляются, скажем, в мягкой мебели.
— Что придумано здесь, в Калининграде, что куплено из этих новаций?
— Инновации, в каком бы виде товара они не появлялись, всегда появляются сначала в очень дорогом секторе. Наша задача - перенести все эти приятности в продукт, который был бы доступен нашему покупателю.
— Появление Икеа, о которой почему-то очень заботятся наши власти, - наверное, потому что продукция Икеа очень нравится электорату-потребителю, - создаст ли конкуренцию калининградским мебельщикам?
— Как мебельщик, я был бы счастлив, если бы Икеа поставила здесь свой супермаркет, потому что Икеа - это не мебельный магазин, это магазин товаров для дома. Я сам с огромным удовольствием бываю в Икеа, и очень много разного покупаю. Поэтому если нашему правительству удастся уговорить Икеа на один миллион жителей на анклавной территории построить свой магазин, будет здорово. Поясню, почему. Мы, мебельщики, давно понимаем, что самой главной конкуренцией является не конкуренция между нами, не конкуренция между одной компанией, производящей диваны и другой компанией, производящей диваны. Самая важная конкуренция - межвидовая. В декабре калининградцы размышляют, что следует приобрести. Может быть, путевки, чтобы покататься на лыжах или посмотреть красоты новогодней Европы, может быть, компьютер для детей или телевизор, или холодильник, или новое пальто. Вот эта самая межвидовая конкуренция между диваном и туристической путевкой - самая важная. И вот сюда приходит Икеа, - а это целая история, это история о том, как мы любим себя в наших жилищах, в наших домах, - и я глубоко убежден, что люди больше внимания станут уделять своему жилищу. Это значит, что большее количество денег в этой самой внутривидовой конкуренции наши уважаемые потребители будут инвестировать в свой дом, в том числе, в мебель.
— Михаил, что мешает и кто помогает делать вам бизнес?
— Знаете, все в конечном итоге в нас самих. Мебельный бизнес - это предпринимательский бизнес, нельзя работать-работать-работать, потом перестать, через год вернуться в компанию и продолжить трудиться. Чаще всего ты найдёшь руины. Поэтому предприниматели, мебельщики, должны быть всегда в теме, - и все в нас самих. Мне представляется, что мы еще поборемся, мы еще поработаем.