Перейти к основному контенту
Обзоры РБК Калининград⁠,
0

Продуктовый ритейлер SPAR: стратегия и тактика наступления

С регионального рынка ушла одна из трех крупных торговых сетей «Вестер». Борьба между двумя оставшимися крупными ритейлерами «Викторией» и SPAR, эффективность местных производителей и «каннибализм», основанный на математике — в интервью замгендиректора ООО «Спар-Калининград» Алексея Елаева РБК Калининград.

Алексей Елаев
Алексей Елаев

— В городе остались лишь две крупные сети продовольственного ритейла — «Виктория» и SPAR. Изменился ли в связи с этим характер взаимоотношений между компаниями?

— Вообще-то сетей в Калининграде не так уж мало. Кроме нас и «Виктории», здесь представлены международная сеть Metro, региональные «Семья», «Бутыль», «Эконом», «Лавка Бахуса», «Городок», «Брусничка». И все активно конкурируют друг с другом, ищут свою уникальность, по-своему решают задачу привлечения потребителей. Отличие SPAR и «Виктории» в том, что здесь идет борьба за лидерство, причем довольно жесткая.

— Вы утверждаете, что сеть «Семья» является конкурентом сети SPAR? Товары на полках практически идентичны, оба бренда фигурируют в общих акциях. В каких отношениях находятся эти сети?

— Совершенно точно то, что «Семья» и SPAR — независимые компании. Я работаю в SPAR, поэтому и рассказываю про SPAR. У нас похожие акции, так как мы являемся членами Федерального закупочного союза и можем централизованно закупать большие партии товаров по низким ценам. Но все-таки наши сегменты рынка различны.

— Вы назвали борьбу сетей SPAR и «Виктория» жесткой. В чем конкретно проявляется эта жесткость?

— В отличие от «мягкой» борьбы, которая наблюдается на уже поделенных рынках, «жесткая» сводится к ценовому прессингу, ассортиментной гонке и схватке за качество — как товаров, так и обслуживания. В борьбе за потребителя обе наши сети используют активный маркетинг. А наше преимущество — в проведении акций с нулевой наценкой.

Фото: Роман Родионов

— Сколько составляет доля российской продукции в общем объеме продаж сети?

— Доля отечественных товаров постоянно растет — в денежном выражении товарооборот уже перевалил за 75%, а по количеству товарных позиций превысил 50%. По ряду категорий отечественные позиции в абсолютном превосходстве — например, по макаронным изделиям более 90%, по крупам практически 100%. Для сравнения: чай и кофе не превышают 40%, и это вполне закономерно. Доля продаж отечественных товаров за последние три года возросла примерно на 20%.

— Насколько SPAR в Калининграде автономен в принятии решений по ассортименту?

-У нас лицензия эксклюзивная, в области мы единственные представители данной марки, однако никто нам не может диктовать политику в области, скажем, региональных товаров. Наша сеть обязана соответствовать общим требованиям бренда к качеству и уровню комфорта, но многое решаем и сами.

— Как развивается сотрудничество с местными производителями?

— Растет доля местной продукции. Региональные производители сами динамично растут, предлагая новые товары. Например, в «молочке» значительно продвинулись «Залесский фермер» и ГК «Долгов Групп», общая доля местной продукции здесь приближается к 90%. Свежее мясо у нас на 100% местное. Курица охлажденная — сейчас только калининградская, но есть позитивный опыт работы и с производителями из «большой России». В области может появиться второй крупный производитель, конкуренция полезна и этому рынку. Благодаря появлению на рынке предложения российской и белорусской охлажденной курицы и наш производитель вынужден сдерживать цены. Что касается яиц, то мы торгуем и белорусскими: у них высокое качество и конкурентные цены.

— Получается, что региональные производители не всегда в приоритете?

— Сам факт того, что производитель местный, не дает гарантированного пропуска на наши прилавки. У нас равные условия для всех, в том числе для «федералов», но правило win-win при прочих равных условиях все же способствует развитию калининградских производителей. Тем не менее, местным производителям неизбежно приходится конкурировать со всей огромной страной. Наша сеть активно сотрудничает с Федеральным закупочным союзом, который обеспечивает выгодные условия поставки множества товаров. По ценам мы нередко конкурируем с крупнейшими федеральными сетями. Пример бренда ФЗС — «Союзная марка», в нашей сети это эксклюзив.

— Кто из местных производителей отличается высокой конкурентоспособностью?

— Выделю целые сектора: во-первых, вся мясоколбасная продукция. По соотношению цены и качества она весьма часто превосходит изделия из «большой России». Рыбные и мясные консервы всегда были на высоте.

— Важны ли масштабы производства для заключения контракта на поставку в SPAR?

— Нам поставляют продукцию и совсем небольшие компании.

Микробизнес в определенных сегментах остается незаменимым, всегда найдутся ниши, до которых не добрались крупные игроки. Приведу аналогию с автоматом Калашникова — какая-то маленькая деталь не может быть заменена на другую, и без нее оружие не соберешь, а уж стрелять оно не будет и подавно.

Искусство малого предпринимательства в том, чтобы найти и занять такую нишу. Но найти безошибочно: введение товарной позиции в крупную сеть — удовольствие дорогое, как и ротация позиций.

Фото: Роман Родионов

— Какие форматы магазинов представлены в вашей сети?

— Форматов в настоящее время два. Как правило, SPAR базируется в микрорайонах, имеет площадь 200–900 кв.м и рассчитан на ежедневные покупки. В супермаркетах EuroSPAR площадью 900–2300 кв.м предполагаются более крупные закупки — на неделю и более. В ноябре перечень форматов расширится: откроются два гипермаркета InterSPAR площадью свыше 2300 кв.м в торговых центрах «Гранд» и «Эпицентр». В гипермаркетах выше доля непродовольственных товаров и шире ассортимент продовольствия, и ориентированы эти магазины на относительно крупные закупки, что отразится и на упаковке товаров. Откроется магазин SPAR Gourmet с индивидуальным дизайном, широким ассортиментом и высоким уровнем сервиса. В новом магазине будет высокая доля импорта, это будут премиальные товары по непремиальным ценам.

— Ваши конкуренты считают, что формат гипермаркета себя исчерпывает, а вы открываете два гипермаркета на бывших площадях сети «Вестер». Насколько жизнеспособными будут эти магазины?

— Гипермаркеты в 3 тысячи квадратных метров мы считаем вполне жизнеспособными. Отмирают 10- и 12-тысячники.

— Сколько бывших магазинов «Вестера» заняты сетью SPAR?

— В августе мы заключили долгосрочные договоры аренды семи магазинов, которые поставлены в очередь на ремонт и модернизацию и вскоре будут открыты в формате SPAR. Помимо гипермаркетов в ТЦ «Гранд» и «Эпицентр», в ближайшее время будут введены в эксплуатацию супермаркеты EuroSPAR на Сельме и в ТЦ «Янтарный Сказ» на улице К. Маркса. Открылся магазин SPAR в Светлом. Наш бывший конкурент перешел в статус партнера — этим, я считаю, можно гордиться.

— Сколько всего магазинов в сети? И на какую долю рынка вы претендуете выйти, скажем, к концу года?

— На настоящий момент в области открыто 27 торговых объектов SPAR, и еще шесть, как я уже говорил, запустятся к концу года. По нашим оценкам, доля сети на рынке по итогам 2017 года может превысить 7%.

— Какие технические новинки ждут покупателей в новых и уже открытых магазинах?

—В ближайшее время в новых магазинах SPAR появятся ЖК-ценники, на первом этапе — для «торцевых» и некоторых акционных товаров. Продолжим внедрение касс самообслуживания. Полностью переходить на «бескассовую» систему пока не собираемся, но понимаем, что за этим будущее. В целом технические новшества интересны, но откровенно дороги. Нас интересуют лишь те технологии, которые позволят снизить цену товара. В 2018 году мы планируем запустить систему лояльности, и это будут не просто бонусные карты, но и мобильные приложения, и доставка продуктов на дом.

Фото: Роман Родионов

— Начиная с середины 2014 года, сеть открывает в среднем десяток магазинов в год. Сохранится ли динамика этого «наступления»?

— В данный момент мы открываем гипермаркеты, и на этот сектор брошены значительные силы.

Однако темпы открытия новых объектов будут снижаться, так как калининградский рынок близок к насыщению.

— Многие отмечают, что магазины вашей сети открываются в непосредственной близости друг от друга. Чем это вызвано?

— Это результат точного расчета. Каждый из магазинов ориентирован на свою часть покупательского сегмента и на свой транспортный поток. К примеру, на ул. Аксакова два магазина не справились с покупательским потоком, и в том же районе пришлось открыть третий — и очереди на кассах наконец поредели. «Каннибализм» — нормальное явление в ритейле, если основано на математике.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 09:03
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 09:03
Все новости Калининград
Почему не все компании зарабатывают на больших массивах данных РБК и PostgresPro, 09:21
Петр Ян сенсационно победил Двалишвили и вернул чемпионский титул UFС Спорт, 09:09
Токио обвинил Пекин в наводке радаров на японские истребители Политика, 09:07
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00
Что будет с ключевой ставкой на заседании ЦБ в декабре: мнения экспертов Инвестиции, 09:00
Опаснее стигм. Почему советы психологов стали приносить вред людямПодписка на РБК, 09:00
Всем нужен офис в Мумбаи: ждет ли пузырь рынок недвижимости ИндииПодписка на РБК, 09:00
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
Хегсет описал главные военные задачи США доктриной 1823 года Политика, 08:50
Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу #всенабиржу!, 08:30
NYT рассказала о Европе «на перепутье» из-за новой стратегии Трампа Политика, 08:08
Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор РБК и TATE, 08:00
Над Россией за ночь сбили 77 дронов Политика, 07:52
Генконсул сообщил, что среди жертв пожара в клубе в Гоа нет россиян Общество, 07:39
В Ростовской области жители хутора остались без света после атаки дрона Политика, 07:28