Какая доля российских товаров в общем товарообороте вашей сети?
За последние три года эта дола возросла с 40% до 70-80%. По сути, импорт — бакалея и то, что в регионе не растет.
Сколько приходится на местных производителей?
По разным группам доли разные. Молочной продукции примерно три четверти, из России привозим в основном десерты — йогурты, творожные сырки. Но все это уже производится и у нас — делают «Залесский фермер», «Гусевмолоко», фермер Тасалиев Д.М. Ассортимент растет, и местные продукты по соотношению цены и качества постепенно вытесняют привозные. Это выбор покупателей.
Отмечу, что молочном секторе откровенно мало местного сыра, этот рынок у нас пока еще в зачаточном состоянии.
Курица и субпродукты — практически 99%, в основном потребность закрывает «Балтптицепром». Белорусская продукция «не пошла», покупатели предпочитают местную. Яйцо — почти исключительно местное: «Балтптицепром», «Гурьевская птицефабрика». Из Белоруссии привозим редко, только при необходимости закрыть какие-либо перебои в поставках. Свинина у нас только российская, примерно половина — областная. Говядина местная — Долговы и «Мираторг», есть и региональные поставки баранины.
Как насчет овощей и фруктов?
На региональных поставщиков приходится примерно четверть и они привозят также российскую продукцию. «Чистая» доля местных производителей за три года выросла с 1-2% до 7%. Хорошими темпами развиваются «Гвардейские теплицы», «Фито-Балт», фермер Шаиг Мамедов наращивает ассортимент — черные и желтые помидоры, клубника. Доля местных производителей будет расти до максимума. Понятно, что бананы и ананасы здесь не вырастут.
Но местные овощи недешевые
Да, в Белоруссии можно купить дешевле, но если добавить к цене логистику, в итоге получится ровно столько же. Логичнее и правильнее покупать то, что производится здесь, поддерживать развитие этого рынка.
Как устроены у сети «Виктория» отношения с местными производителями продовольственной продукции — условия, требования, риски?
Все наше сотрудничество — в рамках закона. Есть типовые договоры, по которым мы работаем со всеми без исключения. Здесь есть определенный риск для производителя: большая сеть требует больших объемов, и они должны быть гарантированы. Крайне важно качество продукта, надлежащая сертификация, упаковка, выстроенная логистика. И в регионе уже достаточно много производителей, у которых все это есть. А пять лет назад, когда мы начали привлекать местных фермеров, мы чуть ли не с плакатами ходили зазывать их в наши «фермерские уголки».
Какие форматы магазинов представлены в вашей сети? Какие у них характеристики?
Супермаркеты «Виктория», магазины у дома — «Виктория Квартал», магазины эконом-класса «Дешево». И «Кэш», магазин мелкоптовой торговли. В супермаркете на площади 2,5 тыс кв.м представлено 20–22 тысячи наименований товаров. В магазинах «Квартал» площадью 1 тыс. кв.м товаров уже 7-8 тысяч — как правило, среди них то, что лучше всего продается в супермаркете. Формат «Дешево» — это 250-300 кв.м и 3-4 тысячи товаров, отфильтрованных по степени спроса. Продукция собственного производства раньше была представлена только в больших супермаркетах. Но сейчас собственная кулинария и полуфабрикаты появились и в «тысячниках», все это производится на фабрике-кухне. Это большой плюс — раньше покупатель мог сказать, что в одном магазине лучше брать фарш, а в другом — булочки. А сейчас стандарт стал единым, и вкусовые качества у всей собственной продукции одинаковы.
Меняются ли у сети приоритеты по форматам, и в какую сторону?
Аналитики из развитых стран пришли к выводу, что формат больших магазинов начинает себя исчерпывать. Большие площади — фрагментироваться.
10 лет назад мы открывали новые магазины по 2,5 тысячи «квадратов», а сегодня уже перешли на формат супермаркета в 1 тыс. кв.м. В крупноформатных магазинах падает доход с квадратного метра, и мы начали сдавать часть площади в аренду нашим партнерам. Это называется «shop-in-shop» — «магазин в магазине».
Уже есть успешный опыт в трех гипермаркетах — внутри небольшой магазинчик со своим консультантом, продается российская натуральная косметика. Еще в трех «магазинах в магазине» выделяем место для торговли цветами в букетах и горшках. Весь оборот идет через нашу кассу. Опыт оказался неожиданно успешным, и мы уже прорабатываем аналогичный вариант по продаже игрушек.
То есть, новых больших магазинов не будет?
В последние 2-3 года мы открываем только «тысячники», на ближайшие пять лет это оптимум. Гипермаркеты будем разбавлять «шоп-ин-шопами».
Как часто обновляется внутренний вид сетевых магазинов?
В ритейле есть свои циклы. 5-7 лет — и уже пора переобуть-переодеть. Покупателю начинает приедаться, и это привыкание работает в минус. За год мы полностью обновляем 3-4 магазина, вплоть до торгового оборудования.
Есть магазины, которым больше 10 лет, к примеру, на улице Гайдара
Его обновление запланировано на следующий год. Собирались делать в этом году, но помешало новое приобретение — объекты, которые мы купили у закрывшейся сети «Седьмой континент». Они нуждаются в стопроцентной переделке, и это требует значительных вложений. Состояние, в котором нам достались эти магазины, нас не устраивает во всех смыслах, в том числе в техническом. Наши стандарты значительно выше. Сейчас закрыли супермаркет на Сельме — на полное переоборудование. А поскольку в одном и том же районе мы не можем закрыть два магазина одновременно, переоборудование «Виктории» на Гайдара мы начнем, как только войдут в строй обновленные торговые площади на Сельме.
Все ли площади, освободившиеся с уходом сети «Седьмой континент», перешли в распоряжение «Виктории»?
Да, в декабре 2016 года мы приобрели все магазины. Девять из них открыли одновременно уже в начале февраля, на имевшемся оборудовании. Теперь по очереди переделываем — на Гайдара и Мариупольской, следующим будет на Куйбышева, рядом с «Дешево». Там будет «Квартал», рассчитанный на другую категорию покупателей. Эти три магазина планируем открыть в этом году, остальные уже в следующем. А на Горького и на Судостроительной мы открыли магазины на бывших площадях «Вестера».
Значит, не все «Вестеры» отошли сети «Спар»? Пришлось ли за них побороться?
Те два мы взяли в аренду. А насчет борьбы — это рынок, кто предложит наилучшую цену, тот и приобретатель.
Была ли сеть «Вестер» для вас серьезным конкурентом?
Для любого ритейлера любой торговый объект — конкурент. Вопрос в конкурентных преимуществах. У каждого они свои. У тех же продовольственных рынков, где представлены местные производители, договоры комиссии без НДС. Но это совершенно другой формат торговли.
Следует ли ожидать от вас каких-то новых форматов?
Не столько форматов, сколько направлений. Например, в целом по сети на будущий год запланировано крупное расширение ассортимента. Упор будет делаться на собственную торговую марку под брендом «Виктория». А в магазине на улице Согласия мы пойдем навстречу новейшим тенденциям.
Упор будет сделан на скоропортящиеся продукты — фреш, готовую еду. Мотивация к покупке: взял, пришел домой, разогрел и съел.
Это вы, должно быть, подсмотрели у «Спара»?
Прежде всего, это европейский опыт. Европа уже относительно давно движется в этой тенденции. И наш ритейл также эволюционирует в этом направлении — это объективный процесс. Прорабатывать его мы начали давно, но поскольку «Виктория» крупная компания, масштабирование происходит не сразу. Но чем лучше проработан тот или иной проект, тем выше его качество и результат. Например, кассы самообслуживания у нас реализованы очень эффективно. В нашем магазине в ТЦ «Плаза» около 40% людей проходит через терминалы самообслуживания, это удобно и быстро. Приходилось наблюдать, как легко проходят через эти терминалы бабушки-пенсионерки — то есть, внедрено качественно, понятно. Исходя из этого опыта, во всех реконструированных супермаркетах мы решили установить кассы самообслуживания. И так в большинстве вопросов — мы дольше прорабатываем, глубже изучаем. И надеюсь, что это и впредь будет давать нам преимущества.
Какими были доли сетей «Виктория» и «Спар» в товарообороте до «утилизации наследия» ушедших с рынка игроков?
За счет покупки наследия сети «Седьмой континент» наш оборот возрастет на 10–15%. В целом наша доля пока еще не достигла предельно допустимых по закону 25%. Про конкурентов лучше спросите у них самих. И примерно 50% рынка приходится на небольшие магазины и неорганизованную торговлю.
Сколько у вас теперь магазинов? Вам их достаточно или будут новые?
Сейчас работают — 79, половина и них находится в Калининграде. Сколько и где появится новых, пока сказать не могу. Все расширения требуют тщательного расчета. Но не исключаем как строительство в области, так и аренду.
Допустим, вы достигли «потолка» — у вас 25% рынка, что дальше?
А дальше — кропотливая работа над операционными издержками, чтобы не потерять эту долю. Главные приоритеты в этой работе — повышение качества обслуживания и оптимизация процессов.