Перейти к основному контенту
Калининград⁠,
0

Елена Зайцева: 10 тысяч тонн пшеницы ждут лучшей цены

Генеральный директор портового элеватора рассказала Business FM-Калининград о профиците зерна, задумчивом Росморпорте и отложенном экспорте
Генеральный директор портового элеватора Елена Зайцева.
Генеральный директор портового элеватора Елена Зайцева. (Фото: Александр Катеруша)

— Здание калининградского портового элеватора - один из символов города, исторический памятник. Была ли у вас мысль этот символ монетизировать, например, с туристической точки зрения?

— Знаете, как банкир по бывшей работе, да и по духу настоящей моей работы, я люблю все монетизировать. У меня очень трепетное отношение к зданиям двух портовых элеваторов, которые были построены в 1924 году. Кстати, мы скоро будем их столетие отмечать. Восхваляю немецких инженеров, которые построили их так давно, и они до сих пор работают, восхваляю наших сотрудников, которые обеспечивают в них наши производственные задачи. Мы привычно говорим про здания элеваторов № 1 и № 2 – так называемые желтые. Но у нас есть еще одна производственная площадка. Лицом на Правую набережную стоит еще один очень брутальный красный элеватор № 3. Он построен немецкими инженерами позже, в 1943 году, история его строительства тоже очень интересная.

— Вы хотите сказать, все три элеватора полностью в рабочем состоянии?

— Хочу даже похвастаться, что эти достаточно серьезные памятники архитектуры - реальные зерновые терминалы, и технологическое оборудование там работает хорошо. Например, у нас есть весы марки «Хронос», которым сто лет, за ними внимательно наши технические службы следят, и они очень точно показывают вес. Естественно, мы покупаем новое оборудование. А возвращаясь к вопросу [о монетизации элеваторов], скажу, что все-таки мы находимся на территории порта, а порт — это таможенно-пограничная зона, где не может быть свободной территории для туристов.

— Какая динамика в вашем бизнесе, напрямую связанном с экспортом зерна, по сравнению с предыдущими годами?

— Хотелось бы, конечно, оптимистично говорить по поводу того, что у нас было в 2016 году. К большому сожалению, не могу похвастаться результатами, потому что очень сложный был сельскохозяйственный год. Особенно если сравнивать его с 2015 годом, который был за мои пять работы на элеваторе лучшим. А это лето было очень дождливое, мало того что озимые пострадали от зимних заморозков и большинству товаропроизводителей пришлось поля пересевать, вкладывать дополнительные средства, чтобы сохранить урожай, потом еще начались дожди и пшеница на корню превратилась из качественной экспортной в фуражную. В результате экспортный потенциал зерна физически был намного меньше.

— Разные эксперты называют разные цифры, но все они крутятся вокруг 20% падения экспорта зерна из России в 2016 году. Вы согласны с подобной оценкой?

— Скажу, что делается на местном рынке. Вот смотрите, в 2015 году мы собрали 550 тысяч тонн зерновых и бобовых культур. Это был очень хороший показатель. В 2016 году - около 400 тысяч. Если говорить про масличные культуры - а у нас благополучный регион для выращивания рапса, - то в 2015 году собрали 103 тысячи тонн, в прошлом году - 60. Поэтому даже на внутреннем рынке видно падение, как мы ни старались сохранить урожай, комбайны еще плавать не научились.

— Портовый элеватор, работающий на экспорт зерна, какие понес потери?

— Элеватор вмещает 46 тысяч тонн единовременного хранения - для современных элеваторов не очень большой объем. Но и при наших возможностях мы в 2015 году перевалили на экспорт 130 тысяч тонн, а в 2016 году всего 76. Россия сейчас является лидером по экспорту пшеницы в мире. В прошлом году ждали урожай в 110 миллионов тонн, вышли на 119 миллионов тонн.

— Может быть, вы знаете, в царской России сколько миллионов тонн зерновых экспортировали?

— Не скажу на память. (Лучшим по урожайности зерновых считается 1913-й, тогда собрали 80 млн тонн, за границу продали 10,5 млн тонн, в 2015-2016 году Россия экспортировала 34,5 млн тонн по данным Росстата. – Ред.) Но элеваторы строились в Восточной Пруссии именно для того, чтобы продавать пшеницу в Россию.

— Портовый элеватор работает только на экспорт?

— Мы можем работать с импортными грузами, но только на элеваторе № 3 по причине разных систем [погрузки-выгрузки]. Когда на экспорт судно подходит, у нас сформирована уже судовая партия, и мы отпускными трубами достаточно быстро его загружаем.

— Что вы можете сказать о разнице внутренних российских цен на зерно и экспортных ценах?

— Себестоимость продукции, выращенной и произведенной в Калининградской области, очевидно выше. У нас иногда бывают поставки в Питер на мукомольный завод, но это очень маленькое количество поставок, основные поставки идут на Европу, экспорт востребован, особенно если рубль не слишком крепкий.

— Экспортеры российского зерна говорят, что разница между экспортными ценами и внутренними упала до минимума, поэтому некоторые стали придерживать зерно, ожидая других цен. Что-нибудь вам известно об этом?

— Чаще всего я использую аналитику компании «ПроЗерно», которая говорит, что на самом деле большая часть зерна уже вывезена, а те, кто придержал, реально ждут повышения цены. А она потихонечку идет вверх и складывается из двух составляющих: а) цены на мировом зерновом рынке; б) курсовая разница и стоимости нашей национальной валюты. Если, например, рубль слабый, а валюта имеет достаточно высокие показатели, понятно, что, получив экспортную выручку в рублевом эквиваленте, наш экспортер заработает больше.

— А это желание придержать, дождаться лучшей цены как-то сказывается на работе конкретно вашего предприятия? Придержали, не дали зерна, из-за этого вы потеряли выручку?

— Сейчас от наших местных товаропроизводителей лежит заявка, они говорят, что если будет выгодное [ценовое] предложение, есть еще около 10 тысяч тонн хорошей пшеницы. Фураж надо было быстро реализовывать, и нам в этом активно помогали трейдеры группы компаний «Содружество». Потому что все, кто работает в сельском хозяйстве, работать без кредитов не могут, это специфика бизнеса такая. Даже если не можешь реализовать [выращенное] по себестоимости, лучше продать по цене ниже, чтобы, по крайней мере, гасить проценты.

— На заседании ассоциации иностранных инвесторов Калининградской области вы с возмущением сообщили губернатору, что стоимость аренды причалов сильно возросла, чуть ли не в 7 раз. Это почему?

— Собственником причалов является государство, Росморпорт является тем монополистом, который предоставляет - даже на длительные сроки, на 49 лет - в аренду причалы. Я, честно говоря, не очень хотела выглядеть той, что бегает и жалуется. Многие вопросы сама решаю с помощью коллег по бизнесу, но тенденция тревожная. Росморпорт действительно решил пересмотреть наши тарифы. В Москве я много общалась и с руководством Росморпорта, и с оценочными компаниями, которые предоставляют информацию, и меня поражает единственный момент. Я, конечно, не специалист по оценке - а это умные и замечательные люди, у которых есть специальные методики, - но я хочу, чтобы эти люди реально на жизнь смотрели, видели наши барьеры, тарифное неравенство.

— Есть у Росморпорта какая-то мотивация, что вам говорят?

— Говорят, что подумают. Мы договорились с Антоном Андреевичем [Алихановым], что я подготовлю информацию вместе с другими стивидорными компаниями, тогда уже предметно обращусь к властям за помощью. Потому что в очень тяжелом состоянии сейчас находятся наши местные товаропроизводители. Говорю сейчас не только как генеральный директор портового элеватора, но и как председатель калининградского зернового клуба.

— Смогут ли наши производители зерна полностью обеспечивать элеватор работой, загрузить наши порты?

— Нет, нашего местного зерна, конечно, недостаточно, для нас очень важно получать грузы российских производителей зерновых, масличных, бобовых, хотя у нас в области профицит зерна, слава богу. У наших товаропроизводителей есть выбор: они могут продать зерно группе компаний «Содружество», могут экспортировать самостоятельно, заключив внешний экономический контракт, могут продать животноводам на корм и переработку, могут продать производителям спирта, плюс небольшое внутреннее потребление.

— А из этого внутреннего выбора какой самый выгодный? Экспорт?

— Экспорт тоже непростая технология, есть большие риски, большие обязательства. Например, два года назад через нас переваливали лен, очень хорошая масличная культура, активно востребованная в Европе, а в этом году изменились требования в Европе. То же зерно взять. Это не щебенка, не металл, это живой товар, его важно сохранить с теми параметрами качества, которые востребованы, - сохранить, довезти, до этого перевалить. Везде свои нюансы, и каждый выбирает то, что ему выгоднее.

— Что касается комплексной ставки - на сайте портового элеватора говорится, что она составляет 9 долларов, но не менее 500 рублей. Что включает эта ставка и насколько она конкурентная?

— Наша ставка невысокая. Если говорить про ставки, например, в южных портах, о которых я слышала на международных отраслевых форумах, то они колеблются от 18 до 24 долларов. Что включает комплексная ставка? Мы принимаем в элеватор на машинах или вагонах груз, потом обеспечиваем накопление судовой партии, то есть хранение, дальше фрахтуется судно и отгружается на экспорт. С нами в связке работает логистическая компания, которая в прошлом году отметила 25-летие, Александр Зайцев был ее первым генеральным директором, а потом уже владельцем. Логистическая компания обеспечивает полностью работу с клиентом, сертификацию, оформление всех документов, включая таможенное оформление, чтобы уже совершенно спокойно груз с правильными документами отправился в рейс. И хочу сделать замечание - мы ни в коем случае не говорим, что у нас ставка в долларах. Мы российская компания, с российскими компаниями обязаны и рассчитываемся только в рублях. Доллар используем как эквивалент, чтобы понимать, что на рынке делается.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 06:55
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 06:55
Все новости Калининград
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:28
Клубные дома на берегу Москвы-реки: жилой квартал City Bay РБК и City Bay, 07:25
Москвичей предупредили о пасмурной погоде до конца недели Общество, 07:11
Юристы описали три стратегии в спорах из-за санкцийПодписка на РБК, 07:01
Как цифровые платформы оптимизируют логистику и учет в нефтегазе Отрасли, 07:00
В Смоленской и Тульской областях сбили беспилотники Политика, 06:57
Дмитриев словами о «панике» ответил на обвинения в желании раздела Европы Политика, 06:54
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Во всех столичных аэропортах сняли ограничения Общество, 06:47
Держать лицо: как (не) изменилась деловая культура Китая РБК и ВТБ, 06:46
Поезда на водороде: как технологии меняют транспорт Тренды, 06:45
Губернатор Ленобласти сообщил об уничтоженных беспилотниках Политика, 06:10
Самые массовые гонки на тележках прошли в День онлайн-предпринимателя Радио РБК, 06:05
В пяти районах Ростовской области уничтожили дроны ВСУ Политика, 05:58
Во Внуково сняли ограничения на прием и выпуск рейсов Политика, 05:56