Николай Лялин: «Золотые» обои не выходят из моды в России
— «Прима Итальяна» - резидент Особой экономической зоны в Калининградской области. Николай, в чем преимущества резидента, исходя из вашей практики?
— Компания «Prima Italiana» создана пять лет назад, летом этого года мы отметили эту дату и 2,5 года присутствия на российском рынке обоев. Статус резидента «Prima Italiana» получила в ноябре 2011 года, до 2018 года мы полностью освобождены, а с 2018 года будем платить 50% налога на прибыль.
— Статус резидента особой зоны вы получали одновременно с тем, как искали площадку для фабрики, строили предприятие? Или это последовательные были шаги?
— Последовательные, компания была создана в июле, а в ноябре 2011 года мы получили статус резидента, предоставив свою инвестиционную программу – 10 млн евро.
— Довольно внушительная цифра по инвестициям.
— 10 миллионов евро, полмиллиарда рублей по прежнему курсу. На сегодня мы полностью освобождены от налога на прибыль, мы могли возить беспошлинно нашу продукцию, не платить ввозной НДС на сырье и оборудование.
— Основные сомнения инвесторов в получении статуса резидента особой зоны в Калининградской области заключаются в том, что они понимают — период освобождения от налога на прибыль равен сроку выхода на рентабельность. Нет у него прибыли в первые пять-семь лет, а освобождение на ее уплату есть!
— Бизнес-план, который мы составили, опираясь на пожелания наших основных клиентов, дистрибьюторов, крупных игроков российского рынка, предусматривал, что мы должны отбить инвестицию за четыре года. При самом плохом раскладе - за пять. Даже четыре года казались достаточно пессимистичными, планировалось три года окупаемости проекта - то есть легко можно посчитать обороты компании, на которые мы рассчитывали. К сожалению, этого не произошло, грубо говоря, мы должны были выпускать по миллиону рулонов обоев ежегодно, но миллионный рулон мы произвели только летом этого года, спустя 2,5 года после выхода на рынок.
— С итальянской фабрикой вы в каких взаимоотношениях?
— Мы дочерняя компания итальянской фабрики, которая даже в Калининграде присутствует более 20 лет, - ее продукцию калининградцы хорошо знают и любят. Сегодня она стала не так сильно им по карману, ее заместила «Prima Italiana».
— Потому что дешевле?
— Все же сырье мы покупаем за границей, я так или иначе на евро-составляющую смотрю. Но у нас, безусловно, дешевле рабочая сила, энергоресурсы.
— Как слова «Сделано в Италии» и «Сделано в России» влияют на выбор покупателя?
— Это было очень большое опасение наших учредителей, они действительно боялись, что российский потребитель будет гоняться за «made in Italy». Что же получилось? Мы выпускаем продукцию, аналогичную по качеству с итальянским дизайном, по меньшей стоимости, и сегодня, общаясь уже с клиентами разных стран, в том числе СНГ, я слышу, что для моего продукта нет ниши, он не русский, и не итальянский.
— Почему?
— На рулоне написано, конечно, «Произведено в России», но «ценник иностранный, ближе к иностранному, чем к российскому», - так мне говорят.
— Возникает недоверие?
— Приходится объяснять. Сырье для наших обоев качественное - в России ни один производитель флизелина не соответствует, например, немецкому производителю, - и я вынужден покупать его за границей, поэтому получается цена выше, чем у российских производителей.
— Что происходит в тот момент, когда покупатель это объяснение получил? Какой он выбор делает?
— Мои клиенты покупают мою продукцию.
— Николай, как вы оцените полгода после 1 апреля, получаете ли вы субсидии на поддержку рынка труда? Соответствуют ли обещания решить проблему отмены части таможенных льгот ее реальному решению?
— Для нас 1 апреля не наступило, мы, как уже говорилось, пользуемся всеми преференциями резидентов ОЭЗ. Оно наступит для нас 1 января (у ряда резидентов льготный период истекает 1 января 2017 года – Ред.), мы к этому готовы, наши сотрудники знают, что нужно делать, их проинструктировала Калининградская торгово-промышленная палата.
— То есть вы будете обращаться за субсидиями?
— Безусловно. Я не могу позволить, чтобы конечные потребители платили на 7-8% больше.
— Субсидия рассчитывается по фактическим таможенным платежам. Количество обратившихся за ней предприятий оказалось меньше ожидаемого в этом году, по этой причине снизили размер федеральной финансовой помощи. Считается, что отчасти это связано с тем, что не всякий бизнес готов «раздеться» и показать реальную бухгалтерию, заявляясь на компенсацию. Вы готовы?
— Конечно. У меня не так много поставщиков, ключевых всего два. Ввезти что-то в Калининградскую область, минуя таможню, невозможно, равно как и вывезти, - наша компания полностью открыта для любого вида проверок, мы ежегодно проходим аудит. Могу даже похвастаться, что у меня два аудитора - это калининградская компания, с которой мы давно сотрудничаем, и международная аудиторская компания с мировым именем, которую выбрали учредители для контроля консолидированного баланса.
— Можно ли сказать, что вы прошли через муки иностранного инвестора в России?
— Ни в коем случае. Мне очень сильно повезло с учредителями. Звание «иностранного инвестора» на самом деле не подразумевает ничего сверхъестественного. Нам были известны примеры того, как итальянцы заходили в Россию. Когда они принимали решение не брать в штат российских сотрудников, опирались только на свой опыт итальянского бизнеса, стратегии, модели, то сталкивались с большими проблемами и бюрократическими барьерами. Мои же учредители пошли по другому пути, мне повезло пройти с ними путь от начала до пуска и ввода фабрики в эксплуатацию.
— Николай, вы занимаетесь производством продукта премиум-класса. Насколько он востребован в кризисные времена?
— Премиум-класс востребован в любое время. Конечно, продажи идут не так хорошо, как этого бы хотелось, но есть интерес и спрос, мы видим положительную динамику. У нас нет конкурентов в России, я могу сказать это во всеуслышание. В то же время в России 16 обойных фабрик, и по объему производства мы стоим на 13-12-м месте.
—А ваша доля рынка выражается цифрами?
— Да, мне ассоциация «Рособои», членами который мы являемся, прислала данные по выпуску обоев за три квартала 2016 года. В России всего было произведено 80 миллионов евро-рулонов, «Prima Italiana» занимает 1,5%.
— Ваша продукция подвержена влияниям моды. Как это сказывается на продаже обоев? И какова у вас, кстати, глубина переработки?
— Глубина переработки у нас больше 50%. На предприятии установлено две основные линии, которые производят обои, - линия глубокой печати и линия горячего тиснения. Производственный процесс разделен на два этапа, в то время как остальные производители работают в одну линию, у них эта линия наносит как цвет, так и горячее тиснение. Наш вариант более затратный, но в то же время я могу добиваться совсем других эффектов. Ответ на вопрос, почему мои обои дороже, - потому что глубина тиснения, проработанность рисунка лучше. Наша печатная машина имеет семь элементов, что позволяет поставить семь разных валов, нанести семь цветов и оттенков, - могу сказать, что у меня на производстве трудятся настоящие художники.
— И все-таки по поводу дизайна, расскажите, кто его создает?
— Мы покупаем дизайн у нашей материнской компании, на которой трудится художественный директор, он создает рисунки для обоев совместно с модельерами итальянскими и российскими. Разработка одной коллекции занимает больше шести месяцев и стоит в пределах 100 тысяч евро.
— Мода - капризная дама, если вышел из моды, к примеру, золотой орнамент, то никогда вы не продадите такие обои, как бы ни были они хороши.
— Мы выпускаем постоянно новые коллекции, уже составлен план на будущий год, в котором стоит от 10 до 12 коллекций. Буквально на прошлой неделе мы вместе с художественным директором посещали одного из наших ключевых партнеров в Москве, он делал презентацию новой коллекции, рассказывал о своем видении, о том, что его вдохновило. Ему задавали вопросы, один из них так и звучал: «Сколько можно золота?!» Он говорит: «Давайте вспомним коллекцию, которую выпустили без золота. Как только магазины ее получили, покупатели начали спрашивать, где золото». На самом деле, в процентном соотношении у потребителя побеждает золотая пыль. Или говорят: «Почему опять эти цветы, сколько можно, давайте запустим геометрию». Запускаем геометрию - и тут же видим, что она не продается. Сейчас в тренде классика.
— Вечная классика. А скажите, экологические стандарты выдерживаете?
— Наши обои экологически чистые, единственное, что в них есть, - это винил, который позволяет добиться визуальных эффектов и хорошо передает красоту рисунка. Наши обои не имеют запаха, что отличает их от китайских. У меня, кстати, появился клиент из Китая, который покупает наши обои по причине их экологического стандарта, хотя в Китае работает 150 обойных фабрик.
— Ваши обои продаются в калининградских магазинах?
— «Prima Italiana» представлена в трех магазинах Калининграда.