Создатель IT-компаний: работа с инвестициями в IT-cфере меняется
В Калининграде прошел форум IT Sphere. IT Sphere — это платформа, объединяющая участников IT-рынка. Для РБК Калининград один из организаторов платформы, создатель IT-компаний KODE, Proovelab, RedStart, Сео, Fоunder IT Sphere Максим Демкович рассказал об объемах IT-рынка, инвестициях в отрасль, взаимодействии с властями и путях развития IT-сферы в Калининградской области и в мире.
— Каков на данный момент объем IT-рынка в Калининградской области?
— Точно оценить объем IT-рынка невозможно. Я могу прикинуть по рынку аутсорс-разработки. В среднем, если одна компания генерирует доход от 1 до 5 млн в месяц, выходит 12–60 миллионов в год. И таких компаний, предположим, 50. Тогда, если взять в среднем 20 миллионов в год, выйдет 1 млрд рублей на эти компании. То есть гипотетически аутсорс-разработка региона может составлять порядка 1 млрд рублей в год. Плюс-минус. Но нужно понимать, что это быстрорастущий рынок, обладающий потенциалом кратного увеличения.
— На каком этапе сейчас находится создание IT-кластера в регионе? Активно ли он развивается?
— По сути, IT-кластер в регионе уже зарождается. В моем понимании кластер — это в первую очередь люди, объединенные идеей совместного роста, чтобы увеличивать оборот и ускорять развитие каждого участника рынка в Калининграде, а также повышать объем инвестиций, которые оставались бы в регионе: люди получали зарплаты, платили налоги, тратили их здесь. И уже многие приходят к такому пониманию.
Но сейчас бизнес, образование, власть и айтишники все сами по себе.
Для этого мы и собрали форум, чтобы люди начали общаться, обмениваться своим видением, договариваться. На данный момент не хватает конструктивного диалога и искреннего взаимодействия с органами власти в рамках предоставления обещаемых ими льгот и налаживания открытой коммуникации на основе поддержки.
Есть понимание, что начинать строить IT-кластер со зданий не надо. И примеров этому масса, как у нас в стране, так и за рубежом. Стены построить не проблема — надо сделать так, чтобы там развивались проекты, чтобы обеспечивался постоянный рост его участников, как в количественных, так и в качественных показателях. Но как его видят в итоге наши региональные власти, мы пока не знаем. Однако мы готовы делиться своим видением.
— Вы упомянули образование. На сегодняшний день уровень подготовки специалистов в вузах соответствует потребностям рынка?
— Насколько я знаю, образование в IT-области работает. Но часто готовят специалистов, которые нужны классическому старому IT-рынку. Если раньше под IT-разработкой понимали программное обеспечение, мобильные приложения, сайты — все, что находится в системе интернета, то теперь это не так. Теперь это такая же старая история, как деревянные счеты. На данный момент IT-технологии — это блокчейн, Big Data, искусственный интеллект. То, что считается разработкой.
Например, в 90-х сделать себе сайт было дорого и очень престижно. А теперь ты можешь создать себе страничку за 2 минуты с помощью конструктора, и она будет в тысячу раз круче, чем некоторые разработки. Сейчас такая же история идет с мобильными приложениями. Сегодня это кажется сложно и дорого, а через 2–3 года это сможет сделать каждый.
В будущем успешными разработчиками будут те люди, которые проанализируют, какие есть ресурсы, запросы, существующие приложения, и будут генерировать идеи, решающие ключевые проблемы общества.
Пока на рынке преобладают самоучки. Институт, безусловно, дает базу. Хорошую фундаментальную базу. Очень ценятся математики. Люди, которые могут решать фундаментальные задачи. Думаю, что сейчас в IT будут привлекаться люди, которые занимаются научной деятельностью. Потому что будет необходимо работать с большими объемами данных, заниматься вычислениями. А для того чтобы научиться программированию, надо просто выйти на рынок и учиться в процессе. Потому что в университете это не преподают на должном уровне. Считаю, что необходимо всем вместе помогать университетам готовить настоящих востребованных специалистов! Системе образования необходимы коренные изменения и адаптация к современным реалиям. Мы готовы содействовать данному процессу.
— Насколько на сегодняшний день развит IT-сектор в регионе?
— Надо отметить следующее: доля IT-рынка в России по отношению к мировому составляет 0,02%. Калининград — далеко не самый большой город, в котором есть свои успешные и не очень истории. С точки зрения отрасли мы находимся в минимальном процентном отношении к IT-рынку, на мой взгляд. Например, могу привести данные по сектору аутсорс-разработки. На данный момент мы собрали порядка 50 аутсорсовых компаний в Калининграде. Из них в постоянном контакте мы с 30. Порядка 10 компаний объединили уже на платформе. И между ними начали выстраивать новые бизнес-отношения децентрализованного формата.
Другими словами, Калининград активен, как никогда, хотя явных прорывов пока нет.
Причины тому две: активен, скорее всего, по причине появления избыточного внимания к отдельным цифровым технологиям — таким, как Blockchain, например. Прорыва пока нет, потому что еще довольно слабое междисциплинарное взаимодействие участников IT-сектора, а мы все знаем, что все прорывные истории находятся на стыках технологий или компетенций. И к слову, наш проект IT-Sphere призван решить эту задачу.
— Что нового предлагает эта модель? Что получают бизнесмены, присоединившиеся к платформе?
— Мы предлагаем организовать децентрализованный IT-кластер на блокчейне, который будет развиваться в двух направлениях. Первое — в него будут входить любые аутсорс-компании и разработчики, как российские, так и зарубежные, у которых есть ресурсы для создания новых современных технологий и для решения проблем развития IT-рынка. Мы собираем ресурсы.
Второе — мы приземляем этот кластер в Калининграде на реальную площадку. Затем масштабируем на мир. В ближайших планах — это Москва и Берлин. В каждом центре кластерного развития мы будем интегрировать индивидуальные возможности под потребности той страны и того региона, в котором он находится. Сегодня если посмотреть глобально на этот рынок, то спрос на разработку больше, чем предложение.
Инвестиции льются рекой в IT. А специалистов, которые могли бы все это реализовать, недостаточно.
Генерируя на одной площадке огромное количество опытных специалистов международного уровня, можно решать эту проблему, выстраивая взаимодействие с вузами, посредством менторства (наставничества). Но самое интересное, что в рамках этого кластера мы можем сделать, — это реализовывать любые проекты, которые помогут ему развиваться, и мгновенно их масштабировать.
Чем больше компаний объединяется, тем больше такая площадка становится интересной рынку. Если в мае мы вели переговоры по России — и собрались пять компаний, с которыми мы выходили на проектирование новой архитектуры взаимоотношений, то буквально две поездки за границу показали, что там происходят аналогичные процессы.
И все понимают новую парадигму взаимоотношений: конкурировать нет смысла. На это уходит слишком много сил, нервов и средств. Будущее за объединением. Сейчас мы собрали порядка 10 представителей в разных странах, которые уже включились в проект и начали продвигать данную идею. Если раньше мы планировали сделать это в течение трех месяцев, то оказалось, что можно уложиться в три недели. Это говорит о том, что мы все мыслим одинаково и время пришло.
— Как в новых условиях развития IT-отрасли меняется подход к инвестициям? Куда выгоднее вкладывать?
— Сейчас меняется парадигма. Почему многие уходят в блокчейн и почему он начал привлекать все больше инвесторов? Там происходит изменение парадигмы взаимодействия. Раньше бизнес строился классически в формате централизованной пирамидальной системы: компания имеет основу, разработки и с ними выходит на рынок. И начинает конкурировать с другими предприятиями. Тот, кто побеждает, зарабатывает соответствующую долю на рынке.
Технология блокчейн запускает новый формат децентрализованных решений. Он позволяет не конкурировать, а сотрудничать. И в результате на рынке выигрывает тот, кто лучше умеет договариваться. А тот, кто строит централизованную систему, проигрывает. Потому что остается один против всех. Сейчас у нас есть 10 компаний, с которыми мы активно в формате децентрализации сотрудничаем. И ситуация показывает, что компании, с которыми мы начали по такой схеме сотрудничать, ускорились в своем росте. Таким образом, формируются новые смыслы, которые мы выводим на рынок. И в моменте времени каждая компания выигрывает.
Работа с инвестициями тоже меняется. Многие уже знают, что инвестирование в ICO — очень ненадежная история. На рынке сейчас более негативное отношение к инвестициям в криптовалюту. И оно абсолютно оправданно.
Очень хорошо, что люди учатся на своих ошибках и больше так делать не будут. Мы говорим, что 2018 год — время развития сообществ, блокчейна и децентрализации. Специалисты и компании, которые объединяются, в первую очередь делают это для саморазвития и роста сообщества.
Так как сообщество заинтересовано в совместном развитии, инвестиции тоже идут по принципу адекватности. Поскольку мы работаем и в сфере IT, и в сфере маркетинга, мы можем отличить качественные проекты от SCAMa (SCAM — продукт, созданный для того, чтобы красивой презентацией привлечь инвестиции и не более). Мы работаем над созданием лучших продуктов, которые будут полезны сегодня, здесь и сейчас. Которые позволят нам стать более конкурентоспособными по всему миру, активнее развиваться и расти.
У инвесторов, которых мы привлекаем к развитию IT-сообщества, становится гораздо меньше рисков, что они инвестируют не в тот проект.
Платформа становится гарантом успешного вложения. Логика вложения денег просто для того, чтобы получить выгоду, тоже уходит. Если инвестор готов вкладывать в те технологии, которые будут менять жизнь людей, эти проекты будут востребованны и успешны. И на их базе будет формироваться новая социально-экономическая конъюнктура.
— У региона есть потенциал для развития? В каком направлении, на ваш взгляд, стоит двигаться?
— В Калининграде уже произошло формирование IT-сообщества, которое включает в себя комьюнити из совершенно разных областей — от Blockchain до VR. От региональных властей мы ждем реальных действий, которые отвечали бы интересам действующих участников рынка IT. Мир меняется с высокой скоростью, и мы должны адаптироваться для наибольшей отдачи.
Давайте вместе определимся в вопросе с криптовалютой — уже невозможно отрицать ее значимость как для сферы IT, так и для государства в целом.
И самое важное, на наш взгляд, — идти к достижению цели вместе, в тесном взаимодействии с учетом обоюдных интересов. Что мешает? Больше всего мешает несовершенство нашего законодательства, первая реакция которого на все новое — это запрет или долгая пауза в принятии решения, что тормозит процесс развития.
Нужно понимать, что привязка к территории для IT-сообщества — понятие очень относительное, так как взаимодействие в Сети идет на уровне всего мира. И сообщество должно существовать только там, где ему комфортно и есть партнерские отношения с местными органами власти. Москва и Берлин уже зарекомендовали себя в качестве подобной комфортной среды, и уже в июне мы открываем там представительства. Таким образом, мы приветствуем активную поддержку от наших местных органов власти сообществу: предоставление площадки, оборудования, финансов в рамках взаимовыгодного сотрудничества.
Многие из наших зарубежных коллег, возможно, захотели бы переехать в Калининград на постоянное место жительства.
Но всегда возникает вопрос о возможности реализации профессионального потенциала такого специалиста здесь ввиду тех или иных ограничений — необходимости получать разрешение, лицензию или другие документы. Мы согласны, что в большинстве стран существует еще большее количество ограничений и запретов, но если мы говорим о Калининграде как об IT-столице, тогда нужно что-то в этом плане менять. И мы уже включены в этот процесс.