Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Калининград ,  
0 

Юрий Дергачев: У ближайших соседей находилось 3-5% розничного рынка

За несколько дней до отмены МПП гендиректор компании «Юринат» Юрий Дергачев в интервью Business FM-Калининград оценил потери от приграничной торговли и объяснил суть поправок в закон о торговле
Гендиректор компании «Юринат» Юрий Дергачев.
Гендиректор компании «Юринат» Юрий Дергачев. (Фото: Егор Сачко)

— На фоне падения потребительского рынка в стране - средняя сумма чека в российских магазинах по исследованиям Ромир сократилась уже на 10% - еще и приняты поправки в закон о торговле. Прокомментируйте основные пункты, которые изменяют отношения продавцов и производителей.

— Поправки к закону о торговле очень важные, они действительно переворачивают серьезные пласты взаимоотношений между поставщиками и розничными сетями, прежде всего. Четыре главных пункта можно выделить. Премии, которые выплачивает поставщик торговой сети, теперь не должны превышать 5%. Это так называемые ретробонусы за логистические, маркетинговые, рекламные услуги. Раньше эта цифра была 10%. Второе, - сокращены отсрочки платежей за поставки продуктов в зависимости от сроков годности товара от 5 до 10 дней, что, в принципе, один из положительных моментов для производителей и поставщиков. Третий пункт, - запрещены договоры комиссии, агентские и приравненные к ним договоры. Ну и четвертое, - это переходный период, всего 10 дней, чтобы привести все договоры в то состояние, в котором они должны быть отныне для новых поставщиков.

— Давайте разберемся, что такое пресловутые ретробонусы, потому что, чего греха таить, многие производители на них жаловались, как на некий барьер для попадания в сеть, прежде всего, в большую розничную торговую сеть.

— Ретробонусы, с одной стороны, действительно носят характер поборов. Существует два варианта их применения: либо все включить в цену, либо честно и открыто, - а я надеюсь, что сети так и делают, - сказать: оплатите наши услуги по логистике, потому что мы построили логистический центр и теперь это стоит столько-то, услуги маркетинговые и прочие.

— Маркетинговые услуги внутри торговой сети? Внутри магазина? За что конкретно платит поставщик в данном случае?

— По-разному на самом деле бывает, но рекламирование и продвижение того или иного продукта внутри магазина, - это основное.

— Но ведь сеть тоже заинтересована в том, чтобы этот продукт продать?

— Безусловно, сеть заинтересована в том, чтобы продавать товары, но товаров значительно больше, чем поставщиков-производителей. Если посмотреть на один магазин, то в нем примерно, в зависимости от формата, можно насчитать от двух до пяти тысяч наименований.

— Иными словами, тот, кто оплатил это продвижение в магазине, тот и попадает в первый ряд, на акционные полки и вообще более заметен для покупателя?

— Я думаю, это взаимовыгодный процесс, если все происходит по правильному. А по правильному, это когда поставщик идет на то, чтобы проводить промоакции, какие-то рекламные активности, в том числе и в сетевых магазинах, если это дает прирост оборота, то это все - положительный эффект. Если товар не продается, то это невыгодно в конечном итоге ни поставщику, ни сети.

— В многочисленных комментариях, которые появились после принятия поправок к закону о торговле, часто говорится, что пункт о ретробонусах - результат лоббистских усилий некоторых крупных производителей, которым не нравятся эти дополнительные услуги от торговых сетей.

— Вы можете сказать, кто именно лоббировал?

— Нет, к сожалению.

— Вот я тоже пытаюсь выяснить, кто это. У моей дистрибьюционной компании достаточно большое количество поставщиков, которые являются крупными производителями, и вот точно я пока не услышал ни одного мнения о том, что кто-то был заинтересован в этих поправках. Наоборот. Инициаторы закона, а это депутаты Госдумы, настаивали на том, что торговые сети занимают в отношениях торговля-поставщик доминирующее положение и злоупотребляют им, навязывая контрагентам невыгодные, даже разоряющие их условия договоров, препятствуют тем самым продвижению российских продуктов к потребителям. Но решили они это проблему? Не уверен. Все равно, что корову лишить ног и думать, что теперь она молока больше будет давать, потому что трава стала ближе!

— В ассоциации компаний розничной торговли заявляли, что поправки к закону о торговле создадут сложности в некоторых регионах, называли, в том числе, Калининградскую область. О каких территориальных сложностях идет речь?

— Я думаю, их не так много, но ни очень серьезные, Калининградская область и Крым пострадают сильно. К 1 января 2017 года нас ожидает повышение розничных цен от 10 до 20% в торговых сетях.

— Почему?

— Увеличатся цены на товары, поставляемые сельхозпроизводителями, работающими сейчас на сельхозналоге, предприятиями, работающими на упрощенной системе налогообложения без НДС, то есть это средние и малые производители, и поставщики импортных товаров, которые ввозятся к нам, как вы знаете, без таможенного НДС. Это поправка, которой запрещено использование договоров комиссий и агентских договоров. Для нашего региона в реальности это 35-40% продовольственных товаров, в группе риска и социально значимые товары.

— Что такое договоры комиссии?

— Договоры комиссии - это когда поставщик передает торговой сети товар на реализацию.

— И он таким образом не платит НДС?

— НДС платит торговая сеть, и то только за свое комиссионное вознаграждение, а не со всей суммы реализованного товара. Теперь торговая сеть должна будет платить НДС со всей суммы и прибавить еще свою наценку к этому НДС.

— То есть, это даже не 18%?

— Это даже чуть-чуть больше.

— И что теперь делать? Есть какой-то выход или просто придется тупо повышать цены?

— Выход всегда есть, наше бизнес-сообщество и Балтийский деловой клуб и Торгово-промышленная палата, и Союз промышленников и предпринимателей принимали активное участие в обсуждение и изменение поправок в закон о торговле. Но, наверное, маховик был запущен так серьезно, что остановить его было невозможно. Думаю, что сейчас мы будем готовить обращение уже в новую Государственную думу, с тем чтобы внести все-таки поправки относительно Калининградской области, потому что это очень важно.

— История про Калининградскую область, ее особое географическое положение, а теперь еще и про Крым. В очередной раз законодатели запамятовали, что есть у нас в стране две территории, которые называются особыми.

— Чтобы это не повторялось, крайне необходимо принять федеральный закон о Калининградской области.

— Есть мнение, опять же, среди участников рынка, что поправки в закон о торговле пойдут на пользу крупнейшим производителям и крупнейшим сетям. Что ждет игроков поменьше? В том числе, популярный формат «магазин у дома»?

— Я даже не совсем уверен, что эти изменения пойдут на пользу крупным производителям, откровенно говоря, я не слышал положительных отзывов ни от одного производителя федерального масштаба. С другой стороны, да, у крупных сетей есть возможность быстрее перестроиться, чем у мелких и средних, - им будет сложнее получить аналогичные цены. Но в несетевой рознице Калининграда цены, может быть, и не изменятся.

— Вы хотите сказать, что мелкие торговые точки вообще не сильно задевает этот закон о торговле, ведь тех же ретробонусов у них нет?

— Конечно.

— И расчетов с поставщиками в течение 45 дней, очевидно, у них тоже нет.

— Да, цены у них вообще могут остаться прежними, а это уже недобросовестная конкуренция, которая приведет к снижению темпа развития торговых сетей.

— Во время нашего разговора, мы по сути все время задаем один вопрос: «кому это выгодно?» И как-то все не можем получить на него ответ. Получается, что сетям не выгодно, поставщикам и производителям не выгодно. В чьих же интересах тогда принимаются подобные поправки, как можно вообще на них влиять?

— Смотрите, как я понимаю, у производителя появился один существенный плюс - сокращение сроков оплаты поставленного товара. Но, мне кажется, это тоже условность, потому что теперь надо смотреть, как «адекватно» отреагирует большой ритейл, - ему теперь нужно побольше оборотных средств, поставщикам чуть поменьше. Значит, поставщику придется двигаться в цене. Возможно, существует какая-то стратегическая цель, которая может состоять в том, чтобы не допустить усиления крупных торговых сетей на рынке продовольствия и транспортно-логистических услуг. И в свою очередь, дать развитие малым торговым предприятиям, - не знаю, так ли это. Но во всем мире происходит снижение цен из-за конкуренции торговых сетей между собой. Могу предположить, что мы опять идем своим путем, мне очень сложно это оценивать.

— Или нас отправят опять на рынок - в смысле, на базар, - якобы напрямую к производителю.

— Я в это не верю.

— Вы руководите компанией, которая тоже является поставщиком торговых сетей. Почему складывается впечатление, что в калининградских супермаркетов существенно сократился ассортимент?

— Каждая из торговых сетей начинает искать пути уменьшения расходов, потому что происходит сокращение объемов розничных продаж, это влияет на доходность, - соответственно, делается все, чтобы доходность повысить. Сети считают, что один из путей повышения доходности заключается в том, чтобы продавать, условно говоря, некий набор товаров, который люди покупают, и этот набор достаточен по большому счету. Но мне кажется, это временное явление.

— Не убьет ли это формат супермаркетов? Напомню, что именно калининградский ритейл был пионером супермаркетстроительства в свое время, не только у нас, но и в стране.

— Как только менеджмент торговых сетей увидит, что у них что-то не в порядке с покупательскими предпочтениями, они вынуждены будут предпринимать какие-то меры. Конечно, мы страдаем от того, что в погоне за абсолютными цифрами забывается сама сущность категорийного менеджмента, которая подразумевает наличие широкого ассортимента товаров — от дорогого до среднего плюс и так далее. Ведь покупатели, не найдя товар на полках в наших магазинах, поедут в ближайшее зарубежье, или просто будут сильно ругаться.

— «Правило кетчупа» говорит, что если оставить на полке два кетчупа, его будут покупать меньше, чем если на полке будет десять видов кетчупа, при этом два — самых ходовых. Работает такое правило?

— Ну, здесь перебор, мне кажется. Пять-семь видов достаточно.

— А на бизнесе компании «Юринат» сказывается эта политика ритейлеров на сокращение ассортимента?

— Бизнес компании «Юринат» диверсифицирован, и несмотря на то, что доля сетевого бизнеса у нас в регионе высока, около 40% в нашем портфеле занимает несетевая розница. В этой категории торговли мы наблюдаем рост оборота, как в прошлом, так и в этом году.

— Значит ли это, что изменилось поведение покупателя, что он предпочитает магазин у дома супермаркету?

— Думаю, вы сами знаете ответ, потому что сегодня для покупателя самое важное — цена за продукт. Сейчас покупатель смотрит, какая цена на конкретный продукт и выбирает магазин по этому принципу. Причем, на цену стали обращать внимание покупатели с доходами выше среднего, уже даже и премиальные обращают внимание на цену продуктов.

— Конкуренция с польскими супермаркетами, построенными вдоль границы, по-прежнему актуальна?

— Несколько факторов помогают или, наоборот, мешают польским конкурентам - от курса валют до времени прохождения границы. У наших ближайших соседей находилось от 3 до 10% розничного товарооборота, сегодня, вероятно - от 3 до 5%.

— Это приличные цифры?

— Это очень приличные цифры.

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Теги

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Все новости Калининград
Экс-адвокату Трампу вручили повестку в суд на праздновании 80-летия Политика, 06:21
Фьюри объяснил решение отдать победу Усику военными действиями на Украине Спорт, 05:46
Гладков сообщил об уничтожении беспилотника в Белгородской области Политика, 05:39
МВД объявило в розыск замглавы офиса украинского президента Политика, 05:39
«Укрэнерго» предупредило об аварийных отключениях света в двух областях Политика, 05:35
В Одессе и Харькове раздались взрывы Политика, 05:05
Стала известна дата реванша между Усиком и Фьюри Спорт, 04:52
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Славянске-на-Кубани беспилотник упал на территории НПЗ Политика, 04:46
Губернатор Ленобласти объяснил взрыв на Выборгской нефтебазе Политика, 04:42
Bild сообщил о запросе главы Минобороны ФРГ еще €3,8 млрд для Украины Политика, 04:28
Протестующие в Тбилиси сожгли флаги России и «Грузинской мечты» Политика, 04:21
Видео нокдауна Фьюри после серии ударов Усика Спорт, 04:15
В Белгородской области из-за падения дрона загорелась крыша храма Политика, 03:53
Жителей Курской области предупредили об опасности атаки беспилотников Политика, 03:35