Сергей Рыжиков: «Нельзя аутсорсить ключевую компетенцию»
— Как вы из калининградской компании превратились в глобального продавца IT-продукта?
— Для интернет-продуктов, для программных продуктов не существует границ, никакого препятствия к поиску возможностей. Самое важное, что нас объединяло, это некая общая модель. Мы, как компания «Битрикс», не производим сайты, их делают наши партнеры, мы поставляем программный продукт, технологию, на которой, собственно, производятся интернет-магазины, порталы, те или иные интернет-решения. У нас уже больше 13 тысяч подписанных партнерских договоров с разными компаниями. Есть партнеры, с которыми мы очень давно сотрудничаем, есть появившиеся недавно.
— Понятно, что продукты в интернете, цифровые продукты не требуют физического присутствия в том или ином регионе. Вам нужно было продвижение для того, чтобы стало известно, что платформа «Битрикс» существует?
— Вообще, сегодня у нас два программных продукта. Один - системное управление сайтами, второй - Битрикс24. Если говорить про управление сайтами, то это продукт, как говорят, В2В, предназначенный для компаний, и для этого сегмента, наверное, не существует такой «серебряной пули». Существует только одно правило, - много лет кропотливой работы с вниманием к партнерам, чтобы строить отношения. Пожалуй, так и произошло, - без особой рекламы.
— Известное правило «сначала ты работаешь на имя, или компанию, потом компания работает на тебя», - соответствует вашей истории?
— Нет, так наверное, не получается. Я по-другому немножко говорю, - прежде чем научиться умножать, нужно научиться делить. Всегда существовал соблазн пробовать и делать сайты самим. Мы когда-то с этого даже начинали. Но очень быстро понимаешь, что масштабироваться будет сложно, и ты будешь делать сайты с теми клиентами, до которых сможешь дотянуться. И мы выбрали модель, по которой предоставляем только технологию, платформу, строим единые партнерские отношения, и соответственно, помогаем партнерам делать свои решения, зарабатывать.
— Платформа «Битрикс» недорогая? У вас есть разные модификации для разного уровня разработки?
— Так же, как есть разные потребности у клиентов.
— От этого и цена зависит?
— Да. Цены колеблются от двух тысяч до нескольких миллионов.
— Сколько человек сейчас работают в «Битриксе»?
— Когда начинали, всего нас было три или четыре человека, я иногда шучу по этому поводу, что начинали мы на кухне, потом снимали однокомнатную квартиру, потом трехкомнатную. Сегодня головной офис находится в Калининграде, здесь у нас находится центр разработки, есть офисы в Москве, Питере, Киеве, Казахстане, Белоруссии, в общем в компании работает 160 человек.
— Для IT-компании типично привлекать людей на аутсорсинг, вы тоже так поступаете?
— Практически нет. Мы очень мало используем аутсорсинга.
— Почему?
— Нельзя аутсорсить ключевую компетенцию, - мы зарабатываем на программных продуктах, мы должны делать это хорошо, это ключевые наши знания.
— Но ведь часто бывает, когда создают какой-то интернет-продукт, один программист работает где-то в Португалии, второй в Киеве, третий в Калининграде.
— Аутсорсить разработку действительно легко, потому что результаты труда легко доставляются. Но сложно строить долгий продукт, сложно сохранять его качество и развивать. Мы пробовали такую модель, о которой вы говорите, но решили, что мы не сможем в таком случае создавать и развивать продукт.
— Хотите сказать, что мода на аутсорсинг в программировании прошла?
— Мне кажется, все идет от рациональности. Если кто-то может построить бизнес, занимаясь аутсорсом, это замечательно. Возможно у него есть какие-то компетенции или он дробит на части какие-то задачи.
— Популярным стало выступление Германа Грефа, который посетил Стэнфорд и Кремниевую долину, - вы наверняка вы читали этот текст в интернете, - и сказал, что на самом деле нет никакой конкуренции продукта, есть конкуренция модели управления. Вторым своим главным впечатлением он назвал скорость изменений. В ваших публикациях вы писали примерно о том же гораздо раньше Грефа, и главными условиями успеха назвали три условия: новая скорость, новые технологии, то есть новое качество, и новая экономия. Можете пояснить, что это значит?
— Я иногда говорю о том, что меняется уклад жизни или уклад ведения бизнеса. С одной стороны, мы замечаем, что да, действительно, у нас смартфоны в руках, мы обмениваемся мгновенными сообщениями, мы очень быстро узнаем что-то, получаем фотографии, и мы согласны с тем, что все действительно изменилось. Когда же мы говорим о бизнесе, то довольно часто отрицаем, что эти изменения, которые происходят с каждым из людей, должны каким-то образом отражаться и на их работе. Чуть-чуть если посмотреть назад, или даже подальше посмотреть назад и вспомнить, как мы работали, когда не было обычной телефонии. Бумага отправлялась курьером. Почта была главным звеном в жизни страны. Какую-нибудь сделку приходилось заключать месяцами. Все происходило очень долго. Когда появилась телефония, процессы ускорились, грубо, в два раза. Когда появилась электронная почта, наверно мы ускорились в пять раз. Сегодня требования по времени и ожидания таковы, что все, что задерживает нас, - тормозит принятие решений, значит, тормозит бизнес. Это большие изменения, они действительно пришли незаметно. Это одно из направлений, которое мы развиваем, - Битрикс24. Он в первую очередь создан для коммуникаций, по этой причине мы так глубоко окунулись в проблематику коммуникаций компаний в современном мире, стали понимать, как много от этого зависит.
— Давайте возьмем простой пример. Предприятие, компания, большая или маленькая, - неважно. Существует бухгалтерия, бухгалтерия работает в 1С, все у нее в порядке. Она быстро выдает данные, отслеживает текущую ситуацию, и есть генеральный директор, ему вникать сильно в 1С, наверное, нет большой нужды, потому что у него есть бухгалтер...
— Раньше генерального директора можно было назвать главным администратором. От него требовалось правильно управлять процессами, строить процесс, организовывать, чтобы все это работало. Сегодня, во-первых, при текущем уровне автоматизации, во-вторых, при текущей скорости, задача генерального директора изменилась, его цель, его функция в компании - своевременно изменять саму компанию, менять форматы работы, изменять процессы, менять поставщиков, следить за тем, как меняется рынок, и находить преимущества. Очень многие рынки переделили только потому, что кто-то добавил интернет к своему обычному бизнесу. Появились интернет-банки и те банки, которые не располагали интернет-приложениями или мобильными приложениями, стали крайне невыгодно смотреться с точки зрения клиентов. Кто-то открыл интернет-магазин и начал торговать для клиентов, до которых он раньше не мог дотянуться, до клиентов в других городах. Интернет действительно в очень многих точках меняет ситуацию, и задача гендира видеть эти изменения, отслеживать их и менять компанию.
— С помощью чего?
— Не существует таблетки. Инструменты, без сомнения, помогают, они помогают быть на связи, оперативно получать информацию, коммуницировать с сотрудниками, но все-таки, конечно, голова директора, его воля, способность выбрать цель, остаются самыми важными, потому что действительно менять что-то можно в разных направлениях, а вот какая стратегия окажется выигрышная, это дельный вопрос.
— Вы неоднократно упоминали о продукте вашей компании Битрикс24. Скоро выходит, буквально через пару недель, новая версия. Это новая социальная сеть, где могут общаться представители разных компаний или это какой-то инструмент, который помогает лучше работать команде?
— Мы посмотрели на то, чем пользуются и компании, и люди в обычной жизни, и какими инструментами они пользуются через интернет. Есть мессенджеры, социальные сети и так далее. Мы набрали много таких инструментов и решили, что сделаем продукт, который объединяет в себе самые популярные инструменты, которые сложились в сети, необходимые компании, чтобы работать. Нам кажется, что набирать по отдельности такие инструменты, во-первых, дорого, во-вторых, они не согласованы между собой. Кто-то сидит в WhatsApp, кто-то в другом мессенджере, для видео-звонков нужен еще один инструмент. Так появился продукт, который получил название Битрикс24, им воспользовались более миллиона компаний по всему миру. Мы продаем и представляем этот продукт на десятке языков. Я иногда шучу, что Битрикс24 - инструмент принуждения к труду на социальной платформе.
— Насколько он прост?
— Мне бы конечно хотелось, чтобы он был проще. Но примерно 19% тех, кто попробовали Битрикс24, становятся нашими постоянными клиентами. Это очень высокий показатель для инструмента, в котором участвуют разные сотрудники компании, с разными мотивами, интересами, моделями управления, - это очень высокая результативность. Мы считаем, что многого достигли в простоте. Но еще раз подчеркну, хотелось бы сделать еще проще.
— Информация в любой компании, да и в любой сфере деятельности стремительно накапливается. Есть у вас какое-то предложение по использованию так называемой big data, больших данных, и тому, как ими можно управлять более эффективно?
— Очень любопытный термин, много к нему обращаются для поиска ответа. Мы в своей компании запустили и используем проект с большими данными, он в первую очередь применяется для рынка электронной коммерции. Мы обрабатываем порядка 400 миллионов событий в месяц и даем рекомендации потенциальным покупателям наших интернет-магазинов, какой бы товар здесь мог их заинтересовать. Если же говорить о том, что происходит внутри компаний, то действительно, современный формат еще существенней увеличивает объем этой информации. Но если мы посмотрим, например, на те же самые соцсети, то по сути сами пользователи в рамках коммуникаций вытягивают эту информацию и систематизируют. Удивительный эффект происходит от внедрения социальной сети внутри компании. Люди для обсуждения рабочих вопросов работают и ведут себя точно в так же, как они это делают в социальных сетях, но только для достижения результата, согласования выставки, релиза, документа, эфира, чего бы то ни было, и в рамках общения они по сути уже задокументировали всю свою деятельность. Это новое восприятие с точки зрения руководителя, потому что он видит, чем живет его компания. Он не ходит, не ждет отчеты, некоторые отчеты вообще перестают быть нужны, потому что ты видишь происходящее внутри компании. Ну и конечно, сотрудникам очень нравится когда их «лайкает» генеральный директор, или когда их «лайкают» коллеги. Есть очень интересная тема, связанная с нейрохимией того, как это происходит.
— Как ваша компания чувствует себя в активной конкурентной среде?
— Мы частная компания, прибыльная компания, мы работаем на свои деньги, и развиваем международный рынок тоже на свои деньги. Сегодня это редкий формат, особенно для международного рынка. Не так просто конкурировать на западных рынках, это связано с очень высоким перефинансированием участников игроками, с крупными глобальными компаниями. Я бы сказал, что у нас есть два больших фокуса. Первый - сайтостроение и интернет-магазины. Прекрасный сегмент, он очень активно развивается и туда пошел крупный бизнес, у нас очень хорошие, сильные позиции на этом рынке. Второй - Битрикс24 как некая новая среда. Если говорить, что сайтостроение - рынок уже зрелый, сложившийся, то Битрикс24 находится в самом начале роста. Большинство компаний еще не изменилось, мы ожидаем, что в ближайшие 3-5 лет будем растить это направление прямо сотнями процентов.