Бизнес, который смог: Winner в Калининграде подвёл итоги года
Беседа в ресторане Hoffman отеля Crystal House стала продолжением цикла встреч бизнесменов за бокалом вина, организованного РБК Калининград в формате Клуба Winner. Партнерами встречи выступили инвестиционно-управляющая компания QBF, компания Tele2, компания «Неско Северо-Запад» и Балтийский деловой клуб.
Переориентация и кадры
Василий Масальский, главный редактор радио «Комсомольская правда — Калининград», выступавший в качестве модератора встречи, предложил бизнесменам представить своё дело, рассказав о результатах уходящего года.
Для ТД «Ласкино» — производителя и поставщика шоколадных и сахарных изделий — год был вполне успешным, сообщила генеральный директор предприятия Екатерина Боярова.
«Нам пришлось адаптироваться к запросам клиентов. Например, с трёхкилограммовой упаковки перешли на полукилограммовую. И производство устояло», — сообщила она.
Генеральный директор компании по производству кожаной мебели «Чинно Чиллини» Майстер Михаил продемонстрировал умеренный оптимизм:
«Можно ли говорить об успехе, если твоя компания падала чуть медленнее, чем весь рынок? Скажу так: год был интересный. В нашей отрасли были слаборешаемые задачи».
Алексей Козак, гендиректор местной компании — разработчика мобильных приложений KODE, признался, что местный рынок ему мало знаком. Основные заказчики услуг его компании — банки, страховые компании и авиалинии.
«В этом году было много успешных проектов, он начался с запуска приложения для авиакомпании UTair. Наши продажи выросли в четыре раза. В два раза увеличились оборот и чистая прибыль», — рассказал Козак.
Он отметил, что на данный момент «клиентов больше, чем может переварить компания». И так было все четыре года работы: «Большая проблема в найме людей. Специалистов нет ни в Калининграде, ни в стране».
Артур Поляшенко, генеральный директор ООО «ТД БМК» (поставка и реализация металлопродукции от российских и европейских поставщиков), сообщил: успехом он считает как минимум то, что удалось «сохранить заработанное».
«Мы получили порядка 15% прироста объёма прибыли. И не потеряли ни одного сотрудника — это очень важно», — подчеркнул Поляшенко.
Санкции и доли
Евгений Попов, владелец компании «Попов Е.А.», осуществляющей международные перевозки, констатировал: введённые в 2014 году санкции серьёзно ударили по этому бизнесу. Провальными были 2015 и 2016 годы. «В 2017 году — поднимаемся. Логистика есть. Дивизионы работают добросовестно. Скажу одно: кто не смотрит дальше носа, тот обязательно споткнется», — заметил он.
Сложно рассматривать 2017 год в отрыве от двух предыдущих, согласился директор калининградского филиала Тele2 Игорь Миронов: «Годы непростые, но с учетом реалий мы неплохо закрываем год».
Сеть спортивных магазинов «Планета Спорт», по словам гендиректора компании Александра Гладышева, в текущем году нарастила долю рынка, однако объём прибыли упал из-за «уменьшения покупательской способности».
«Рост доли — это тоже успех. Кризис когда-то закончится, а достойное положение на рынке — останется», — заключил он.
Евгения Хан, возглавляющая «Центр Фейерверков ХАН», напомнила, что в этом году её компания успешно организовала и провела в Зеленоградске мировой чемпионат фейерверков. На 2018 год уже согласован «переезд» площадки в Калининград — на территорию стадиона, строящегося для проведения чемпионата мира по футболу.
Инвестиционно-управляющая компания QBF, пришедшая в регион летом этого года, работает на этом рынке уже 10 лет. Прежде компания работала только в долларовом секторе, в текущем году было открыто новое направление — российский рынок ценных бумаг, сообщил Сергей Тетюев, вице-президент компании. За год компания привлекла порядка 1 млрд рублей, показав рост прибыли в 23,6% по российскому рынку.
Достижения и конкуренты
В IT-сфере всё происходит довольно стремительно, и в этой отрасли вполне реально пробиться в top-of-mind, отметил Алексей Козак. Несмотря на то что основную часть клиентов его компании составляют банки, ситуация с «чисткой» в банковской сфере на его бизнесе не сказалась: «Тратить на IT не стали меньше. Возможно, даже больше».
Евгений Попов считает, что период кризиса помог его бизнесу: в такие периоды появляется возможность провести обновление оборудования за умеренные деньги. И в такой момент важно иметь финансовые резервы: «Плох тот хозяин, который не имеет «жировой прослойки» на чёрный день».
Игорь Миронов поддержал мнение Евгения Попова о том, что кризис способен открыть новые возможности.
«За 20 лет работы в сфере связи пережил не один кризис, не раз приходилось убеждать акционеров, что это отличное время для инвестирования. В 2015 году удалось доказать, что необходимы инвестиции, что очень важно как можно скорее запустить 3G в Калининграде. В 2016 году скорректировали стратегию, чтобы оперативно запустить в регионе сеть четвертого поколения. В итоге наша доходность и выручка выросли, а абоненты Тele2 получили еще более высокое качество связи. Всё зависит от того, как посмотреть на кризис», — поделился Миронов.
Колебания в экономике не испугали и Александра Гладышева: он не стал отказываться от планов по открытию нового магазина.
«Во время кризиса чуть проще отвоевать долю, чем в стабильное время. К тому же мы усилили направление услуг: втрое увеличили штат мастеров по ремонту велосипедов. Мы исходили из того, что при меньших доходах клиент будет больше ориентирован не на покупку, а на ремонт. Подход оправдался, и мы серьёзно выросли на этом рынке», — рассказал Гладышев. По его словам, крупных конкурентов у его магазинов не осталось.
Фирма, которую возглавляет Евгения Хан, открывшись в 1998 году, также пережила не один кризис. Отец Евгении выстроил процесс чётко, и кадровый костяк компании остаётся неизменным в течение десятилетий. Специфика данной сферы состоит в работе с материалами, приравненными по классу опасности к взрывчатке, поэтому конкуренция здесь небольшая.
«С нелегалами, которые возят пиротехнику из Польши, боремся легальными методами. С другими конкурируем по ценам: экспортируем напрямую из Китая. Я сама лично с командой летаю отбирать продукцию, а некрупные конкуренты берут из вторых рук — у перекупщиков в Москве», — пояснила Евгения.
В мебельной отрасли «выбывание слабых идет с меньшей скоростью, чем это требуется для установления баланса», считает Михаил Майстер. В целом, по его мнению, мотивы поведения бизнесменов — «собственный эгоизм и глупость».
«Про первое, думаю, не нужно пояснять. А глупостью я называю то, что предприниматель, получая на руки бизнес-план, остаётся уверенным в том, что сможет изменить реальность. И улучшить указанные там цифры», — ушёл в рассуждения Майстер.
Артур Поляшенко признался, что в его компании бизнес-планы не составляются: и так известно, «куда бежать и что делать». Опыт предыдущих 20 лет работы показал, что зачастую бывает целесообразным просто подождать: «У нас не массовый рынок, и зайти на него несколько сложнее, чем на мебельный. Мы сегодня занимаем 50% местного рынка при трех-четырех игроках».
Конкурентами инвестиционно-управляющей компании QBF остаются банковские структуры, сообщил Сергей Тетюев.
«Но за последние пару лет ставка депозита упала в 2–3 раза, и клиенты ищут более интересные предложения», — сказал он.
Мотивации и вызовы
В 2017 году бизнесменам приходилось отвечать на новые вызовы, главный из которых — повышение клиентоориентированности.
Евгений Попов уверен, что главная мотивация для калининградского предпринимателя — сохранение бренда и «фамилии». Он отметил, что конкуренция на этом рынке очень жёсткая. При этом отдельное внимание в сфере международных грузоперевозок уделяется сотрудничеству и кооперации.
«Клиент сейчас капризный, и мы должны работать как часы. Если нужно, перестаиваем логистику, договариваемся с российскими, литовскими коллегами. Нужно развиваться постоянно, хоть понемногу. И тщательно просчитывать все риски до того, как начнёшь бизнес», — рассказал Попов.
Лидер компании БМК Артур Поляшенко в 2017 году выбрал два важных направления внутренней работы. Первое — с клиентами: «Мы скорректировали в сторону ужесточения подход к клиентам, которые позволяют себе систематически задерживать платежи». Второе — с собственными сотрудниками: «Многих удалось мотивировать работать иначе. Можно дать работнику бразды правления, но при этом быть рядом».
«А как же эгоизм?» — уточнил Василий Масальский.
«Это и есть эгоизм. У меня стало оставаться намного больше времени для решения стратегических задач, а не для “оперативки”», — парировал Поляшенко.
Евгений Попов заметил, что в его организации все вопросы с неплательщиками решаются просто: им на электронную почту отправляют копию искового заявления в суд. «Расплачиваются сразу», — заверил Попов.
Алексей Козак сообщил, что в его фирме возникли специфические сложности: кадровый состав вырос с 5 человек до 50, и это требует изменения стратегии управления.
«А мне нравится, когда вступают в игру конкуренты, — с улыбкой призналась Екатерина Боярова. — Торговые агенты рассказывают о новинках на рынке, и моя заведующая производством всегда воспринимает это как вызов. И появляются новые продукты».
Игорь Миронов обратил внимание на то, что компания Tele2, работающая на массового клиента, меняет информационные подходы:
«Сейчас любой пост в интернете может стать важным сообщением, и бизнес должен оперативно реагировать и вообще быть более человекоцентричным. Мы гордимся тем, как реализовано наше мобильное приложение: клиенты стали значительно меньше звонить в call-центр, получив возможность самостоятельно решать проблемы. На массовом рынке вся эта история — про человека. Нужно поспевать за его запросами».
Он отметил, что компания предложила решение, с помощью которого можно переносить минуты и гигабайты на следующий месяц. Конкуренты через несколько недель скопировали этот ход.
Вызовы и 2018 год
Все участники беседы сошлись на том, что следующий год обещает быть и интересным, и сложным.
Алексей Козак заметил, что на сегодняшний день среди местных разработчиков у его компании конкурентов нет, однако новый закон об ОЭЗ позволит прийти в регион «IT-монстрам». Они могут предложить специалистам более высокие зарплаты, и не исключён отток кадров.
Для Артура Поляшенко программа-минимум на 2018 год — сделать столько же, сколько в 2017-м: «Условия на рынке диктуют сразу несколько игроков, поэтому здесь много непредсказуемого. Нужна разумная осторожность. Но бояться нельзя — можно споткнуться».
Это мнение разделяет и Евгений Попов: «Если ничего не делать, на «ручник» встать, то потом захочешь поехать — а колодки уже примерзли. Нужно работать. В следующий год смотрю уверенно».
Евгения Хан главным вызовом следующего года считает проведение мирового чемпионата фейерверков на новом стадионе.
«Риски очень высокие, всё делаем за свой счёт. Привлекаю инвесторов, ищу спонсоров. Но уверена, что всё получится, — сообщила Евгения. — Я должна продолжить это дело. Гораздо хуже будет для области и для моего имени, если перестану этим заниматься. Кто не рискует, тот не пьёт вино!»
Компании Tele2, по словам руководителя калининградского филиала Игоря Миронова, предстоит серьёзный труд в качестве якорного застройщика систем сотовой связи на том же стадионе.
«Нужно, чтобы всё работало бесперебойно. Чтобы сразу после очередного гола все желающие достали свои смартфоны и без проблем отписались в фейсбуке», — пояснил Миронов.
В завершение встречи участники пожелали себе оптимизма и веры в будущее. Ведь содержание работы руководителей бизнеса — не только стратегические решения и расчёты, но и человеческое общение с сотрудниками, партнёрами и клиентами.