Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
Все новости Калининград
В Варшаве прокомментировали подрыв польского автобуса на Украине 03:42, Политика Спецпрокурор Украины по коррупции рассказал о роли ФБР в работе НАБУ 02:26, Политика Возле рождественского базара в Берлине нашли сумки с боеприпасами 01:49, Общество В Львове в магазине умер инструктор армии США 01:28, Общество Пожар уничтожил самую высокую деревянную пагоду в Азии 00:54, Общество Квест: как доехать до Шереметьево за 30 минут 00:13, РБК и Porsche Почти 80% предпринимателей рассказали о «проявлениях коррупции» 00:02, Экономика Основатель «Пятерочки» запустил платформу оптовой торговли продуктами 00:02, Бизнес Конституционный суд ограничил налоговую ответственность топ-менеджеров 00:02, Финансы Оборонным банкам придумали подстраховку от новых санкций 00:01, Финансы Кремль решил превратить выборы президента в праздник для повышения явки 00:01, Политика Нетаньяху согласился на предложение Макрона о переговорах с Палестиной 10 дек, 23:52, Политика В Подмосковье погиб советский призер Олимпиады-1972 Виктор Потапов 10 дек, 22:56, Общество Захарова отреагировала на слова МИД Франции о присвоенной победе над ИГ 10 дек, 22:06, Политика «Манчестер Сити» установил новый рекорд в чемпионате Англии 10 дек, 21:40, Спорт Тест: как выглядеть красиво на всех фото 10 дек, 21:34, РБК и Huawei В Твери обрушилась часть стены жилого дома 10 дек, 21:32, Общество WSJ узнала о плане Трампа по восстановлению инфраструктуры США за $1 трлн 10 дек, 20:53, Политика СК завел дело после гибели женщины и детей при пожаре в доме под Тверью 10 дек, 20:48, Общество На сорвавших показ фильма о Донбассе на «Артдокфесте» составили протоколы 10 дек, 20:08, Общество Porsche изнутри: виртуальный тест-драйв на мобильном 10 дек, 20:03, РБК и Porsche Нетаньяху призвал Эрдогана «не читать лекции о морали» 10 дек, 19:32, Политика МЧС предупредило водителей о тумане в Москве и Подмосковье 10 дек, 19:31, Общество Чемпионат Англии. «Манчестер Юнайтед» — «Манчестер Сити». Онлайн 10 дек, 19:30, Спорт Против Союза биатлонистов России ввели санкции за допинговые нарушения 10 дек, 19:27, Спорт Считаете себя хорошим рыбаком и опытным водителем: пройдите тест 10 дек, 19:00, РБК и Mitsubishi Pajero Sport Требовавшую шампанского пассажирку высадили из самолета в Германии 10 дек, 18:59, Общество Сторонники Саакашвили разбили витрину Roshen около изолятора СБУ в Киеве 10 дек, 18:47, Политика
Почасовая котофикация: можно ли заработать на любви к домашним питомцам
Обзоры РБК Калининград, 17 ноя, 15:05
0
Почасовая котофикация: можно ли заработать на любви к домашним питомцам
​В сентябре 2017 года калининградка Лидия Адамович открыла первое в Калининграде кафе для любителей кошек. Пока котосотрудники обживаются на новом месте, а заведение ищет бизнес-стратегию.
Фото: Котомания

Бизнес-модель «Котомании» соответствует той, которая принята в обычных антикафе. Кофе, чай и печенье — бесплатно. К услугам гостей книги, настольные игры, фотозона с камином. Первый час стоит 300 рублей. Далее — 3 рубля минута. В эту стоимость входят кофе, чай, печенье, фотозона. Вход бесплатный для детей с ограниченными возможностями здоровья. Действуют скидки для пенсионеров, ветеранов, многодетных семей.

Антикафе — заведение, в котором посетители платят не за еду и напитки, а за количество времени, проведенного в нем. Часто в стоимость входят кофе и чай, возможность пользоваться видеоиграми, библиотекой, видеозалом, проводить презентации или тренинги в помещении. Концепцию придумал российский писатель Иван Митин. В 2010 году он открыл место для сбора творческих людей, где гости платили свободный взнос за пребывание. Год спустя он открыл заведение большей площади, где брали рубль за минуту посещения.

В 2012 году начался бум, связанный с открытием антикафе в России. В 2014 году их популярность пошла на спад, и многие заведения закрылись в связи с перенасыщением рынка и нерентабельностью проектов. Остались те, кто сумел удержать своих посетителей и определился с концепцией развития.

«Изначально у нас не было мыслей открывать кошачье кафе. Хотели создать арт-пространство для творческих людей, где они могли бы учиться чему-то новому: рисованию, живописи, пошиву, вязанию, созданию бижутерии. В общем, наполнить пространство творческим смыслом, стать местом притяжения для креативных людей. Интересующихся, думающих. Помимо этого, хотелось создать уютное место, без алкоголя, компьютерных игр. Постепенно, пришла идея связать атмосферу творчества с желанием помогать животным. Тем животным, у которых нет дома. И сейчас это удается», — рассказывает Лидия.

Сегодня в котокафе проживают 10 пушистых сотрудников. В разное время им посчастливилось попасть в руки неравнодушных людей, которые вылечили их и содержали в приютах. Для «Котомании» отбирали наиболее контактных животных. По словам создательницы приюта «Кошкин дом» Елены Сумской, заведение дает животным шанс обрести дом и любящих хозяев. «У нас на передержках по году сидели красивые, пролеченные и воспитанные кошки. О них рассказывали в социальных сетях, но они могли год сидеть, и никто ими не интересовался. Но прямой контакт с людьми может помочь им найти дом», — подчеркивает Елена. Этот подход дал результаты: дом и своих личных «клиентов» получили уже 5 котосотрудников.

Калининградское котокафе руководствуется своими внутренними правилами. «У нас не контактный зоопарк. Мы решили другим путем», — рассказывает Лидия Адамович. Животных нельзя брать на руки без их желания, будить во время сна и заходить в их личное помещение — котейную, где хвостатые могут отдохнуть и поесть. Это позволяет животным чувствовать себя комфортно и приносить радость посетителям, подчеркивают создатели заведения.

Сегодня котокафе работает без конкретного бизнес-плана. По словам Лидии Адамович, многое делается интуитивно, поскольку у создателей мало опыта в ведении бизнеса. Организация нового для Калининграда бизнеса связана с рядом сложностей. Например, поиск места под аренду помещения.

«Очень долго искали помещение. Очень мучительно. Очень унизительно. 80% владельцев сразу отказывались с нами разговаривать, когда слышали про кошек. У людей ассоциации сразу такие: грязь, шерсть, запах. Помещение превратится в сарай. Были случаи, что соглашались, но сразу вырастала цена аренды: «Возможно, но еще минимум 10 тысяч каждый месяц». Но нашелся арендодатель, который пошел навстречу. Хотя люди еще не понимают, что это и как это. Поэтому сложно», — признала хозяйка «Котомании».

Популярность котокафе в городе растет: только по данным сервиса wordstat.yandex.ru, число поисковых запросов по слову «котокафе» в Калининграде и области с момента открытия «Котомании» выросло в 40 раз. А желающим посетить заведение вечером и выходные, стоит записаться заранее. При этом говорить об окупаемости проекта пока рано. Владельцы за свой счет провели ремонт, переоборудовали помещение и тратят средства на содержание животных и кафе. Идею удается поддерживать в том числе и за счет неравнодушных людей.

«Прожиточный минимум» на одного кота в месяц по данным catomania.ru

«Корм у нас самый лучший в своем классе для животных, которые живут в коллективе. Нельзя экономить на корме, это может сказаться на здоровье животного. Содержать их дорого. Мы рады, когда нам помогают», — подчеркивает Адамович.

К чистоте в «Котомании» подходят с особой ответственностью: на входе дезинфицирующие средства и бахилы, уборка каждые несколько часов и возможность ликвидировать последствия общения с кошачьими с одежды на выходе.

На данный момент кафе работает еще и как экспозиция произведений калининградских авторов — здесь представлены эксклюзивные сувениры, украшения и предметы декора. Проводятся и мастер-классы.

Котокафе — не только место времяпрепровождения. Это еще и важный для города социальный проект. В нем животные могут найти дом, а горожане всех возрастов научиться общению и бережному отношению к животным. «Что-то получается, где-то ошибки делаешь, по-другому понимаешь. Лично для меня это дорого. Но дороже всего и бесценнее радость людей, их эмоции, то, что животные находят дом. Бесценно видеть это», — делится Лидия Адамович.

Мнение эксперта

Владимир Кузин, основатель первого в Москве котокафе «Котики и люди», открытого в сентябре 2015 года. По данным РБК, в сентябре 2016 года месячная выручка его заведения составляла около 1 миллиона рублей.

Котокафе — это нишевый бизнес, часть перспективного направления социального бизнеса, связанного с новым отношением к животным, гуманным. Это заведения или компании, которые предлагают людям, по-новому общаться с животными, без клеток, без насилия, с ответственным гуманным отношением. Это будущее отношения к животным и индустрии, связанной с животными.

В Европе по большей части по одному котокафе в городе, но это там, где вопрос с бездомными животными полностью решен. У нас вопрос с бездомными животными не решается, поэтому сейчас наблюдаем некоторый бум котокафе. В Москве их уже больше пяти. В течение ближайших двух-трех лет рынок стабилизируется, и останутся только сильные игроки. В качестве одного из проектов будущего могу назвать экогород «Мокрый Нос» в Зеленограде.

Долговечен ли этот вид бизнеса на рынке? Да, чем дальше мы мирно развиваемся как страна, европеизируемся, гуманизируемся, тем этот рынок становится все шире и шире. Поэтому я спокойно смотрю в будущее. Мы предлагаем человеческое тепло общения с животными, это никогда не устареет.

Какие риски существуют? Риски как обычные для малых бизнесов, так и необычные. Необычные — отсутствие закона о животных. Мы в буквальном смысле сидим на вулкане и отслеживаем все возможные законопроекты, то и дело возникает желание закрыть все заведения с животными. Мы этому стараемся противодействовать, но если будет принят негативный для нас закон, то мы, конечно, закроемся. И это будет очень печально.

За рубежом котокафе как социальные заведения иногда закрываются, потому что все животные из приютов пристроены. Нет, это не шутка, это реальные истории некоторых заведений.

В свою очередь доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Игорь Строганов считает, что котокафе как новый формат может быть скорее хобби, чем способом получения прибыли.

Котокафе в России — достаточно новый формат. По сути — это обычное антикафе, в котором люди платят за минуты пребывания, а напитки, чаще всего, получают бесплатно. В силу определенных санитарных ограничений и модели бизнеса, кухня в подобных заведениях обычно рудиментарна. Разница таких заведений между обычными антикафе в одном — здесь можно «пообщаться» с кошками.

С одной стороны, подобные заведения выполняют некую социальную миссию, позволяя тем людям, у кого нет дома кошек пообщаться с ними и, возможно, забрать себе понравившихся. Практически все котокафе пристраивают кошек, взятых из приютов или с улицы. Также это дает возможность детям пообщаться с животными, в чем есть очевидная терапевтическая ценность.

С другой стороны, это очевидная попытка придать некую дополнительную, необычную для потребителя ценность, обычной кофейне. Недаром, по словам владельцев московских котокофеен, постоянная аудитория у них — девушки 25-35 лет. Проблем здесь видится несколько.

Большая часть таких кофеен работает практически в ноль, если это Москва, а то и в минус, если это региональные заведения. Прибыль у котокафе небольшая, это низкомаржинальный бизнес. Требуется очень большой энтузиазм владельцев, чтобы заниматься решением проблем таких кафе. Скажем, ветеринарное сопровождение одной кошки может достигать десяти тысяч рублей (прививки и проч.).

Основной доход владельцы кафе получают с помощью дополнительных услуг: мастер-классы, рисование, лепка, мероприятия, котойога и так далее. Продвигаются подобные заведения чаще всего через социальные сети, что, возможно и создает лояльную аудиторию, однако массовости не дает. Если для Москвы и Санкт-Петербурга характерна социальная прослойка одиноких людей с достаточно высокими доходами, завсегдатаев Facebook и Вконтакте, которые любят кошек, но не держат их дома, а значит им будет интересно посещать подобные заведения, то в регионах кошки и собаки есть у каждого второго, что практически обнуляет ценность котокофеен. Да и лишние деньги на час «погладить кошечку» есть не у всех.

Мне кажется, котокофейни — это не такое заведение, в которое, как в более привычные форматы кафе, будешь ходить постоянно. Это, скорее, разовое посещение из интереса. А значит, долговечность подобных заведений сомнительна. Да и риски высоки. Недаром подобные заведения, по отзывам их владельцев — это именно хобби, нежели способ извлечения прибыли.