Власти обещают упростить процедуру идентификации калининградских товаров
Проблема идентификации товаров, произведенных в Калининградской области, должна быть решена в первом полугодии 2017 года. Об этом в четверг, 8 декабря сообщила журналистам руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галина Баландина. Совместно с правительством Калининградском области она принимала участие в разработке и продвижении регионального блока предложений в проект нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Кодекс вступит в действие 1 января 2017 года.
В проекте кодекса были учтены 11 предложений по Калининградской области, связанных с функционированием режима ОЭЗ, уточнили в пресс-службе правительства региона. Например, предложение по категории «товары Союза». Изначально предполагалось считать таковыми «находящиеся на таможенной территории Союза товары, полностью произведенные (добытые, полученные, выращенные) на таможенной территории Союза, за исключением товаров, произведенных (полученных, выращенных) из иностранных товаров». Калининградская сторона настаивала на изъятии из проекта документа указанного исключения.
«Еще пару месяцев назад, условно говоря, вся продукция, которая состояла бы из импортных компонентов, которая производилась на калининградской территории, не считалась бы товаром союза. Редакция Таможенного кодекса, существовавшего два месяца назад, не предполагала такого явления, как Калининградская область. Сегодня мы эту проблему устранили и это принято на уровне федерального законодательства и согласовано со всеми членами Евразийского союза», - сообщил врио вице-премьера региона Александр Шендерюк-Жидков.
Кроме того, региональные власти смогли отстоять право не только резидентов ОЭЗ, но и иных других лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, помещать под таможенную процедуру свободной таможенной зоны свои товары. Также доказана необходимость предусмотреть возможность не устанавливать ограничения на использование товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Иными словами, потребление товаров, передача третьим лицам данного товара или продуктов их переработки не потребует дополнительного декларирования, заявления сведений или предоставления отчетов.
Значительные изменения коснулись принципов определения таможенной стоимости произведенного в регионе товара. Калининградская область предложила новый подход к данному вопросу: начислять таможенные платежи только на иностранную составляющую в товаре в том случае, если не проводилась процедура идентификации, то есть дифференцировать затраты, исключая те, которые не подлежат обложению и произведены в рамках национального режима: рабочая сила, коммунальные услуги и так далее.
Однако не удалось решить проблему «двухсот евро».
«Мы заявляли положение о том, чтобы процедура по товару стоимостью ниже двухсот евро упростилась. Это было поддержано Минфином, Минэком, но на уровне наших партнеров, других стран эта идея не нашла понимания», - отметил Шендерюк-Жидков.
В четверг в правительстве региона прошло совещание с представителями бизнеса, где рассматривались варианты решения проблемы идентификации. Напомним, идентификация - это определение характеристик товаров, использованных в готовой продукции, изготовленной или полученной с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. С 1 апреля 2016 года при вывозе продуктов переработки, в процессе производства которых были использованы иностранные товары, помещенные ранее под таможенную процедуру Свободной таможенной зоны, с территории Калининградской области на территорию стран Евразийского экономического союза, необходимо осуществлять уплату таможенных пошлин.
Сегодня для многих компаний процедура идентификации является затратной и сложной. Поэтому многие предпочитают платить пошлину за вывоз готовых изделий, нежели нести временные и стоимостные издержки, связанные с идентификацией.
«Это неправильно и в корне противоречит идеологии калининградской зоны. Задача была сделать процедуру упрощённой, чтобы бизнес сам двигаться в сторону идентификации, - отметил Шендерюк-Жидков. – Идентификация - это движение в две стороны. С одной стороны, бизнес хочет упрощения, с другой стороны, надзорные органы должны знать, что бизнес не злоупотребляет льготами, которые ему даются».
По его словам, один из путей упрощения идентификации – изменение системы учета.
«Очень часто предприятие само не способно так поставить учет, чтобы доказать, что этот компонент произведен из этого сырья, что здесь иностранное, а что отечественное. Соответственно есть несколько предложений по упрощению и адаптации процедур учета, чтобы он был не строго зарегламентирован, а чтобы предприятие могло само выбирать форму этого учета. Есть и другие предложения», - отметил он.
«Мы перебрали много путей решений, но понимаем, что они оставляют огромное количество неудобств для компаний, - отметила Баландина. - Поэтому давайте менять что-то радикально. Например, сегодня обсуждался такой вариант, как уточнение данных для таможни уже после выпуска товара. Сейчас вы не можете выехать с территории Калининградской области, если все данные таможне не заявите. Один из подходов – разрешить компаниям указывать некие ориентировочные данные, которые можно было бы уточнять по итогам промежуточного бухгалтерского учета. Это позволило бы многим компаниям упростить процедуру идентификации или по крайней мере, участвовать в этих правилах уплаты пошлины по компонентам».
По словам Баландиной, единого рецепта решения проблемы не существует.
«Я не исключаю такого варианта, что, закрепив один подход, мы пойдем к поиску других вариантов. Но мы нацелены приложить все усилия, чтобы уже в первом полугодии следующего года эти проблемы были решены. По итогам всех предложений Минфин должен издать нормативный акт», - отметила эксперт.