Лента новостей
Все новости Калининград
Служебный корпус Мраморного дворца в Петербурге выставили на торги 12:13, Общество Пресс-секретаря Роскомнадзора отпустили под подписку о невыезде 12:12, Общество Памфилова допустила взыскание средств с Зимина за перенос выборов 12:07, Политика Госдума приняла поправки Путина о возрасте выхода женщин на пенсию 11:54, Общество Оператор Нью-Йоркской фондовой биржи ICE запустит биткоин-фьючерсы 11:44, Крипто Почему жилье бизнес-класса не продается без благоустройства целого района 11:44, Партнерский материал Противники пенсионной реформы устроили митинг у Госдумы 11:42, Общество Что стало причиной первого поражения нокаутом в карьере Поветкина 11:37, Спорт Хлеба и зрелищ: перезапуск 11:35, Партнерский материал  WSJ узнала о решении Трампа отложить отставку куратора «российского дела» 11:32, Политика Сценаристы Comedy Club перешли в конкурирующий телехолдинг 11:26, Технологии и медиа Наступление квартир-трансформеров – что выбирают современные семьи 11:20, Партнерский материал  Рыболовлев назвал слухами сообщения СМИ о его планах продать «Монако» 11:02, Бизнес Что позволит сократить число трагедий на пожарах 10:57, Партнерский материал Россия обжаловала отстранение Федерации легкоатлетов от членства в IAAF 10:47, Общество На Кутузовском проспекте построят башни с общей террасой на крыше 10:43, Недвижимость «Манчестер Юнайтед» в пятый раз подряд проиграл серию пенальти 10:42, Спорт Google смягчит запрет на рекламу криптовалют: как отреагирует рынок 10:41, Крипто В СНГ объявлены в розыск за терроризм 9 тыс. человек 10:37, Политика «Страна должна быть готова к ценовому шоку»: что сделают с ОСАГО 10:32, Авто Как сделать свой дом электробезопасным 10:31, Партнерский материал Прогнозы дня: дорожающая нефть поможет росту топливных компаний 10:03, Quote Фитнес из-под палки: зачем компании пропагандируют сотрудникам спорт 09:56, Свое дело Дилеры сообщили о повышении цен на Lada Vesta и Largus 09:54, Авто Роспотребнадзор предупредил о вспышке чумы на Мадагаскаре 09:51, Общество Следствие попросило отпустить из-под ареста сестер Хачатурян 09:49, Общество Импортозамещение от импортеров: почему иностранцы строят заводы в России 09:44, Потребрынок 
Бить ценой: как таксопарки и службы заказа поделили рынок в Калининграде
Калининград, 31 авг 2016, 11:17
0
Бить ценой: как таксопарки и службы заказа поделили рынок в Калининграде
Агрегаторы услуг такси завоевывают рынок, создавая серьезную конкуренцию классическому таксомоторному бизнесу. Последние отступать не намерены, говорится в материале журнала «Королевские ворота»
Фото: Егор Сачко/Королевские ворота

Приложение для вызова такси Uber запрещали во Франции, Нидерландах, Бельгии, штате Невада и других странах. Uber — самая популярная компания, воплотившая модель простой и эффективной коммуникации между водителем и пассажиром через телефон и интернет. Работает в крупных городах по всему миру. В России на этом рынке — свои лидеры, помимо Uber’a в список входятGett и «Яндекс. Такси», диспетчерские службы «Максим», «Рутакси» (представлено брендами «Везёт» и «Лидер»). Компании отличаются от классического автопарка тем, что выступают посредниками между водителем и пассажиром. Как правило, они заключают договоры с таксопарками и частными водителями и передают им заказы, принятые по телефону или с помощью телефонного приложения.

В августе 2010 года на калининградском рынке первым появилась служба заказа такси «Максим». В 2012 году заработала диспетчерская служба «Везёт», позже — приложение «Яндекс. Такси». В июле 2016 года региональная экспансия Gett Такси достигла Калининграда, почти одновременно с московской компанией «Столичное такси», запустившей приложение «Экспресс-такси».

«До прихода приложений и диспетчерских служб такси компания «Кобра» обрабатывала 2 тысячи заказов в сутки, в выходные дни эта цифра доходила до 2,5 тысячи», — говорит учредитель компании Олег Редькин. — Сегодня мы получаем от 600 до 800 заказов в сутки.

Фото: Егор Сачко

По словам Редькина, за несколько лет работы служб вызова такси многие таксомоторные компании закрылись, а их автопарк начал работу с «Максим» и «Везёт». Обе эти компании претендуют на лидерские позиции в регионе.

Генеральный директор «Везёт» в Калининграде Станислав Луцак оценивает долю компании на региональном рынке в 50 процентов. Пресс-служба такси «Максим» была более сдержана в формулировках и назвала себя одним из лидеров регионального рынка. По словам управляющих таксомоторных предприятий, лучше всего доля на рынке коррелируется с количеством автомобилей в автопарке.

«У кого больше машин, у того больше заказов. Десять машин физически не могут сделать столько же, сколько сорок, — комментирует Эдгар ­Гоняев, директор «Такси Балтики». — Любое такси заинтересовано не только в привлечении клиентов, но и в привлечении персонала и увеличении таксопарка. Мы покупаем автомобили, некоторые берут их в лизинг, третьи разрешают водителям работать на своих машинах. Каждый выбирает приемлемый для себя способ ведения бизнеса».

Согласно данным, предоставленным компаниями, такси «Кобра» имеет в своем распоряжении 110 автомобилей, «Такси Балтики» — 80, «Максим» — более 500 перевозчиков. В 1,6 миллиарда рублей оценила рынок калининградского такси компания Gett во время выхода на региональный рынок. По исследованиям Gett, в Калининграде выдано 4500 разрешений на осуществление таксомоторной деятельности.

Права и обязанности

Основная претензия классических таксомоторных предприятий к своим новым коллегам заключается в том, что они не работают по закону «О такси» и не гарантируют безопасность своих клиентов.

«Пользуясь услугами диспетчерских служб, я не знаю, какая машина ко мне приедет, есть ли у водителя лицензия, проходил ли он медицинский осмотр перед выходом на работу, проверялась ли машина механиком. Именно поэтому я называю их «черными голландцами», — говорит Олег Редькин. — Я сомневаюсь, что в случае аварии подобные службы будут нести ответственность, они ведь не работают по закону «О такси».

Действительно, в законе «О такси» нет понятия «диспетчерская служба такси» или «информационный сервис». Как нам объяснили в службе заказов «Максим», они являются IT-компанией, которая самостоятельно не занимается перевозками, а предоставляет информацию о заказах на услуги такси независимым перевозчикам. Их миссия — улучшать взаимодействие пассажиров и водителей.

«Бытует мнение, что службы заказа, оказывая информационные услуги, ни за что не отвечают перед водителем и пассажиром. «Максим» участвует в разрешении любых спорных ситуаций. У нас действует обратная связь с клиентами через операторов, сайт компании и мобильное приложение. У пользователя есть возможность оценить поездку и водителя, — рассказывают в пресс-службе компании. — На клиентов распространяется не только страховая ответственность водителей по ОСАГО, но и стандарты оказания материальной помощи службы». Сотрудники «Максима» проводят проверку по каждому инциденту: назначается комиссия, которая исследует обстоятельства, принимает решение о материальной помощи, возможности продолжать сотрудничество с водителем, организует профилактические меры. Служба заказа активно взаимодействует с надзорными и правоохранительными органами.

«Я считаю, что на калининградском рынке такси сегодня нелегально работают от 600 до 800 машин в сутки, — говорит Редькин. — Они не платят налоги, у них нет кассовых аппаратов. Кроме того, исходя из нашего внутреннего расследования, некоторые из водителей, чтобы устроиться на работу, регистрируют ИП, получают лицензию, а потом их закрывают, но продолжают работать».

По подсчетам Гоняева, за последнее время было закрыто около 500 индивидуальных предприятий, на каждое из которых в среднем зарегистрировано 5 автомобилей. Таким образом, по словам генерального директора «Такси Балтики», региональный бюджет недополучил 170 миллионов рублей.

По словам руководства компаний «Такси» и «Везёт», они сотрудничают только с перевозчиками, имеющими лицензию на осуществление перевозок. С «Максимом» работают водители на личных автомобилях, предприниматели, купившие несколько машин и сдающие их в аренду, а также таксопарки с десятками машин в управлении. Закон предусматривает ряд специальных требований для перевозчиков — наличие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, общего водительского стажа не менее трех лет и ряд других. В «Максиме» говорят, что если в офис приходит водитель, не имеющий разрешения, менеджеры дают подробную консультацию по порядку его получения. «Помимо этого, служба заказа ведет отбор водителей по знанию города, типу и состоянию автомобиля, моральным качествам. С помощью открытых источников служба заказа проверяет водителей на штрафы и ДТП. Если водитель допустил грубое нарушение правил службы заказа, правил дорожного движения, стал виновником ДТП, «Максим» прекращает с ним сотрудничество без права на восстановление».

Эдгар Гоняев, возглавляющий таксомоторную компанию «Такси Балтики», работающую на рынке больше 14 лет, считает, что службы вызова такси не имеют права устанавливать свой тариф на поездку.

«Сначала диспетчерские службы брали небольшой процент у перевозчика, принимая его тариф, потом установили свой. У меня вопрос, который я задаю на всех российских форумах таксомоторных предприятий, и не могу получить на него ответ: Как они могут сформировать тариф, если у них нет своего автопарка и они не знают, сколько тратится на механика, врача, обслуживание автомобиля — из этого складывается расходная часть предприятия и тариф на перевозку. По моему мнению, если они только посредники, то должны предоставить клиенту выбор из нескольких перевозчиков, сделав предложение по цене и оставив выбор за клиентом».

Служба заказа такси «Максим» неоднократно отвечала на подобные претензии в судах, где практически не удается доказать, что компания является таксомоторным предприятием и следует закону «О такси». «Максим» проиграла суд только однажды — в Белгороде.

Как сообщает «Секрет Фирмы», управление автомобильных дорог и транспорта Белгородской области потребовало запретить водителям работать с «Максим», потому что сервис не имел права предоставлять услуги такси, необходимых документов для осуществления перевозок. Оператор связи «МТел» отключил номер телефона службы, в городе запретили рекламу «Максим».

Бить ценой

Средний чек на услуги такси в Калининграде, по мнению участников рынка, составляет 150–200 рублей. Службы такси «Максим» и «Везёт» имеют репутацию недорогого такси. «Во многом наша популярность обусловлена гибкой системой скидок, — говорит директор диспетчерской службы «Везёт» в Калининграде Станислав Луцак. — Мы ведем рекламную кампанию, предлагаем клиентам карточки на скидки от тарифов перевозчиков. Распространяем их всеми возможными способами».

Фото: Егор Сачко

Согласно данным, предоставленным компанией «Максим», цены на такси в Калининграде начинаются от 90 рублей, а средний чек составляет около 170 рублей. Классические таксопарки с приходом новых конкурентов были вынуждены снизить тарифы. «Изначально мы позиционировали себя как такси комфорт-класса, и наш тариф был немного выше среднего. В нашем автопарке автомобили ŠKODA Rapid, — говорит директор «Такси Балтики». — Но из-за возросшей конкуренции были вынуждены приблизить тариф к среднему на рынке».

Такси «Кобра» около шести лет тоже серьезно демпинговала, предлагая поездки в пределах Окружной дороги по 100 рублей. По таким тарифам компания проработала несколько лет и имела большую популярность. Позже от подобного ценообразования компания отказалась, но сегодня Олег Редькин не исключает возвращения к приему, принесшему его такси популярность.

«Считаю, что пассажир всегда воспользуется услугами той компании, которая предложит меньшую цену. В этом плане нам сложнее, чем службам заказа такси. Мы тратим средства на содержание автопарка и на диспетчерскую службу, которая обходится примерно в 300 тысяч рублей в месяц. Цена поездки такси складывается следующим образом: подача автомобиля — 100 рублей, плюс за каждый километр по нашему тарифу — 18 рублей. Сейчас мы рассчитываем, насколько можем сократить цену «подачи» автомобиля, чтобы снизить цену услуги и не выйти за рамки рентабельности».

Чтобы разделить расходы на содержание диспетчерских служб, шесть таксопарков города объединились в некоммерческое партнерство «Калининградская ассоциация легкового такси», его президентом стал Эдгар Гоняев.

«В наше объединение вошли такси «Такса», «Шестерки», «Виктория», «Патриот», «Марсель», «Балтики», которые работают с нашей диспетчерской и номером телефона «Такси Балтики». Компьютерная программа распределяет заказы равномерно по всем участникам, а все участники экономят на содержании диспетчеров».

Кроме того, классические таксопарки, желая увеличить количество клиентов, сотрудничают с диспетчерскими службами «Такси» и «Везёт». Например, «Такси Балтики» заключила договор с «Везёт». Это дает возможность водителям зарабатывать больше, а руководству компании чувствовать себя увереннее в настроении своего персонала.

«Мы сотрудничаем со многими автопарками, — говорит Станислав Луцак из диспетчерской службы «Везёт». — Более того, мы это приветствуем. Я считаю, что рынок будет развиваться в сторону диспетчерских служб. Такая стратегия позволяет обеим сторонам стать партнерами на выгодных условиях, когда каждый занимается своим делом и избегает львиной доли расходов. Рынок такси стал сложнее, современнее и технологичнее, теперь его формируют несколько участников процесса».

Расширить компетенции

Чтобы оставаться конкурентными на рынке, классические перевозчики начинают осваивать смежные сферы деятельности. Такси «Кобра» в 2015 году запатентовала рекламу, размещенную на автомобилях такси. По словам Олега Редькина, продукт пользуется популярностью, особенно у политиков. С таким предложением «Кобра» планирует выйти на рынок столицы в течение сентября.

«Кроме того, в ближайшее время мы выйдем на рынок Калининграда с новым предложением. Это будет служба заказов, предлагающая не только перевозку пассажиров, но и доставку еды, документов, услуги секрьюрити. Услугами охраны моей компании (охранное предприятие «Кобра» принадлежит Олегу Редькину. — Ред.) пользуются пять тысяч юридических лиц. Мы провели исследования и увидели необходимость в создании такой службы».

Возможно, эта идея может стать выходом для тех, кто успеет перестроиться со старой модели таксомоторного предприятия на сервис по доставке. Тем более что эксперты подтверждают актуальность темы. Консалтинговая компания Baum+Whiteman заявила, что быстрая доставка станет трендом номер один в 2016 году. А мировые игроки уже начали работать — уже в этом году Uber развивает похожий сервис UberEats.