«Все борются за мозги». Бизнес региона подводит итоги 2021
Как чувствует себя экономика Калининградской области после второго по счету года пандемии, удалось ли предприятиям, организациям и целым отраслям справиться с кризисом — об этом РБК Калининград побеседовал с экспертами из транспортной, финансовой и производственной сфер.
Юрий Пятанов, директор «Транс-Эксим» (железнодорожные перевозки)
Нам жаловаться грех, мы год хорошо прошли. И даже с повышением, поскольку участвуем в проекте «Новый шелковый путь», по данному направлению у нас хорошие успехи достигнуты. Надеемся продолжить в том же духе. И в целом справились с ситуацией, и по грузообороту тоже все, в принципе, нормально у нашей компании — тьфу-тьфу-тьфу, стучу по столу.
Ситуация с нехваткой вагонов была спровоцирована действиями некоторых клиентов по «Новому шелковому пути», когда «забросили» залпом «кучу» вагонов с сухопутных переходов на Калининград и тем самым поставили в тупик — сразу большой объем вагонов, поток, и не справилась ни железная дорога, ни стивидорные компании.
Это усугубило ситуацию, о чем мы, в принципе, предупреждали и просили этого не делать. В сентябре-октябре то, что произошел стоп по железной дороге, он везде отразился. Сейчас ситуация выправляется. Поток схлынул, он снова, наверное, перешел в сухопутку, постепенно нормализуется движение всех остальных грузов калининградского направления. А тогда платформами все было забито и мешало движению грузов. Ковидные ограничения на нас мало отражаются. Как я всегда говорю, рельсы трудно перекрыть, транспорт не остановишь.
Но эта [осенняя] проблема вскрыла другую — нехватку кадров у стивидорной компании, о чем мы тоже уже говорили. Необходимо перестраиваться на старые рельсы обучения, возрождать профессионально-техническое обучение — это касается и нашего региона, поскольку раньше таких проблем с кадрами не было.
Их готовили и они по распределению приходили и отрабатывали свое время. Поиск кадров — большая проблема, три месяца поиска ничего не дает — ноль, ситуация очень тяжелая. Железнодорожники свою проблему решают — у них остались свои заведения. А вот портовиков, докеров, стивидоров сейчас никто не готовит.
Леонид Степанюк, исполнительный директор ООО «ДСВ Транспорт» (автомобильные грузоперевозки)
Очень похожи были 2020 и 2021 годы по финансовому результату, по объемам перевозок, по трудностям и, в общем-то, по госпомощи, которая нам была оказана. По тракингу в 2020 году все было сильно лучше, чем в предыдущие, ну и плюс субсидия, которую мы получили в начале года как господдержку, она очень сильно нам помогла с учетом всех сложностей. А потом мы еще вошли в кредит субсидированный. В этом году нам его вписали, субсидировали еще почти 5 млн рублей. Так что, и этот год тоже был со своевременной господдержкой. Подводя итоги, я с удивлением обнаружил, что эти два года — 20 и 21 — были несколько успешнее, чем предыдущие три года. Во-первых, нам удалось не уменьшить количество людей, а даже увеличить. Во-вторых, мы выдержали все планы по обновлению техники и на 22 год заказали порядка 10 машин, прицепы — заявки сделали.
Мы специализируемся на перевозках в Европу и обратно в Калининград. Ситуация на границе хоть и похожа на прошлогоднюю, но в этом году меньше. И этот период существенно не сказался на работе, наверное, в силу географии нашей. Потому что у нас, если брать тракинг, процентов 10 максимум, что идет в том направлении.
Очереди не сказались, мы находили варианты. Мы просто не ехали, не думая, не глядя. Мы смотрели очереди, обходили те границы, те МАППы (международный автомобильный пункт пропуска — прим. РБК Калининград), которые были напряжены, нам удавалось через Латвию обходить, в два раза сокращали время. Ну максимум пять суток мы стояли, в отличие от других, кто по 11-12 суток стоял.
Так что, на нас не сказались существенно эти потери. Оптимизировались, перегруппировались, нашли новые направления. Трудные периоды, тяжелые времена должны быть точками роста, и у нас это получилось. В новый год вошли уверенно.
Михаил Майстер, владелец мебельного бизнеса Cinno CilliniЕще буквально два года тому назад, до ковидных ограничений, у людей было очень мало времени на отдых. Но коронавирус усадил всех дома, и вектор внимания сместился к своему жилищу. За счет этого в 2020 году мы получили невероятный взлет спроса, но уже в середине 2021 года он резко пошел вниз. Следующая пара лет обещает быть крайне сложной. Наши расходы в последнее время выросли на 75%. В цепочке создания стоимости деньги уходят от производства все дальше и дальше. Казалось бы, время зарабатывать, но маржинальность падает.
Вообще мы живем в очень интересное время: это кризис дефицита, когда все производители и продавцы борются за мозги. Покупателей больше нет — есть выбиратели, которые делают свой выбор в условиях изобилия. Все рынки находятся в одном месте — в голове, вот за нее все и сражаются.
Потому что любая покупка, будь то булка хлеба или коробок спичек, на мой взгляд, — это всегда эмоциональное действо, рацио может появиться где-нибудь в конце. Этот концептуальный вопрос заключается даже не в том, как сделать, а в том, как выйти на рынок, где переизбыток всего — вещей, идей, людей, денег, желаний… Почти 52% товаров продаются сейчас на акциях и со скидками. И, к сожалению, эта доля акционных и скидочных товаров в целом растет у всех. Скидка стала неотъемлемым атрибутом товара, неважно, диван это или колбаса…
Роман Аранин, генеральный директор фабрики по производству инвалидных колясок и другой специализированной техники для инвалидов «Observer»Мы выросли по выручке, по крайней мере, процентов на 20 за 2021 год. Не скажу, что легко, потому что мы много инвестировали в этом году — в расширение, в оборудование, второй этаж сделали.
Реабилитационный центр открыли сначала в коттеджах, потом на втором этаже фабрики, чтобы потом здесь же спуститься и потренироваться, допустим, получится у тебя быть сборщиком или слесарем или токарем или нет.
То есть, это еще и профориентационная в некотором роде работа. Но в общем — грех жаловаться! Понимаем, что год реально сложный, но мы, в принципе, неплохо выгребли.
Сергей Лютаревич, руководитель рыбохозяйственного предприятия, калининградской группы компаний «За Родину»
Я не могу сказать, что нам очень тяжело, но то, что непросто — это точно. Себестоимость продукции в 2021 году очень сильно выросла. Вот если брать нашу консервную продукцию: у нас даже масло [растительное] не так важно, как консервная банка, которая подорожала практически на 80% и еще есть тенденция к дальнейшему подорожанию, потому что жесть дорожает.
Мы очень боимся, что себестоимость будет расти, соответственно, придется поднимать цену на готовую продукцию.
Но мы стараемся. Хотя и заработная плата тоже растет. Что касается ковидных ограничений, думаю, что 2022 год будет чуть попроще, чем 2021. Потому что научились бороться с этой проблемой и со всеми побочными явлениями, которые выходят в рамках экономики.
Игорь Болсун, учредитель сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива «Садоводы»Год прошел не сказать, что легко — достаточно напряженно. В целом успешно, как, наверное, и у многих сельхозпроизводителей, но были и проблемы. С погодой, например. В сельском хозяйстве самая главная проблема — это погода. Урожай собрали, заложили на хранение, сейчас занимаемся реализацией.
Для сельского хозяйства ограничительные меры больше позитивны, потому что наша продукция стала востребованной на местных рынках — и яблоки, и ягоды.
Надо отдать должное и нашим жителям, которые разворачиваются в сторону потребления местных продуктов и на качество больше внимания обращают. И даже диалог получается между потребителями и производителями: они приходят и уже заказывают: вот мы хотели бы такие яблоки или такие ягоды или какую-то конкретную продукцию просят, а мы уже стараемся подстраиваться под такие запросы.
Виталий Багаманов, директор калининградского филиала «БКС-Премьер»
Для нашей сферы минувший год стал продолжением повышенного спроса, повышенного внимания к сфере инвестиций. В первую очередь, частных клиентов. Год был отличным по результатам. Если верить статистике, то порядка 10% населения России имеют счета, с которых они занимаются инвестициями. Количество счетов перевалило за 15 млн. А если считать счета, которые открыты в разных инвестиционных компаниях, банках, то это количество в разы больше. Это очень значимая цифра для нашей отрасли, мы долгие годы к этому шли, но вот в последние годы рост идет прямо очень-очень заметный и ощутимый.
Мы видим, что население, частные инвесторы начинают глубже разбираться в различных продуктах, пользоваться индивидуальными инвестиционными счетами, которые предусмотрены Налоговым кодексом.
Такой интерес к инвестициям связан с несколькими факторами. Во-первых, до этого была тенденция на понижение ставок по депозитам и лишь этой осенью она сменилась вновь на повышение, поэтому люди были вынуждены искать какие-то другие способы. Во-вторых, рынки акций становятся все доступнее с точки зрения технологий, открытие и пополнение счета стали максимально простыми — теперь достаточно только телефона и нескольких нажатий кнопки. Все, что нужно для открытия счета подтягивается с Госуслуг. Ну и в-третьих, безусловно, рынки акций в последние годы показывают существенную динамику роста. И примеров тому много — и американские рынки акций, и рынок российский в минувшем году показывал неплохие результаты. Это даже на фоне несколько повысившихся депозитных ставок в последние 2-3 месяца все равно очень привлекательно для инвесторов.
Люди понимают, что есть много разных вариантов, каким образом можно заставить свои деньги работать более эффективно, чем традиционные банковские вклады.
В целом результаты позитивные, и мы с оптимизмом смотрим в будущее.