«Оборот падает, цены растут»: что ждет калининградский ритейл в 2016 г.
Калининградский ритейл впервые за долгие годы показывает падение оборотов, сжимание денежной массы носит катастрофический характер, цены на продукты растут, а банки не спешат кредитовать сети. Такое мнение высказали участники круглого стола «Калининградский рынок ритейла: Тенденции, перспективы развития, риски и барьеры в 2016 году», организованного РБК-Калининград.
Цифры по падению оборота в среднем, одинаковые по России, хотя раньше рост составлял не менее 15% в год, отметил председатель совета директоров ГК «Вестер» Олег Болычев. По продуктам оборот составляет ноль - плюс-минус 2%, по ряду направлений падение более значительное.
«По одежде, там катастрофа, падение продаж составляет 50-60%, по электронике падение на 40%, часть рынка вообще ушла – это фотоаппараты, ноутбуки, что также снижает уровень рынка», - сказал он.
Роста, что был последние 15-20 лет, нет, отметил исполнительный директор ООО «Виктория-Балтия» Олег Красневский. 2015 год сеть закрыла с ростом в 10%, сейчас 1-2%.
«Мы наблюдаем снижение потребительского спроса, товарооборот держится за счет среднего чека. Наши «золотые клиенты», «средний плюс», стали меньше ходить, но больше брать. Не все подряд как раньше, они более внимательно относятся к покупке. В целом, пока идем в минусе к прошлому году», - сказал он.
Падение покупательской способности населения отмечают и в «Торговом доме «Семья», полочные цены в сети за год выросли на 16%, говорит гендиректор группы компаний Олег Пономарев.
«Наиболее пострадавшим является сегмент среднего покупателя, наиболее массового до 2014 года, - говорит Пономарев. - Можно даже говорить, что средний класс у нас временно закончился, остался средний плюс, средний два плюса, и премиум, с которым ничего не происходит».
В торговых точках ГК «Юринат» пока наблюдается рост, но связано это, отчасти, со снижением конкурентного рынка, говорит гендиректор группы компаний Юрий Дергачев.
«В целом, конкурировать на рынке небольшим компаниям становится сложно. Если говорить про несетевую розницу, в регионе это более 2000 предприятий, их ждет суровое время. Это связано из-за внедрения ЕГАИС, это огромные затраты. Так что для сетей есть большие возможности».
Падение покупательской способности населения стало последствием «принципа домино» в экономике, уверен Олег Болычев.
«Во всех сферах произошли сокращения, кто-то в этом признается, кто-то нет, на 15-25%. Но это принцип домино. Людей сокращают, доходы уменьшаются, доходы в бюджетной сфере не увеличиваются, пенсии не увеличиваются, в результате люди тратят меньше везде, во всех отраслях. Меньше тратят, меньше налоги. Реально идет дефляция, и она набирает обороты. Если ее не остановить резким вливанием денег, в экономику вообще, но какой нормальный человек будет инвестировать, если ты под тот же кредит стал закладывать в два раза больше, чем раньше?»
Нет развития без кредитов
Требования банков к выдаче кредитов ужесточились, что также тормозит развитие, отметили участники круглого стола.
«Без кредитования развития быть не может. Раньше кредит выдавался 70% под залог недвижимости, 30% - под залог товара в обороте. Сегодня товар в обороте не принимается вообще, в результате уменьшается залоговая масса на эти 30%, - говорит Олег Болычев. – Стоимость самой недвижимости уменьшается в рублях, а не в долларах. В среднем по рынку залоговая масса для банков уменьшилась в рублях в два раза».
Об ужесточении требований банков по залогам говорит и председатель совета директоров «Залесский фермер» Андрей Романов.
«Фактически я под проект, в котором не уверен, должен заложить все, что мы сделали до этого, что у меня есть сегодня, и то, что возможно у нас будет завтра. А если это вдруг не осуществится, мы потеряем все. Кто на это пойдет», - говорит он.
Если бизнес не может подписаться под своим бизнес-планом, как под него может деньгами своих вкладчиков подписаться банк, задает вопрос директор филиала «Европейский» банка «Санкт-Петербург» Дмитрий Данилов. У банков деньги есть, но регулятор не мотивирует их на агрессивное кредитование, говорит он.
«Нет уверенности у бизнеса, нет уверенности и у банков. При этом, ритейл не потерял привлекательности у банкиров, потому что он «понятен и находится близко к желудку», считает Дмитрий Данилов.
Затраты на перевозки выросли
Помимо валютных курсов, на цены на товары в сетях влияет географическое положение региона, рост затрат на перевозку и излишнее таможенное администрирование. Внедрение «Платона» и ситуация с польскими «дозволами» увеличили транспортные расходы на 30% на одну фуру. В целом, затраты на логистику в Калининграде в два раза выше, чем в целом по России, говорит Олег Красневский. Доля логистических затрат в конечной цене товара в результате составляет от 3% до 30%, в зависимости от категории товара, посчитал гендиректор «Юрината» Юрий Дергачев.
Даже если разрешится ситуация с «дозволами», цены на перевозку не будут падать, и все это скажется на конечном потребителе, уверен гендиректор ООО «ДСВ Транспорт» Леонид Степанюк. Произошло перераспределение перевозок на российское направление, и теперь транспорт длительное время стоит на российской границе. На стоимость перевозок влияет сбор на прицепы и заградительные пошлины на новые грузовики, добавляет он. В результате не все перевозчики смогут обновить автопарк, что приведет к сокращению рынка.
«Когда в Польше магазин заказывает фрукты-овощи, их доставляют в течение 2-3 часов. Мы везем их 10 суток, причем, сутки машина стоит на нашей таможне. О какой конкуренции с поляками можно говорить?», - говорит Олег Болычев.
Новые магазины будут
Негативная ситуация на рынке не остановит расширение сетей, заявляют калининградские ритейлеры. В 2016 году «Вестер» планирует открыть два магазина, в планах на 2017 год – семь, говорит Олег Болычев.
«Я сторонник развития крупными объектами, так как у нас есть параллельные бизнесы. Мы в состоянии площадь до 15 тыс кв.м. закрыть своими бизнесами, это электроника, книжный бизнес, ювелирный. Еще порядка 10-15 тыс.кв. м. можно сдавать в аренду. С одной стороны, на это требуется больше денег, с другой – это более быстро окупается».
Два магазина точно откроет «Виктория», еще два объекта в планах, отметил Олег Красневский. Не собирается останавливаться и «Семья».
«Мы находим места в городе, где нет магазинов, ищем места, где идет застройка и никто не думает о том, чтобы в генплане там «посадить» магазины. Наша позиция, с учетом того, что деньги труднодоступны и очень дороги, аккуратно искать ниши в которых можно развиваться», - сказал Олег Пономарев.