Калининградские оптовики заявили о проблемах с доставкой сахара в регион
Из-за логистических сложностей наземным транспортом сократились объемы поставок сахара в Калининградскую область. Проблему на заседании комитета по торговле КТПП подняли региональные оптовые компании. Так, по данным ООО «Агротрэйд», объемы реализации снизились в 2–3 раза, хотя раньше на местном рынке продавалось около 800 тонн сахара в месяц. Калининградские оптовики стали закупать товар в Белоруссии, но так как его нельзя доставить транзитом через Литву, сахар начали везти до портов Ленинградской области для погрузки на морские суда.
Очередь на паромах
Однако при доставке морем оптовики столкнулись с дефицитом мест на судах для перевозки товара, так как эти поставки не стоят в приоритете у операторов морской переправы, объяснил представитель «Агротрэйд» Олег Гергель.
Ситуацию осложняет то, что с линии на ремонтные работы ушел паром «Маршал Рокоссовский», который использовался в том числе для перевозки ж/д вагонов с грузами. Недавно судно вернулось на линию, но в доки зашел паром «Балтийск», и вопрос свободных мощностей никуда не делся.
Другие участники логистической схемы также отмечали, что на доставку сахара в Калининград морем влияет наличие более приоритетных грузов.
«Из-за расстановки приоритетов возник некий дефицит мест на оставшихся рабочих паромах. Это повлияло на нашу работу. Но в городе сахар никуда не пропал. Он был в неком оптовом дефиците, но в рознице дефицита не было», — заметил генеральный директор ООО «ТДА» Дмитрий Вознесенский.
К тому же, из-за нехватки мест растут сроки доставки.
«3 августа у нас должны были выплыть два вагона с Усть-Луги. Бронь есть. Один паром [в это время] не работал, все понимаю. Но в итоге эти два вагона уезжают куда-то на Белое море, две недели там отдыхают, пока произойдет разгрузка. Потом возвращаются, потом опять неделю в Усть-Луге и вроде завтра-послезавтра должны прибыть в Калининград. Вместо 5-го числа мы их получаем 30-го. Каким образом планировать, если я не понимаю алгоритм, когда это дойдет в конце концов?» — цитирует портал Rugrad Гергеля.
Предприниматель категоричен: «По сути просьба одна: дайте четкий алгоритм, чтобы мы могли под него подстроиться. Пусть он будет сложный, длинный, забюрократизированный. <...> Но нужен четкий алгоритм, чтобы это четко работало».
Железная дорога
Поставки из других регионов России осложняются из-за географического положения поставщиков.
«Попытки компенсировать поставки белорусского сахара российским тоже натыкаются на подобные трудности. У меня очередной вагон с Курска грузится — важное направление, сахарный район, зона боевых действий недалеко. «Гэушки» (документы, необходимые для ж/д перевозки. — прим. ред.) уже третью неделю не согласовывают. Два месяца назад у нас месяц эти «гэушки» подписывали-переподписывали. Сейчас на август подаем заявку на два вагона, а дают — один. 25 августа должен был грузиться следующий вагон. Говорят, что, извините, перегруженность, переносят вагон на сентябрь», — сокрушается Гергель.
Оптовик допускает: так как из-за низкой маржинальности и высокой стоимости сахара его запасы не создашь, часть затрат вероятно придется «перекладывать на потребителя, которому сейчас несладко».
Другие участники рынка сталкиваются с аналогичными проблемами при попытках доставить сахар из центральной России в Калининград.
«Если мы говорим о России, то это Курск. Направления, которые занимаются сахаром, — близкие к СВО. В связи с этим там присутствует проблема с подачей подвижного состава. У нас тупиковый регион, трудно собирается поезд в нашу сторону», — отметил Дмитрий Вознесенский.
Позиция властей
По данным министерства развития инфраструктуры, только в августе в регион при помощи паромной линии было доставлено порядка 32 вагонов с сахаром.
«Ежемесячно почти на каждом паромном рейсе сахар доставляется», — говорит заместитель министра инфраструктуры Татьяна Филимонова.
По ее словам, работа ведется в тандеме с «Оборонлогистикой», чтобы согласовать оператором перевозки грузов по потребностям региона. Сложности возникают, по ее словам, в том числе из-за того, что грузополучатели завышают свои объемы.
«Некоторые коллеги завышают свой план перевозок, а потом фактически его не выполняют», — отмечает заместитель министра.
Президент КТПП Феликс Лапин резюмировал, что КЖД может обратиться к другим региональным филиалам РЖД, чтобы упростить процедуру отправки «жизненно важных» грузов в Калининград.
Напомним, в июле власти анонсировали, что до конца года на калининградской линии останется три парома. Поэтому для предоставления мест на паромах, курсирующих на линии Усть-Луга — Балтийск, для первоочередной отправки груз нужно включить в перечень приоритетных для перевозки морским транспортом через интернет-приемную профильных министерств, писал РБК Калининград.

