«Точка кипения». Калининградские муниципалитеты готовы запретить самокаты
Число ДТП с самокатами растет
От необдуманной езды водителей электросамокатов (средств индивидуальной мобильности или СИМ — прим.ред) сегодня страдают и пешеходы, и автотранспорт.
С каждым годом число спровоцированных ими аварий и пострадавших растет в геометрической прогрессии. С начала года в Калининградской области произошло уже 21 ДТП с участием водителей и владельцев СИМ. За шесть месяцев допущено 10 столкновений, 8 наездов на пешеходов, 2 — на велосипедистов и 1 — на автомобиль, озвучил РБК Калининград статистику начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения региональной Госавтоинспекции, подполковник полиции Владимир Бегунков.
Для сравнения: в прошлом году за этот же период зарегистрировано 2 происшествия с пострадавшими. За весь 2023 год таких ДТП с участием самокатчиков было 20.
Неудивительно, что в Калининградской области некоторые муниципалитеты готовы запретить самокаты и всерьез обсуждают этот вопрос с населением. В Балтийске, например, власти просят жителей высказать мнение и предложения по поводу возможного запрета через официальное сообщество в социальной сети. По мнению чиновников, жители давно жалуются на необдуманную езду на самокатах по улицам.
Кстати, после обсуждения нового проекта спикер Госдумы Вячеслав Володин запустил в своем Telegram-канале опрос о необходимости запрета использования электросамокатов. По его словам, уже поступают предложения и о том, чтобы полностью запретить такой транспорт. Результаты свидетельствуют, что ситуация с СИМ близка к «точке кипения». Так, на момент написания материала из 351 805 россиян, принявших участие в опросе Володина, 54% высказались за полный запрет электросамокатов.
На федеральном уровне
В начале июля депутаты Государственной думы в первом чтении одобрили поправки к закону о штрафах для пользователей электросамокатов, которые нарушают правила дорожного движения. Если проект закона получит окончательную поддержку законотворцев, любителям кататься на самокатах с ветерком придется отвечать за превышение скорости. Штрафы будут вводить также за неправильное движение по проезжей части и тротуарам, оставление места ДТП, за езду в нетрезвом виде и отказ от медосвидетельствования.
Штрафы операторов
Сегодня на территории Калининградской области в аренду самокаты сдают два оператора кикшеринга: Whoosh и «МТС-Юрент». Пока полный государственный контроль не введен, они устанавливают собственные штрафы и ограничения. Кстати, штрафы в некоторых ситуациях даже превышают предлагаемые Госдумой.
Наказывается и использование электросамокатов несовершеннолетними: передача управления ребенку — штраф 10 тысяч рублей и пожизненная блокировка; управление самокатом до 18 лет — блокировка в приложении (ранее – блокировка).
За езду на электросамокате двух и более человек — штраф 5 тысяч рублей (ранее — штраф 800 рублей).
Переезд пешеходного перехода — штраф 1 тысяча рублей (ранее — предупреждение, а при повторном нарушении — блокировка до 1 месяца).
За неправильную парковку грозит штраф в 500 рублей (ранее — штраф 500 рублей, при повторном нарушении — штраф 1 тысяча рублей).
ДТП по вине пользователя с причинением вреда здоровью третьих лиц — штраф до 100 тысяч рублей и пожизненная блокировка в приложении (ранее — блокировка на 1 месяц).
ДТП по вине пользователя с причинением вреда имуществу — блокировка в приложении на сезон (ранее — блокировка на 1 месяц).
ДТП по вине пользователя с причинением вреда инфраструктуре — блокировка в приложении на сезон (ранее — блокировка на 14 дней).
С начала сезона в «МТС Юрент» выписали порядка 150 тысяч таких штрафов, из них 4,3 тысячи — в Калининграде, озвучили статистику РБК Калининград в пресс-службе компании. Заблокировано более тысячи взрослых пользователей. Чаще всего нарушителей штрафуют за неправильную парковку и за то, что они не спешиваются на пешеходных переходах.
Также в компании начали выявлять и блокировать аккаунты пользователей, не достигших совершеннолетия. Информация о дате рождения пользователя передается при его аутентификации с помощью сервиса МТС ID. На с сегодня в Калининграде выявлено и заблокировано более 100 аккаунтов, зарегистрированных на пользователей, которым не исполнилось 18 лет.
Еще одно ограничение: представители кикшеринговых компаний ввели практику патрулей — для выявления нарушителей и выписки им штрафов. Контролеры выступают в роли внештатных сотрудников. Например, компания «МТС Юрент» привлекла к этой работе 2,5 тысячи человек в 30 городах России. Из общего количества штрафов треть оформили как раз консультанты по безопасности.
Компания Whoosh получает информацию о нарушениях от местных жителей, которые отправляют в службу поддержки фотографии и видео.
К слову, представитель Whoosh сообщил РБК, что большинство пользователей их самокатов не заметят изменений от возросших штрафов, поскольку ездят без нарушения правил.
«Доля нарушителей не превышает 0,1%. <...> Для тех, кто ездит безответственно и нарушает правила, это станет серьезным аргументом в пользу более аккуратного вождения», — отметили в компании.
«Медленные зоны»
Совместно с властями российских муниципалитетов операторы кикшеринга вводят зоны ограничения скорости на улицах с очень плотным пешеходным трафиком и недостаточной инфраструктурой.
В Калининграде, к примеру, такие медленные зоны со скоростью до 15 км/ч действуют в ЦПКиО, у озер Поплавок и Хлебное, на острове Канта, ограничения до 15 км/ч введены на набережных и променадах Зеленоградска и Светлогорска, до 10 км/ч — на Курортном проспекте Зеленоградска.
«В этом году мы ввели «взносы на инфраструктуру и безопасность» — 1 рубль с каждой поездки направляется на развитие инфраструктуры в городах присутствия сервиса. На эти средства мы уже наносим парковочную разметку в Казани, городах Краснодарского края, Тюмени, велополосы в Москве, и эта работа будет продолжена. Создание комфортной инфраструктуры позволит создать порядок на тротуарах, а также сделать движение самокатчиков и пешеходов более комфортным», — рассказали в пресс-службе «МТС Юрент».
К слову, там поддерживают инициативу Госдумы РФ по повышению штрафов. При этом оператор убежден: этот рост должен касаться не только шеринговых, но и частных самокатов.
«Мы считаем, что повышение штрафов положительно повлияет на число нарушений и будет способствовать их снижению, благодаря чему запрещать самокаты не придется. Уже виден эффект в Москве, где после повышения штрафов за езду вдвоем число таких поездок на самокатах «МТС Юрент» сократилось на 40%», — отмечают в компании.
Штрафы за езду в нетрезвом виде, а также за ДТП по вине пользователя оператор намерен выносить при наличии подтверждающих документов, например, от ГИБДД и других органов исполнительной власти, добавляют в пресс-службе.
Напомним, неделю назад в столице впервые изъяли электросамокат за управление в состоянии опьянения и участие в ДТП. Суд конфисковал средство передвижения у студента из-за аварии, произошедшей в Солнцево, когда выпивший молодой человек сбил на высокой скорости пожилую женщину. Теперь самокат стал собственностью государства, а виновнику ДТП запретили управлять любыми видами транспорта на 18 месяцев.
Начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения Калининградской региональной Госавтоинспекции Владимир Бегунков считает, что такая практика в рамках уголовного дела может быть применена и в Калининградской области. Сначала СИМ изымут как вещдок, а потом, по решению суда, передадут его государству. К слову, похожие прецеденты, только с автомобилями, в регионе уже были.
Порча, комплектующие и импортозамещение
На вопрос корреспондента РБК Калининград, как часто происходит порча и поломка самокатов и штрафуют ли за это пользователей, в «МТС Юрент» отмечают: как правило, «вандалят» подростки или хулиганы, которые не понимают, что самокаты — частная собственность и их нельзя бросать в реку, закидывать на деревья и так далее. С такими людьми работает служба безопасности. С вандалов взимают нанесенный ущерб в размере стоимости электросамоката.
«Если человек отказывается возмещать, это служит основанием для обращения в правоохранительные органы и возбуждения уголовного дела. Впрочем, обычно обходится без этого», — отмечают в пресс-службе.
Для ремонта электросамокатов в регионе работают сервисные центры. В настоящее время самокаты и запчасти приобретаются, в основном, в Китае. Идет активная работа по закупке комплектующих у российских поставщиков — у них приобретают более 100 запчастей для электросамокатов или около 10% расходных материалов — в основном компоненты корпуса и декоративные элементы. Также часть деталей производится в собственной лаборатории 3D-печати.
Весной «МТС Юрент» представил первый собственный самокат «Юрент 2.0» с крупноузловой сборкой в России, говорят в компании. В Калининградской области такие пока недоступны для аренды, а вот в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Челябинске, в Сочи и в Москве есть. И в ближайшие годы это производство планируют полностью локализовать.
При превышении скорости на 5–10 км/ч предлагается ввести штрафы от 500 до 800 рублей. Если скорость будет больше разрешенной на 10–15 км/ч, то нарушитель заплатит от 2 до 2,5 тыс. руб. Превышение скорости на 15–20 км/ч облегчит кошелек лихача на 3 - 3,5 тыс. руб, за большие показатели придется отдать от 4 тыс. до 5 тыс. руб.
Перевозка ребенка на самокате обойдется нарушителю до пяти тыс. руб., за перевозку грузов и буксировку придется заплатить в районе тысячи руб.
Согласно документу, штраф за езду на автомагистралях также составит тысячу руб. Теперь электросамокаты будут считаться здесь тихоходным транспортом. Движение на самокате или велосипеде по проезжей части приравняют к нарушению ПДД, что оценивается в 2 - 2,5 тыс. руб. Если при этом, участники ДТП получили легкие травмы, то виновник заплатит уже 2 тыс. до 5 тыс. руб. Вред средней тяжести увеличивает размеры штрафа: от 10 тыс. до 15 тыс. руб.
Если самокат весит более 35 кг, то езда на нем по тротуарам обойдется водителю в 3 - 3,5 тыс. За пересечение дороги не спешившись и за создание помех пешеходам грозит штраф в 2–2,5 тыс. руб. За отказ в остановке по требованию полиции возможно наложение штрафа от 500 до 800 руб. За отказ от прохождения медосвидетельствования - 20 тыс. до 30 тыс. рублей.
Как писал РБК Калининград, в прошлом году заявлялось, что калининградским велосипедистам и водителям самокатов будут выдавать бумажные права. Как оказалось, эти разрешительные документы не будут иметь юридической силы.
«Это наше такое пропагандистское решение. Это акция. Будем принимать экзамены. В случае положительной сдачи теоретического экзамена, будем вручать права в торжественной обстановке. Естественно, это не является юридическим документом. Это просто наше очередное направление, чтобы обратить внимание», — объяснял представитель ГАИ Владимир Бегунков.