Авиакомпания «Скол» просит Минтранс реструктурировать долг
Калининградская авиакомпания «Скол» обратилась в Министерство транспорта РФ с просьбой о реструктуризации долга. Ранее Сургутнефтегазбанк и ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) заявили о готовности обратиться в суд с требованием признать перевозчика банкротом.
«Мы пишем письма в «ГТЛК» с марта 2019 года. Но ответы на наши предложения [о реструктуризации долга] ни разу не поступали. Ответа на открытое письмо от Минтранса тоже нет», — рассказала РБК Калининград Елена Шеина, пресс-секретарь авиакомпании «Скол».
Отметим, компанией «ГТЛК» управляет Минтранс. В обращении авиакомпании сказано, что признание ее банкротом приведет к невозможности выполнять авиационные работы в целях оказания срочной медицинской помощи в регионах России, к расторжению международных договоров на оказание авиационных услуг и снижению уплачиваемых в бюджет налогов.
Там же поясняется, что в 2017-19 годах авиакомпания получила в лизинг от «ГТЛК» 35 воздушных судов: 23 вертолета МИ-8, семь вертолетов Ансат и пять турболетов L-410. Таким образом «Скол» вошла в число крупнейших заказчиков техники российского производства. Половина лизингового парка работает в 14 регионах в рамках программы развития санитарной авиации с государственным софинансированием.
Откуда долг
Авиакомпания назвала причины образования задолженности в 2019-2021 годах, выделив четыре главных фактора.
1) Воздушные судна простаивали девять месяцев до середины прошлого года. Это связано с тем, что их передали компании в конце 2019 года, когда завершился период выбора исполнителей контрактов по авиационным работам с целью оказания медпомощи.
2) В 2019 году в рамках программы развития санитарной авиации была принята новая схема финансирования авиауслуг. Оплата предусматривалась только за выполненные рейсы. Дежурство судна и экипажа, соответственно, не оплачивались. Так, с 2017 по 2020 год убыток компании от участия в госпрограмме превысил 400 млн рублей.
3) В конце 2019 года «Скол» заключила контракт с индонезийским МЧС. В республику направили 11 вертолетов Ми-8 для предупреждения и тушения лесных пожаров. Но полетная программа была ограничена в связи с распространением COVID-19. В итоге «Скол» недополучила 1 млрд рублей.
4) Сокращение объема работ для нефтегазовой отрасли на фоне пандемии.
Дело о банкротстве
Итак, в прошлом году чистый убыток компании достиг 548,2 млн рублей при выручке в 4,04 млрд рублей (рост на 9,6%). Тогда же «ГТЛК» через Арбитражный суд Москвы потребовала от «Скола» 2,78 млрд рублей.
В апреле этого года ООО «Лизинговая компания «Перспектива» и ООО «ДмитровМонтажГрупп» сообщило, что планирует обратиться в суд с заявлением о признании авиакомпании банкротом.
Как сообщает «Интерфакс», в июне 2020 года Сургутнефтегазбанк пытался выступить в суде как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, в рамках дела о взыскании со авиакомпании 554,73 млн рублей в пользу «ГТЛК». Но Арбитражный суд Москвы отказал банку в удовлетворении ходатайства.
В августе 2020 года по данному делу со «Скола» взыскали 477 млн рублей, и еще 2,1 млрд рублей по двум другим аналогичным делам. На сегодняшний день Арбитражный суд Москвы рассматривает еще один иск «ГТЛК» к «Сколу» — на 1,8 млрд рублей.