Архитектор Ли предложил свое видение центральной площади без Дома Советов
Один из проектов застройки территории на месте разбираемого Дома Советов может создать своего рода рекреационно-туристический — маршрут «Север — Юг». Его главной идеей стала возможность связать Нижний пруд и остров Канта, чтоб там было можно совершенно беспрепятственно гулять без риска попасть под машину. Об этом в эфире «Бизнес ФМ — Калининград» рассказал председатель регионального отделения Союза архитекторов России Игорь Ли.
Архитектор поделился, что к идее создания собственного проекта его подтолкнул прошлогодний конкурс на лучший проект застройки центра города на месте Дома Советов. При создании новой концепции авторы проекта учитывали мнение калининградцев, которые те в 2023 году оставляли в ходе социологического исследования на тему, что хотят видеть жители города на территории у Дома Советов. Планировалось, что новое общественное пространство обеспечит связь с водоемами, то есть создаст своего рода рекреационно-туристический — маршрут «Север — Юг». Его главная идея: связать Нижний пруд и остров Канта, чтоб там было можно совершенно беспрепятственно гулять без риска попасть под машину.
Транспорт под землей
Предлагаемое Ли решение условно делит территорию на две части. На месте, где располагался Королевский замок, авторы предлагают создать музейный комплекс истории города, начиная с его основания.
«Территорию, где демонтируется Дом Советов, и часть Московского проспекта мы предлагаем накрыть небольшим эстакадным парком, чтобы можно было перейти на территорию бывшего Альтштадта и потом, через пешеходный мостик, выйти на остров Канта. Плюс, естественно, подземный переход под улицей Шевченко от набережной Нижнего пруда к Центральной площади. Все эти перепады продублированы подъемниками для маломобильных групп населения», — рассказывает Ли.
Вторая задача, которую в проекте хотел решить архитектор — сделать территорию пешеходной.
«Мы предлагаем разместить транспорт под землей, нарисовали целых 450 парковочных мест и подземный внутриквартальный проезд, три эстакады для спуска по улице Шевченко и один выезд на месте существующей автозаправочной станции на Московский проспект», — говорит Ли.
По его мнению, это поможет решить проблему обеспечения пешеходности территории. Она будет достаточно изолированной от городской суеты, движения, выхлопных газов и даже осадков.
Кстати, чтоб защитить горожан от дождя, собеседник издания предлагает сделать крытой улицу. Примером послужили крытые универмаги конца XIX века: ГУМ в Москве, «Пассаж» в Петербурге или галерея Виктора Эммануила в Милане между Соборной площадью и площадью театра Ла Скала.
Эстакадный парк над Московским проспектом
«Мы решили сделать его не просто мостиком, а именно парком по эстакаде. Пока эскизно предлагаем одну сторону отдать детям — нарисовали там условную классическую карусельку, — пока родители пьют кофе и общаются. А другую сторону эстакадного моста хотим отдать молодым начинающим артистам, художникам, живому уличному искусству», — объясняет Ли.
Архитектор считает, что в будущем Московский проспект все-таки уберут в тоннель. И предлагаемый проект этому никак не помешает.
«Когда-то это случится. Демонтируют эстакаду Ленинского проспекта, вернут ее на отметку земли, то есть рельефа. Это возможно, только опустив Московский проспект в тоннель. Очень дорогая работа, которая, кстати, надолго перекроет движение. Наш проект всем этим возможным в будущем мероприятиям никак не препятствует по причине той самой эстакады. Мы ставим опоры, причем не по проезжей части, а по разделительной полосе. Плюс есть зеленые полосы за тротуарами, где также можно установить опоры. По ним пропустить железобетонные балки, сделать перекрытие и разбить упомянутый эстакадный парк. Если бы такое решение в дальнейшем было принято, то само наличие такого парка над оживленным Московским проспектом имело бы интересный, какой-то даже театральный эффект. Там было бы интересно находиться», — резюмирует председатель калининградского отделения Союза архитекторов.