Кета вместо лосося и российский шампунь. Турбизнес региона — о кризисе
Калининградские отельеры и рестораторы надеются, что предстоящий туристический сезон поможет им избежать больших убытков в условиях экономического кризиса. С другой стороны, они отмечают, что из-за санкций и их последствий в отрасли началось снижение потока гостей. Жители других регионов России боятся сейчас ехать в Калининград.
Отели
Текущая ситуация в отрасли «складывается напряженно и оптимистично одновременно», рассказал РБК Калининград глава Ассоциации рестораторов и отельеров Зеленоградского городского округа Сергей Куренков. Он связывает это с «периодом турбулентности» в отношениях с поставщиками и поставками, инвестициями.
Отельер добавил, что представители региональной туриндустрии настроены позитивно. На недавно прошедшей в Москве выставке «Интурмаркет» федеральные власти и представители других регионов страны высоко оценили Калининградскую область с точки зрения отдыха в этом году, рассказывает Куренков.
«Высказано мнение руководителей Ростуризма, ведущих специалистов, туроператоров, что к нам будут перенаправлены крупные борты среднемагистральные, широкофюзеляжные самолеты Boeing 777 и так далее, которые смогут перевести гораздо большее количество пассажиров, чем Airbus и Boeing 737, где по 180 кресел. Надеемся, что к нам прилетят борта где по 300-400 кресел, и транспортная доступность региона будет хорошая».
По словам руководителя Ассоциации, сегодня глубина бронирования отелей в регионе небольшая — порядка 70 дней.
«Как раз начинаются весенние каникулы, к нам приезжают много семей с детьми, которые останавливаются на побережье. Сейчас можно говорить о том, что отели на побережье заняты на 80 и более процентов. В Калининграде, наверное, чуть поменьше. Туристы есть», — говорит глава ассоциации
На предстоящее лето на побережье пока забронировано порядка 25-30% номерного фонда, что, по оценке Сергея Куренкова, сопоставимо с показателями 2018-2020 годов. Он полагает, что «пока причин для паники и серьезных волнений нет», но транспортная доступность региона вызывает опасения.
«Думаю что и правительство Калининградской области, и правительство Российской Федерации, Минтранспорта эту проблему решат, и транспортная доступность области будет обеспечена в полном объеме. Не думаю, что мы увидим какое-то особое подорожание билетов. И количество рейсов будет достаточно, чтобы все желающие могли приехать», — уверен Куренков.
Он поясняет, что количество отказов от поездок в регион у российских туристов минимальное, и основном они связаны с убежденностью людей, что они не смогут быстро добраться до Калининграда после закрытия воздушного пространства странами Европы.
«Они думают, что нужно лететь чуть ли не через Северный полюс, какими-то огородами, часов семь, не меньше. Но мы объясняем им, что время в пути увеличилось не сильно, всего на 30-40 минут дольше из Москвы и из Питера на 20 минут», — продолжает глава Ассоциации отельеров и рестораторов.
Говоря о влиянии санкций, введенных Евросоюзом на фоне военной спецоперации России в Украине, он пояснил, что отельерам придется искать отечественные аналоги косметики и продуктов, но принципиально ничего не изменится.
«Будем лить вместо итальянского шампуня наш российский — ту же самую “Натуру Сиберику”, которая ничуть не хуже. Какие-то другие материалы и составляющие импортные будем заменять российскими. Лосось сейчас стоит две с лишним тысячи рублей, вместо него будем использовать кету или другие лососевые породы. Тем более сейчас у нас в области устойчивый тренд на локальные продукты.
И туристы, которые приезжают к нам, они не хотят есть фуа гра с креветками, они больше нацелены на те локальные продукты, которые производятся, выращиваются или вылавливаются у нас в регионе. Это всеобщий тренд — гастрономический туризм. Думаю, больших опасений для нас нет. Да, наверное, все подорожает и будет дорожать как и везде, но от этого мы никуда, к сожалению, не денемся», — уверен Куренков.
По его оценке, цены на проживание в отелях и гостиницах России в высокий сезон вырастут в среднем на 10-15%.
«Цены регулирует рынок и так было всегда. Чем ближе к июлю и августу, тем дороже. В Калининградской области не так много хороших четверок и пятерок (четырех- и пятизвездочных отелей — прим. РБК Калининград), поэтому их нужно бронировать уже сейчас, пока стоят наиболее выгодные цены», — считает глава зеленоградской Ассоциации.
Рестораны
Калининградские рестораторы не так оптимистичны. Часть поставщиков поднимает цены и не идет на уступки и сдерживание роста, говорят рестораторы.
Глава сети Britannica Project Максим Здрадовский в соцсетях сообщил, что за последние две недели компания провела сотни переговоров с поставщиками, убеждая их не менять условия, не поднимать цены или делать это на минимально возможный процент.
«Часть наших поставщиков оказались настоящими партнерами и услышали нас, они поняли, что мы боремся не за себя, а за комфорт наших гостей. Мы нашли с такими поставщиками компромисс и в итоге смогли поднять цены в меню всего лишь на абсолютный минимум в 5-7 %», — сообщил Здрадовский.
Переговоры с поставщиками ведут и другие сети.
«Ситуация складывается тяжелая. Мы ведем переговоры с теми поставщиками, с которыми возможно, о сдерживании цен. С кем-то удается, с кем-то нет. Кто резко поднимает цены — мы от них отказываемся, если есть кем заменить. Если нет, то тогда приходится соглашаться на их условия, так как пытаемся все-таки сохранить качество наших блюд», — рассказал РБК Калининград владелец сети пиццерий «Папаша Беппе», ресторана грузинской кухни «Сачмэли» и «Ресторанного дома Крупицких» Игорь Крупицкий.
Он пояснил, что в его заведениях цены пока практически не поднимали, потому что пока сложно понять точную себестоимость блюд — часть товаров еще сохранилась на остатке по старой цене, часть приходит по новой.
«Где-то к концу месяца будет понятен реальный фудкост — насколько подорожало сырье. После этого будем принимать решение, на сколько можно и необходимо поднять цены. Но поднятие цен — это крайняя мера. <..> Ситуацию понимаем чисто тактически — никаких стратегических планов сейчас строить нельзя. Даже на месяц планировать нельзя», — говорит ресторатор.
Крупицкий добавляет, что появились сложности с закупкой алкогольных напитков. После того, как часть зарубежных производителей заявила об уходе с российского рынка, поставщики составили список позиций, которые больше не будут поставляться. Это приведет к сокращению карты бара за счет «вывода» ушедших марок.
По оценке бизнесмена, в его ресторанах уже есть снижение потока гостей. Он предполагает, что этот тренд будет продолжаться, поскольку ухудшается финансовое положение людей.
«Их доходы будут падать и, естественно, они будут сокращать траты на те моменты, которые не являются жизненно необходимыми. Мы надеемся, что туристический сезон состоится, надеемся на туристов извне. К осени будет ситуация плачевная. Думаю, что падение будет сильное».
Как писал РБК Калининград, ранее российский экономист, профессор, специалист в области социально-экономического развития регионов МГУ им. Ломоносова Наталья Зубаревич сообщила, что Калининградская область будет тяжелее других регионов России переживать текущий кризис. Сильнее всего пострадают автомобилестроение и туристическая сфера.
В начале марта рестораторы региона сообщали, что трафик заведений за неделю сократился почти на треть, зарубежные поставщики перешли на стопроцентную предоплату.