«Точка невозврата пройдена»: как живет ивент-индустрия региона
Ивент-индустрия Калининградской области несет большие убытки из-за переноса концертов и запрета на деятельность концертных площадок с полными залами. Представители этого рынка убеждены, что точка невозврата уже пройдена, теперь главная задача не пропустить весенний сезон. Ожидается, что после снятия запретов артисты поднимут свой гонорар, и чтобы как-то покрыть расходы, организаторам придется увеличить цены на билеты. Об этом со ссылкой на представителей индустрии пишет портал «Твой бро».
Чтобы подстроиться под ограничения, клуб «Ялта» переформатировали под бар. Но и это не очень помогло — осенью успели провести только одно мероприятие. 26 сентября заведение отметило свое пятилетие, а пять дней спустя в силу вступили новые ограничения, в списке которых был и запрет концертов.
«К сожалению, все наши заявленные концерты несовместимы с сидячим форматом и рентабельность просто невозможна. Мы вынуждены сидеть и следить за развитием ситуации. Порой очень обидно за «двойные стандарты» — чем опасна ситуация в клубе, где собирается 250 человек, по сравнению с другими местами массового скопления людей, где проходят фестивали, выставки и прочее? Даже в торговых центрах проходимость больше, в ресторанах, столовых», — рассуждает основатель клуба Сергей Савуляк.
Соблюдение условий Роспотребнадзора по рассадке не позволяет клубам зарабатывать. «Недавно задумались сделать что-то вроде квартирника, но максимум человек на 50. Это если соблюдать все нынешние условия рассадки для таких мероприятий. Но никакой нормальный артист не захочет работать на такую маленькую аудиторию, ни о каком заработке здесь вообще говорить не приходится. А на каких-то местных музыкантов надо эти 50 человек ещё попробовать собрать», — говорит владелец клуба «Склад» Алексей Фёдоров.
Глава компании «Макроконцерт» Максим Ваняшин уверен, что ивент-индустрия не сможет выжить, если для нее сохранят требования по загрузке залов на 50%, поскольку мероприятия просто не будут окупаться. Это приведет к тому, что мелкие фирмы закроются.
Ваняшин прогнозирует, что продление запрета может сформировать серый рынок и проведение подпольных вечеринок. «Убытки колоссальные, поскольку на этот бизнес завязаны не только сотрудники нашей компании или конкуренты, а в том числе и сопутствующий бизнес: продакт, реклама, залы, гостиницы, транспорт, можно долго перечислять. Только в нашей области можно назвать тысячи людей, занимающихся организацией различных мероприятий такого рода», — заключает Ваняшин.
Владелец продюсерского центра Andrusov Pro Иван Андрусов оценивает доходы регионального концертного рынка в 0,5 млрд рублей в год. «Вот и считайте: всё полностью стоит, что-то, конечно, проводится, но доля в общем объёме рынка смешная», — говорит бизнесмен.
«Когда нам разрешено продавать только половину — это вообще не про бизнес, а скорее о том, чтобы платить людям зарплату. Здесь можно зарабатывать, только если есть поддержка как у государственных площадок, хотя и им сейчас тяжело. Они все закредитованы и сидят в беспроцентных кредитах. Полученные деньги тоже идут исключительно на оплату труда сотрудников», — уверен Андрусов.
Легче всего работать в сегодняшних условиях большим концертным площадкам, получающим поддержку властей, ведь артисты не всегда готовы снижать гонорар, несмотря на то, что залы заполнены только наполовину.
«Например, смогут проводить мероприятия «Фестивальная дирекция» или «Янтарь-холл», который может себе позволить привозить артистов с загруженностью наполовину. Даже в рекламных расходах у них получится сэкономить, потому что рекламные пакеты выкупают на год, их себестоимость снижается. То есть, у таких площадок есть рычаги, и чем крупнее игрок, тем больше у него таких рычагов», — объясняет ивент-менеджер агентства EventPlus Николай Стебенев.
Он считает, что развлекательная индустрия со временем будет видоизменяться, потому что нет возможности привозить артистов из других регионов и стран. При этом, плюсом в этой ситуации можно считать развитие местного музыкального рынка.
Основатель Green Concert Юргис Казак обращает внимание, что после отмены ограничений гонорары артистов могут сильно вырасти. При этом, даже несмотря на перенос мероприятий, расходы организаторов резко увеличились. «Часть людей сдали билеты, они были проданы. Конечно, была запущена реклама, и в любом случае деньги зависают. И всю промо кампанию нужно восстанавливать перед мероприятием снова, да и в любом случае затраты будут всё выше и выше», — объяснил Казак.
Предприниматель уверен, что уже сейчас концертный бизнес находится в критической ситуации. «Точка невозврата уже пройдена, потому что осень в общем-то тоже метит в минус. Где она будет максимальной, трудно сказать. Конечно, если пропустим весну, это будет как снежный ком. Чем дольше окажемся закрытыми, тем сильнее начнем катиться. А потери на самом деле огромные, российский концертный бизнес теряет огромные суммы», — резюмировал он.
Владелец компании «Калининград Event» Михаил Шрамко в разговоре с РБК Калининград ранее прогнозировал, что ивент-индустрия не восстановится до 2021 года — из-за запрета проведения мероприятий и ограничения количества зрителей.