Без суда: в Калининграде снесут сто нелегальных палаток
Уже в марте в Калининграде начнется снос самовольных построек, в том числе ограждений и нестационарных торговых объектов (НТО). После изменений в федеральном законодательстве власти могут сносить объекты без решения суда.
Владельцев 24 объектов уже предупредили. В списке самостроев, подлежащих сносу, деревянные и кирпичные строения, заборы, торговые павильоны, парковки, расположенные в различных районах города.
Как уточнили в городской администрации, снос касается сооружений, возведенных на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей. А также если эти участки расположены в зоне с особыми условиями использования территорий, на землях общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
«В первую очередь, это дает освобождение мест общего пользования от тех объектов, которые уже набили оскомину всем горожанам, - разъясняет заместитель главы администрации Калининграда, председатель комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Александр Зуев. - Например, палатки, которые стоят ржавые, брошенными хозяевами, но их никто не может демонтировать, потому что это чье-то имущество».
По его словам, если раньше суды с владельцами самостроев длились до трех лет, то теперь властям вообще не нужно перед сносом обращаться в суд.
«При реконструкции любой дороги мы сталкиваемся с заборами, которые поставлены не по границам земельного участка, а за их пределами. Это останавливает строительство, - отмечает Зуев. - Раньше нам необходимо было три года освобождать земельный участок. И в чем трагедия: для реконструкции дорог денежные средства выделяются на четко определенный срок. И город никак не сможет построить дорогу, если ему три года нужно будет освобождать участок. Если мы в сроки не укладываемся, деньги возвращаются в федерацию. И этот забор стоимостью 50 копеек приносит ущерб городу на 300-400 млн. рублей».
Сегодня в городе достаточно ограждений, установленных на земле общего пользования. Но не всегда со злым умыслом - иногда это происходит по ошибке геодезистов. В целом же в течение года в рамках муниципального земельного контроля выявляется около тысячи самостроев. Большинство нарушений устраняется к концу года. Тех, кто сознательно и принципиально идет на нарушение закона, не так много, говорит Зуев.
Сейчас у владельцев самостроев есть выбор: либо самим демонтировать строение, либо снос проведут власти. Во втором случае выйдет дороже, также придется оплачивать хранение имущества на полигоне. Затраты города на снос будут стребованы с владельца через суд.
В ряде случаев самострой можно попытаться узаконить – например, если речь идет о никому не мешающем заборе.
Палатки вне закона
В списке самостроев фигурирует почти сто торговых палаток, которые работают без каких-либо документов. В основном они находятся на окраине города, где их сложнее заметить. Крупных объектов среди них нет, уточняют в городской администрации.
Несколько таких палаток находятся на стихийно сформировавшемся мини-рынке в Московском районе, рядом с крупным торговым центром. При строительстве центра предполагалось, что потом предприниматели будут торговать уже в нем. А на месте палаток будет построена дорога. Но позже владельцы павильонов отказались работать в центре по разным причинам, одна из которых – арендная плата. Сегодня власти надеются найти компромисс с ними.
Бороться с самостроями нужно, а предприниматели должны быть готовы к тому, что палатки могут быть снесены, уверен депутат областной думы, председатель регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Фирсиков.
«Другое дело, что надо создавать условия, чтобы работать в легальном поле было выгоднее и проще, чем в нелегальном. Тогда не будет самостроев и не будет нужды сносить их, - отмечает Фирсиков. - Зачастую предпринимателям выгодно уйти в «серые», «черные» схемы, чем быть официально оформленными и у всех на виду. Не успевают открываться, как сразу приходят все проверяющие органы, от пожарных до налоговиков».
По словам доцента кафедры экономики предприятий КГТУ Владимира Кузина, получить хорошее место в городе малому предпринимателю не так просто, но это не должно приводить к нарушению закона.
«Можно обратиться к опыту соседей: из центра Варшавы какие-то формы вообще исчезли, рынки, которые были, ушли», - говорит Кузин. – У нас вопрос рассматривался в свое время – сделать какое-то большое место, куда вывозить палатки, чтобы они могли там работать. Но я так понимаю, эта идея умерла».
Мотивов, почему человек из рыночных отношений уходит в противоправные, много. Но они все абсурдны и экономически нерентабельны, уверен Александр Зуев.
«В 90-е годы, до начала 2000-х предприниматели занимались практически шантажом. Они говорили: мы вам даем налоги, рабочие места, а вы нас губите. И на определенном этапе государство смотрело на это сквозь пальцы, что позволило расплодить это. Или у государства не хватило сил с этим бороться. Но это время кончилось. Но на кого здесь пенять? Только на свой риск. Принять авантюрное решение у него смелости хватило, а ответить за него сил не хватает».
«Доказать коррупцию сложно»
Один из заметных городских объектов – уже несколько лет работающая стоянка для автомобилей на улице Краснооктябрьская. Как выясняется, это – обычный самострой в самом центре города.
«Это классический пример, когда изначально был предоставлен договор еще в богом забытые старые времена. Был заключен договор с конкретными сроками. Срок закончился, а предприниматель сказал: ой, а что-то мне не хочется», - говорит Зуев.
По его словам, владелец стоянки вернулся бы в правовое поле, если бы, к примеру, предложил строительство многоуровневой парковки и вышел бы на аукцион. Однако к такой форме работы готовы далеко не все.
Работать без документов получается до тех пор, пока не поймали, отмечает калининградский бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов. Предприниматели сознательно шли на риск, открывая такие торговые точки. Очищать город от нелегальных мест торговли необходимо, считает бизнес-омбудсмен.
«Другой вопрос, почему раньше на эти торговые точки не обращали внимания – и здесь речь уже может идти о коррупции. Правда, доказать эти факты непросто», - говорит Дыханов.
«Говоря о парковке: если это крупный игрок, и он является депутатом или чиновником какого-то уровня, то вполне могут на такие вещи закрыть глаза. И это обычная коррупция», - отмечает бизнесмен, председатель калининградской федерации малого и среднего бизнеса Владимир Дианов.
По его словам, пока ни одного обращения от владельцев палаток-самостроев в федерацию не поступало. Возможно, люди просто тянут время, а, может, надеются на компромисс с властями. Если бизнесу покажется, что его сносят незаконно, в федерации готовы оказать правовую помощь. Но для этого нужно предоставить все необходимые документы – а как раз их у владельцев нелегальных палаток нет.