Winner Калининград: громкие споры бизнеса о «тихой» благотворительности
На седьмой встрече клуба Winner калининградские бизнесмены дискутировали о роли корпоративной социальной ответственности в бизнесе: стоит ли ее рассматривать как часть стратегии развития компании, нужно ли афишировать информацию об оказанной помощи и чем в конечном счете является КСО — формой инвестирования или благотворительностью.
Беседа в ресторане Hofburg отеля Kaiserhof стала продолжением цикла встреч бизнесменов за бокалом вина, организованного РБК Калининград в формате клуба Winner. Партнерами встречи выступили компания ООО «Неско Северо-Запад», инвестиционно-управляющая компания QBF и Балтийский деловой клуб.
Тихо, без шума
Главный редактор радио «Комсомольская правда — Калининград» Василий Масальский, модерировавший дискуссию в этот вечер, в самом начале подчеркнул, что для нашего бизнеса корпоративная социальная ответственность — история, которая только начинает набирать обороты. Одна из главных проблем в сфере корпоративной социальной ответственности — бессистемность: компании, за редким исключением, не имеют специально разработанных программ. Именно это и тормозит эффективную деятельность в данном направлении.
«Я бы разделил понятия «корпоративная социальная ответственность» и «предпринимательская социальная ответственность». И во втором случае я говорю об ответственности персональной, — отреагировал Юрий Дергачев, председатель совета директоров ООО «Юринат». — По моему убеждению, излишне громкое участие в подобных программах выдаёт маркетинговые намерения».
«Благотворительность осуществляется тихо, без шума», — включился в обсуждение собственник Britannica Project Максим Здрадовский. В его сети ресторанов давно уже действует программа помощи детям одного из интернатов области. Идея родилась у него несколько лет назад, а сейчас реализация уже не требует контроля со стороны инициатора: сотрудники сети самостоятельно развивают инициативу. Они осознают, что преследуют высокую цель, считает Здрадовский. Афишировать эту деятельность не нужно.
«Зачем посетителям про это знать? Они же у нас стейк едят — вот и прекрасно. Возможно, узнав о том, что мы кому-то помогаем, подумают: ну вот, всё это ради рекламы», — предположил Здрадовский.
Алексей Голубев, руководитель клиентского офиса инвестиционно-управляющей компании QBF, отметил, что не согласен с «тихим» подходом к этим вопросам. Инвесторы нередко пытаются найти именно тех, кто занимается благотворительностью: такие фирмы в приоритете у инвестиционных компаний. Эти практики должны быть публичными, если встать выше предрассудков о том, что таким образом благотворитель от кого-то «откупается». Другой вопрос — компании часто вынуждены скрывать свои действия в благотворительной сфере из-за «моря отчетности». Эта проблема, по мнению Голубева, в России решится не скоро. За рубежом всё обстоит иначе. Наличие благотворительной деятельности для европейской компании зачастую является условием получения серьёзных контрактов.
Сделать лучше
Дмитрий Данилов, директор филиала «Европейский» Банка «Санкт-Петербург», отметил, что мотивом для формирования программы корпоративной социальной ответственности является вполне естественное желание изменить к лучшему среду, окружающую бизнес. Внести в это свой вклад, пусть даже и стихийный, может компания любого масштаба.
«Все знают о проекте «Европейский город», в рамках которого мы установили в Калининграде около двадцати скамеек. Этим мы хотели вовлечь всех в процесс улучшения города. Оказалось, часть жителей считает, что скамейки нужно расписать, а то и разрушить», — посетовал Данилов.
Он заметил, что грань между инвестициями или благотворительностью очень тонка. В банке разделяют направления, о которых можно говорить публично, и те, которые афишировать не следует. Например, помощь в реабилитации больным детям — это то, о чем «стараются не кричать».
Многие предприниматели предпочитают помогать, не предавая свои действия огласке, подтвердила врио министра социальной политики по Калининградской области Анжелика Майстер. По ее мнению, здесь важен вопрос целеполагания: помочь конкретному человеку очень непросто. В подтверждение своих слов Анжелика привела пример ГК «Содружество», где специалисты, взявшие детей на воспитание, получают крупную денежную дотацию: «Благодаря этому многие взяли детей в свои семьи. А именно в этом ребенок и нуждается: в детдомах не нужны подарки и мягкие игрушки, детям нужна семья».
Миссия выполнима
В «Леруа Мерлен» реализуют программы КСО, которые опираются на основные ценности бренда и миссию компании — делать дом красивее, уютнее, лучше. Здесь не занимаются благотворительностью в привычном ее понимании (перевод средств на чей-то счет): компания транслирует и предоставляет своим работникам возможность добровольно помогать нуждающимся. Выбранный объект сотрудники компании обеспечивают товарами и своими силами делают в нем ремонт. Руководитель службы персонала «Леруа Мерлен — Калининград» Марина Круглова подчеркнула: сотрудники, вовлеченные в волонтерскую деятельность, считаются «более социально устойчивыми».
«Для детей из детдомов мы проводим экскурсии по магазину, мастер-классы, знакомим с профессиями. Мы показываем им, что у нас есть рабочие места, на которые в будущем можно претендовать», — рассказала Марина Круглова.
Миссия компании «Юринат» в свое время была нацелена на трудовой коллектив, сообщил Юрий Дергачев. Решение состоит в том, что финансовую помощь сотрудники и руководство компании оказывают своим коллегам, попавшим в тяжелую ситуацию.
Вице-президент ООО «ДСВ-Транспорт» Леонид Степанюк, слушая коллег, высказал мнение, что корпоративная ответственность — это не благотворительность, а нечто совсем иное.
«Это забота о сотрудниках: о хороших зарплатах, как следствие — о хороших больничных и пенсиях. Это и забота о карьерном росте, удобстве и эргономике в офисах. Мы построили офис, а на нижнем этаже предусмотрели тренажерный центр», — проиллюстрировал свою мысль Степанюк.
В его компании предусмотрены выплаты сотрудникам к свадьбе и при рождении ребенка, оплата необходимого лечения. Такая же практика, по словам директора гипермаркета «Леруа Мерлен — Калининград» Павла Мацыгорова, используется и в компании, где он работает.
Анжелика Майстер отметила, что в условиях обширной теневой занятости компании могут начать проявлять ответственность с небольшого, но важного шага — с официального оформления работников.
Павел Мацыгоров подчеркнул, что к КСО можно отнести и то, с какими поставщиками готова работать компания.
«Перед тем как заключать контракт, мы всегда смотрим, какая у поставщика политика. Не только в части ведения отчетности, но и, к примеру, по отношению к экологии. Было очень много компаний, которые хотели с нами работать, но мы не подписали с ними контрактов. Даже учитывая то, что у них были достаточно конкурентные цены», — заметил он.
Леонид Степанюк согласился с этим мнением, отметив, что предпочитает иметь дело с компаниями, включая розничные магазины, где чисто и аккуратно, начиная с подъездных путей. Возглавляемая им компания придерживается таких же принципов.
«Хорошая позиция. Она мне очень близка. Но так можно вести себя только на высококонкурентном рынке, — эмоционально продолжил тему Максим Здрадовский. — А в нашем бизнесе это сложнее: в городе всего лишь два поставщика мяса. И он мне просто скажет: «Не нравится — не бери». Так что этот подход не всегда возможно реализовать в реальности».
Говорить или делать
Многие компании готовы доверять реализацию благотворительных программ только фондам. В Калининграде зарегистрировано 94 благотворительных фонда, сообщил Алексей Голубев. Однако работающих и вызывающих доверие среди них единицы.
«Входя в регион, наша компания всегда открывает благотворительную программу. Мы знакомимся с фондами. Когда в телефонном разговоре нам говорят, что фонд «сидит» на площади в 320 кв.м, а парковку нам заранее забронируют, то у нас вызывает сомнение, правильно ли он обращается с поступающими к нему пожертвованиями», — заметил Голубев.
Подтвердил это мнение и Дмитрий Данилов, приведя пример, как год назад его филиал принимал решение об открытии благотворительного направления. Партнера выбирали тщательно: «Выбор пал на фонд «Верю в чудо», которым руководит София Лагутинская. Документы были оформлены очень быстро. Мы знаем, куда пошли деньги. Нам важно видеть обратную связь».
Члены Балтийского делового клуба нередко задаются вопросами благотворительности. В том числе обсуждается и создание собственных фондов, сообщил Юрий Дергачев. Он отметил, что сидящий по соседству Леонид Степанюк имеет непосредственное отношение к фонду «Берег надежды». Сам Степанюк заметил, что сегодняшний бизнес, на его взгляд, недостаточно отзывчив. В частности, ему не удалось найти желающих для приобретения билетов на спектакль для нуждающихся детей. В ответ Максим Здрадовский призвал воздержаться от поспешных выводов. Когда он сам начал заниматься благотворительностью, то узнал: так поступают многие бизнесмены в городе. Если кто-то отказывает — тому наверняка есть веские причины. «Например, я знаю человека, который предпочитает вести «персонально какого-то ребенка», но при этом он не помогает фондам», — отметил Здрадовский.
Анжелика Майстер порекомендовала не стесняться этой деятельности — «лучше громко делать хорошие дела, чем совсем не делать». «Лучше это делать, а не говорить», — парировал Юрий Дергачев. Максим Здрадовский заметил, что в его компании благотворительная программа — это «лучший тимбилдинг» и это уже само по себе благое дело.
«Говорить нужно — чтобы подавать пример. Помогать нужно тоже уметь и учиться этому», — заметил Василий Масальский.
«Благотворительность — признак зрелости компании. Мы же не можем ждать от пятилетнего ребенка, что он захочет покрасить скамейку во дворе. Он должен вырасти, его умения не могут появиться раньше времени, — высказался Максим Здрадовский. — А помогать публично или нет — дело каждого. Но очень нехорошо, если этим занимаются только ради публичности, с корыстной целью. Такое поведение «пятнит» всех бизнесменов».
Павел Мацыгоров заметил, что и пятилетнему ребенку нужно показывать пример, а иногда и давать в руки кисть: «Летом мы с калининградскими работниками провели в субботний день акцию — выкрасили ограждение на променаде в Пионерском. К нам присоединились тогда многие отдыхающие, в том числе дети. Под удивленные взгляды своих бабушек дети красили вместе с нами».
В завершение дискуссии ее участники согласились, что расхождения во мнениях и позициях не принципиальны с точки зрения самого предмета обсуждения. Бизнесу нужно продолжать воплощение в жизнь идей и практик благотворительности, разделяя при этом принципы социальной ответственности. Любая из форм ее проявления сегодня естественная составляющая успешного бизнеса. Важно понять, какие социальные проблемы созвучны ценностям бренда или его основателям, тогда компания сможет инвестировать в решение этих проблем не только деньги, но и свой опыт, знания, интеллектуальные ресурсы.