Глава «Залесского фермера»: мировые бренды ушли, конкуренция сохранилась
В российской молочной отрасли падает спрос на продукцию. По данным компании NielsenIQ, в 2022 году по сравнению с 2021-м продажи упали почти на 3%.Потребители экономят, покупательская способность падает. Участники рынка связывают это, прежде всего, с падением доходов населения. Об этом пишет портал Milknews со ссылкой на производителей продукции.
Как год спустя после начала СВО чувствует себя калининградская молочная отрасль в плане доходности и уровня потребления продукции, РБК Калининград поговорил с председателем совета директоров ЗАО «Залесское молоко», президентом Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Андреем Романовым. Он, наоборот, указал на рост спроса.
«2022 год был успешным в целом для отрасли как в мировом, в российском и региональном масштабе. На фоне геополитических событий произошел рост спроса на продукцию. Не обошло это и наши предприятия. С точки зрения экономики год был не самым плохим», — констатировал Романов.
— Что пришлось менять в связи с западными санкциями?
Пришлось перестраивать всё: внутренние процессы, логистику сырья и продукции, менять банки для осуществления валютных операций. Как следствие, это привело к увеличению нормативов запасов по всем основным товарным позициям, которые мы используем в нашем производстве. Это потребовало дополнительных оборотных средств. Спасибо банкам, которые нас поддержали в прошлом году и оперативно приняли решения.
— Что с инвестпроектами, которые год назад были заморожены?
Во втором квартале 2022 года была определенная пауза и размышления на тему инвестиций. Но в итоге все проекты продолжены и инвестиции продолжаются. Мы закончили в 2022 году вторую очередь расширения нашего зерносушильного комплекса в поселке Залесье и начали в 2023 году третий этап. Там же, в Залесье в декабре 2022 года сдали в эксплуатацию 36-тиквартирный жилой дом для наших сотрудников. В ноябре 2022 года поступило всё оборудование для строительства молокоперерабатывающего предприятия наших партнеров «ДМС-Восток» и сегодня идут работы. А значит, мы готовимся к расширению наших комплексов и строительству новых ферм.
— Сейчас в России много говорят об импортозамещении. В молочной отрасли есть ли что-то, что нельзя заместить?
Можно заместить всё. Вопрос времени и стоимости. Сегодня мы ищем оптимальные, экономически обоснованные решения по каждой позиции и ситуации. В целом справляемся, хотя это и усложняет нашу работу.
— Год с небольшим назад вы говорили о «ножницах», о том, что есть предел повышения цен, выше которого нежелательно «прыгать». Но с другой стороны тогда нет рентабельности...
Мы прошли новый цикл повышения цен как в мире, так и в нашей стране. Сегодня борьба с инфляцией — основная задача практически всех правительств в мире, а наша задача добиться, чтобы рост цен на нашу продукцию был ниже инфляции.
— Как эксперимент по маркировке молочной продукции влияет на вашу экономику?
Эксперимент уже закончился. Все решения приняты. Маркировка работает. Это влияет на себестоимость продукции и мы учитываем эти расходы при формировании конечной цены продажи.
— За прошедший год с российского рынка ушли такие всемирно известные бренды как «Данон», «Валио»... Для отечественных брендов это благо?
Ушли названия. Производство осталось, продукция в наличии, значит, конкуренция сохранилась. Так что, никаких глобальных изменений на нашем рынке я не ожидаю.
В 2021 году, когда начался эксперимент по маркировке молочной продукции, глава «Залесского фермера» сообщил, что затраты обойдутся компании примерно в 120 млн рублей.
Летом 2022 года РБК Калининград писал, что компания ООО «ДМС-Восток» из Удмуртии начала в Черняховске строительство завода по производству сухого молока и масла.
Повтор материала от 24 марта