Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней
Весь РБК Pro до -50%
Лента новостей
Все новости Калининград
Зеленский назвал «очень жесткой» ситуацию под Бахмутом и Угледаром Политика, 01:26
В шести областях Украины объявили воздушную тревогу Политика, 01:09
Associated Press извинилось за совет не употреблять фразу «the French» Общество, 00:58
Bloomberg назвал военную «автономию» Европы от США несбыточной мечтой Политика, 00:53
На сирийско-иракской границе обстреляли колонну грузовиков Политика, 00:52
Что «Билайн» предложит держателям бондов на фоне проблем с выплатами Технологии и медиа, 00:46
FARS показало цех минобороны Ирана после атаки беспилотников Политика, 00:40
Киберпонедельник: скидка до -50% на «Весь РБК Pro»
Получите все возможности сервиса за полцены до 1 февраля
Купить со скидкой
Власти сообщили об ударах по Харькову и области Политика, 00:20
Какие проблемы ждут рынок автомобильных масел. Они уже подорожали на 80% Авто, 00:20
Единороссы определили возможные «риски момента» на выборах Политика, 00:03
Иран исключил срыв развития мирного атома из-за удара по военному объекту Политика, 00:01
ФНС ввела послабления по долгам на фоне нового подхода к взиманию налогов Экономика, 00:00
«Аэрофлот» запланировал перевозить половину всех пассажиров в стране Бизнес, 00:00
Украинские военные прибыли в Британию для обучения применению Challenger Политика, 29 янв, 23:30
Калининград ,  
0 

«Калининград — наша Европа». Интервью с министром по культуре и туризму

Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

Объем трат туристов Калининградской области по итогам 2022 года составил примерно 16 -18 млрд рублей, тогда как в 2021 году этот показатель находился на уровне 10 млрд рублей. О развитии промышленного туризма, введении курортного сбора, разработке новых маршрутов и перспективах развития туротрасли в эксклюзивном интервью РБК Калининград рассказал региональный министр по культуре и туризму Андрей Ермак. Он уверен, что индустрия путешествий и гостеприимства должна стать одним из драйверов социально-экономического будущего региона.

— В Таиланде с июня начинает действовать курортный сбор, а в Ставрополье в этом году его увеличивают в 2 раза. Между тем региональные власти заявили, что в Калининградской области его в 2023 году вводить не будут. Окончательно ли регион отказался от этой программы или сроки вновь перенесены?

— Мы продолжаем рассматривать введение курортного сбора в Калининградской области. В 2022 году достаточно активно обсуждали этот вопрос на уровне Госдумы и предлагали введение курортного сбора у нас, но Правительство РФ решило ограничить число регионов до двух. В 2023 году курортный сбор вводится только в Санкт-Петербурге и на федеральной территории «Сириус» (Сочи).

На самом деле мы не сильно расстроились, потому что понимаем, что 2022 год был довольно специфический — с началом СВО бизнес начал перестраиваться и по-новому настраивать бизнес-процессы. Поэтому посчитали, что создавать настройки какого-то нового механизма не слишком своевременно. То же самое могу сказать и относительно 2023 года. А в 2024 — 2025 годах вполне возможно, что мы к этому вопросу вернемся. Во всяком случае у нас подготовлены все документы, но будем ориентироваться на текущую обстановку в экономике.

— Но территории остаются те же? Калининград, Светлогорск, Зеленоградск?

— Да, конечно. На самом деле курортный сбор может ввести любой муниципалитет, это должно быть его самостоятельное решение. И мне кажется, что здесь мало кто откажется от дополнительных денег. По предварительным расчетам в бюджет Калининграда с действием курортного сбора добавится 100 млн в год, в казну Светлогорска и Зеленоградска будет поступать суммарно тоже около 100 млн рублей. Это достаточно серьезные деньги, которые могут быть потрачены на туристическую инфраструктуру. Самое главное, что курортный сбор будет подстегивать бизнес на создание новых коллективных средств размещения: строительства отелей, гостевых домов, которые собственно будут операторами по управлению этим сбором и станут выставлять счета туристам. Поэтому, мне кажется, для предпринимателей и муниципалитетов в этом есть определенный плюс. Надеемся, что через какое-то время будет целесообразно и уместно возвратиться к этой теме.

Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

— Какое соотношение гостей, останавливающихся в отелях к туристам, предпочитающим «дикий» отдых — палатки либо съемные квартиры? Некоторые регионы, которые уже участвуют в этом эксперименте, к примеру Краснодарский край, жалуются, что у них его очень трудно организовать, так как в большинстве своем гости региона любят палаточный отдых или предпочитают останавливаться не в отелях и гостиницах, а самостоятельно снимать жилье.

— В нашем регионе это соотношение ранее составляло примерно 50% на 50%. Половина предпочитали остановиться в отеле, половина — в квартирах либо в палатках. Хотя в последние годы предпочтения путешественников все чаще смещаются в пользу частного сектора. Очень многие стали выбирать частное жилье, потому что оно дешевле. Второй плюс в том, что сдаваемые квартиры очень сервисно подготовленные: предлагают такие же хорошие полотенца, постель, хорошую выкладку шампуней, мыла, гелей для душа и всего остального. Плюс есть своя кухня, можно самим готовить, что тоже очень удобно. Но пока неясно, будет ли в правовом поле возможность курортного сбора именно у таких собственников, так как у них немного другая система учета.

Курортный сбор рассчитан как раз на существующие коллективные средства размещения, которые платят налоги, работают в «белой» зоне. И когда мы обсуждали размер курортного сбора, мы говорили о сумме в 100 рублей в сутки, понимая, что для людей, готовых платить по 7 тысяч за одну ночь или за завтрак — по 600-900 рублей, они будут не очень существенны. При том, что предусматривается немало льготных категорий, которые будут освобождены от сбора: дети, спортсмены, сами жители Калининградской области. Те, кто приехали в регион на один день, тоже не станут платить сбор. Его нужно будет оплачивать со вторых суток.

Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

— Какие первоочередные планы ставятся на 2023 год? Как будет развиваться отрасль в свете того, что президент Владимир Путин назвал Калининградскую область «нашей Европой»? Дает ли это региону какие-то преференции, увеличение средств, выделяемых на федеральном уровне?

— На самом деле пока трудно что либо говорить, потому что сфера туризма в стране сейчас перестраивается. Функции Ростуризма переданы федеральному Министерству экономического развития, которое в настоящее время настраивает механизмы взаимодействия с регионами и бизнесом уже по-новому.

Мы при планировании своей работы ориентировались на послание губернатора Антона Алиханова Законодательному собранию Калининградской области, где он определил пять перспективных направлений, так называемых маяков роста, среди которых есть и развитие туризма в регионе. Поэтому сфере будет уделяться самое серьезное внимание, но мы и сейчас, надо признать, не обижены. В 2023 году у нас программа по организации мест массового отдыха получила больше денег, чем в предыдущем году: в 2022 на эти цели было направлено 58,5 млн, в 2023 запланировано 100 млн рублей. Крупные масштабные инвестиционные проекты тоже реализуются успешно. Туризм — сфера, куда инвесторы охотно вкладывают деньги. Задача №1 — создавать и модернизировать современную инфраструктуру. Второе направление — продвижение отдыха в Калининградской области на федеральном уровне .

— Как регион планирует увеличивать средний чек туристов?

— Средний чек складывается из затрат на проживание, питание и всего остального: сувениров, экскурсий и т.д. И если проживание и питание — условные величины-константы (за жилье в среднем выходит 4,5 тысячи в день, за питание, если к примеру завтрак включен — это еще 2 тысячи рублей), то все остальное из чека — продвижение каких-то вещей развлекательного плана: экскурсий, сувениры, походов на концерт, в театр, музеи и т.п. В регионе появляется все больше предложений в этом плане. К примеру, в Калининграде есть немало авторских, режиссерских турмаршрутов. На платформе experience.tripster.ru город входит в пятерку самых популярных направлений по авторским экскурсиям.

Благодаря развитию таких вещей выручка увеличивается. В 2022 году показатель среднего чека туриста в регионе был на уровне 8200 - 8300 в сутки, тогда как в 2021 году он составлял 7800 рублей в сутки. Если смотреть по выручке, то показатели увеличились в разы. В 2021 году отрасль принесла в регион 10 млрд рублей, в 2022 — около 16,3 млрд без учета снятия наличных. Если будем учитывать снятие наличных — это еще в среднем плюс 30%. Вот здесь можно сказать, что достаточно неплохо подросли наши финансовые показатели.

— Какие виды туризма, кроме гастрономического, планируют развивать в регионе?

— Номер один — культурно-познавательный — все что связано с историей, архитектурой, музеями. Безусловно, только ради этого к нам, в первую очередь, едут люди. Пляжный, санаторно-курортный туризм — это приятные бонусы.

Гастрономический туризм — одно из перспективных направлений и оно уже неплохо развивается, так как создаются новые маршруты. Как только появляются новые турмаршруты, направление становится перспективным для массового туризма. Если по маршруту проехали три тысячи человек в год — это еще не массовый туризм, а вот если мы говорим про 200 тысяч — то да, это уже направление, которое востребовано. Из гастромаршрутов можно выделить перспективный «Город сыра и пива», например. Он, в первую очередь, предполагает дегустации, а достопримечательности идут уже как приложение к нему. Туда целенаправленно люди едут, чтобы попробовать выпускаемую продукцию, поесть, и заодно посмотреть местные достопримечательности. Второй проект, который сейчас запустили — «Балтийская кухня». Он больше ориентирован на индивидуальных туристов, которые будут путешествовать и выбирать интересные места, чтобы попробовать местные блюда или стандартную еду, приготовленную из местных продуктов.

Что касается промышленного туризма, он в регионе сейчас на начальном этапе, потому что рассчитан на организованные группы туристов. Согласитесь, приехать на действующее предприятие достаточно сложно. Именно для него самого, когда нужно скорректировать производственные процессы с учетом запланированной экскурсии. Если это к примеру, одна-две группы в месяц, то еще можно как-то построить работу. А если будет набираться до двух экскурсий в день, то предприятию будет довольно сложно это организовать.

Но такие проекты у нас есть. В регионе работают туроператоры, которые специализируются именно на промышленном туризме. Самое востребованное в регионе предприятие — Янтарный комбинат. Другие производства тоже готовы принимать гостей: мукомольный завод, шоколадная фабрика, сыроварни. В этом случае здесь сочетание экскурсионного туризма с гастрономическим, где можно продегустировать продукцию.

Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

Так что говорить о том, что промышленный туризм набирает в регионе обороты можно, но это все-таки долгое поступательное движение, потому что самим предприятиям еще требуется время, чтобы выстроить механизм, как принимать туристов, если их будет много.

— А что получает от туристов само предприятие? Есть какая-либо мотивация, зачем они идут на это?

— По-разному можно оценивать. Некоторые предприятия организовывают экскурсии, чтобы их продукцию покупали, повышалась лояльность и узнаваемость товара. Другие — выполняют более высокую социальную функцию и привлекают молодежь в профессию. Третьи — просто берут деньги за вход, 200-300 рублей с человека. Это дополнительные деньги, которые можно направить на собственные проекты внутри предприятия.

— Как в регионе планируют уходить от сезонности?

— Сезонность — это проблема, которая существует во всем мире. Нет ни одного места, где бы ее не было. В жарких регионах есть сезон дождей, когда приезжают меньше туристов. В крупных туристических городах, несмотря на их суперпопулярность, есть время, когда наплыв приезжих сокращается из-за погоды или уменьшения числа мероприятий. Надо признать, в Калининградской области мы уже достаточно неплохо выровняли сезонность благодаря постоянному развитию культурно-познавательного туризма, на котором делается акцент.

Лет 10 назад регион в основном ассоциировался с санаторно-курортным отдыхом и пляжным отдыхом, как Юрмала или Паланга. Понятно, что тогда была ярко выраженная сезонность, возникал вопрос, что делать здесь в ноябре, когда купальный сезон уже закрыт. Сейчас ситуация в корне изменилась, к нам стали приезжать и осенью, и зимой. Культурно-познавательный туризм мало зависит от погоды: ходить по музеям и театром в нежаркую погоду даже комфортней.

Основным инструментом, снижающим зависимость от погоды, безусловно является событийный туризм. В регионе проводятся множество мероприятий в межсезонье, начиная с апреля. К примеру, в апреле в регионе проходит День селедки, в октябре-ноябре — фестиваль «Джаз в филармонии», на постоянной основе — интересные концерты в Кафедральном соборе, такие как, например, проект «Декабристские вечера». Люди едут к нам просто чтобы сменить обстановку, сходить в театр или на концерт без каких-либо очередей. Так что событийный туризм в первую очередь дает нам возможность уйти от сезонности. Ну и с вводом филиалов Третьяковской галереи и Большого театра на острове Октябрьском поток туристов, предпочитающих культурный досуг, точно увеличится.

Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

Способствует этому и санаторно-курортный блок. К сожалению, пока не достаточно много строится санаториев у нас, но отели сегодня уделяют внимание тому, чтобы в их структуре обязательно был СПА-комплекс. Это очень важно, потому что когда плохая погода, такие услуги всегда очень востребованы. Если в регионе инвесторы будут больше строить санаториев, это позволит еще лучше выровнять сезон, так как для работы санатория не особо важна погода.

— В этом году ожидается начало или завершение строительства каких-либо значимых туристических объектов?

— Значимый объект, реализуемый сегодня — подводный археологический парк на Синявинском карьере. Это проект Музея Мирового океана, который выиграл грант Русского географического общества. Сейчас мы помогаем им финансово подготовиться к тематической выставке дайверов, которая будет проходить в феврале в Москве. Это, безусловно, будет интересный объект туристического показа, очень необычный, потому что, чтобы его увидеть, нужно будет погружаться под воду. Надеемся, в сентябре он уже начнет действовать.

Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

Что касается других проектов, стоит отметить замок Тапиау, который набирает популярность. В 2022 году он был на слуху, сейчас там уже создан музей, что превратило замок в серьезный объект показа. Многие российские туроператоры его заявляют как обязательный к посещению. Можно с уверенностью говорить, что замок Тапиау станет одним из топовых объектов посещения в этом году.

Скорее всего будет актуальным комплекс «Понарт», где проходила новогодняя ярмарка. К сезону инвесторы наведут больше лоска, что сделает «Понарт» еще привлекательнее. А экскурсионка там безумно интересная, особенно если взять экскурсии по этому комплексу и вообще по той части города — они пользуются огромной популярностью. Это пожалуй те проекты, которые в 2023 году выстрелят на 100%.

— Сколько планируете в 2023 году принять туристов в регионе? Аэропорт, например, заявил, что хочет достичь показателя в 4 млн пассажиров. У вас в отрасли есть такая заветная цифра?

— Для нас важен показатель количества, но он второстепенный. Самый важный показатель — это выручка. И если я говорю, что в прошлом году мы зафиксировали выручку на уровне 18 млрд рублей, то в 2023 году этот показатель хотелось бы увеличить. Если он составит 22 или 25 млрд, то мы будем считать, что год успешный.

Что касается количества гостей, то в 2022 году этот показатель приблизился к отметке в 1,835 млн человек. В этом году мы ожидаем 1, 950 - 1,960 млн человек, то есть 6-8 % роста. Возможно достигнем отметки до 10%, если будут соответствующие условия: например хорошая погода и большое количество авиарейсов. Главное — должен сохраняться баланс. Инфраструктура региона не должна запаздывать, она должна опережать поток туристов. Поэтому цели по числу приезжих у нас нет, а вот если будут расти финансовые показатели, увеличиваться число рабочих мест в турсфере — значит, мы движемся в правильном направлении.

Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

— В конце года заработало постановление о рибейтах на клипы. Что это дает региону?

— 2022 год в этом плане оказался менее показательным: несколько клипов в области снимались, но они не подались к нам на рибейты по разным причинам. С 2023 года мы рассчитываем на большее количество клипмейкеров, которые будут приезжать в Калининград на съемки клипов.

Для области это, во-первых, нативная реклама региона, когда яркий, красочный, интересный клип, который имеет огромное количество ротаций, привлекает внимание аудитории. Люди захотят узнать, где снимался клип, а узнав, захотят посетить те места, которые их привлекли.

Вторая тема — производство клипов. Процесс этот интересный, с одной стороны — творческое направление, а у нас творческие индустрии развиваются довольно неплохо. В Калининграде действуют две школы креативных индустрий, есть Фонд «Креспектива», то есть много людей вовлечено в этот процесс и у них появляется поле для работы: помочь выбрать локацию, организовать съемочный процесс, подобрать свет, звук и т.п. К тому же в предыдущие годы мы подготовили немало специалистов в киносфере. К примеру, осветителей обучали по программе с Санкт-Петербургским институтом кино и телевидения, готовили локейшн-менеджеров. Так что можно смело сказать, что рибейты — это новые возможности для наших специалистов.

И конечно дополнительные деньги в регион. Здесь экономика простая: человек привозит например 10 млн, из них компенсируем 2, а 8 млн остаются у нас в регионе в виде расходов съемочной группы, налоги с которых идут в бюджет. И говорить о том, что они в любом случае приехали бы к нам, по меньшей мере, не правильно. Мы много раз уточняли почему к нам едут снимать фильмы. И все признаются: именно из-за рибейтов, из-за компенсации части расходов и организационных возможностей.

— Есть ли в регионе в туристической сфере дефицит кадров?

— В основном это линейный персонал — официанты, горничные, клининг и т.д. Это проблема не только нашего региона, пожалуй. Не случайно работодатели переманивают людей друг у друга более высокими зарплатами, более хорошими условиями труда. Это работа довольно серьезная и тяжелая и одна из ключевых в туризме. Администраторы и менеджеры выполняют важную часть работы, но если в номере будет грязно или официант плохо обслужит клиентов, вся работа пойдет прахом.

И здесь определенные проблемы есть, многие специалисты в период пандемии ушли работать в другие сферы, возник дефицит. Некоторые отельеры в 2022 году искусственно занижали загрузку, не стремились к 100% заполняемости отеля,опасаясь, что сотрудники могут не выдержать. Они предпочли повысить цены, но оставить нагрузку на уровне 70-75%, чтобы не перегрузить персонал.

В регионе достаточно много возможностей для учебы в сфере индустрии гостеприимства: различные курсы повышения квалификации, многие учебные заведения области выпускают специалистов. Здесь вопрос не в том, что не хватает специалистов физически. Молодежь зачастую получает образование для корочки и не хочет идти работать в линейку. Все хотят быть менеджерами, администраторами, поэтому бизнес сам вынужден искать, привлекать специалистов, мотивируя зарплатой и условиями труда. Линейный персонал — стержень, на котором все держится.

Авторы
Теги