«Виктория» и SPAR: нас осталось только двое...
Объекты и объемы
Наследие проигравших обрело новых владельцев. В конце прошлого года «Виктория» купила у владельцев сети «Седьмой континент» все 12 принадлежавших им объектов недвижимости. В начале 2017 года девять магазинов начали работать под брендом «Виктория». Помимо этого, «Виктория» арендует два магазина сети «Вестер» (еще семь — в аренде у сети SPAR). Сейчас у сети в регионе 79 магазинов. За прошлый год ее выручка составила 36,3 млрд рублей.
Голландский бренд SPAR в Калининграде открыл первый магазин летом 2014 года. За последнее время доля сети на региональном рынке заметно выросла. В 2016 году по сравнению с 2015 годом выручка увеличилась более чем в два раза и достигла 2,5 млрд рублей. Сегодня в регионе функционируют 27 магазинов, до конца года планируют открыть еще шесть.
И покупатели, и конкуренты убеждены, что сети SPAR и «Семья» — одно целое. Совместные акции, идентичные по целому списку позиций товары, присутствие собственной торговой марки SPAR на прилавках обеих сетей. Но Заместитель генерального директора ООО «Спар-Калининград» Алексей Елаев утверждает, что компании независимы друг от друга. Сходство акций и ассортимента вызвано тем, что обе сети являются «членами Федерального закупочного союза». При этом в перечне региональных участников на сайте союза значится лишь торговая сеть «Семья».
Выручка магазинов «Семья» (ООО «Тетрис-Калининград») в 2016 году составила 4,2 млрд рублей против 3,7 млрд рублей за 2015 год. По данным сайта сети, на сегодняшний день работают более 40 магазинов. За период с 22 сентября по 6 октября были открыты три новые торговые точки.
Форматы и оснащение
По стратегии территориального развития сетей «Виктория» и SPAR отличаются друг от друга лишь в мелких деталях. Обе сети практикуют «захват» микрорайонов целиком: одиночному магазину не справиться с потоком покупателей в спальных районах. К примеру, «Виктория» открывает на ул. Куйбышева магазин «Квартал» в бывшем помещении «Седьмого континента» и в непосредственной близости от магазина «Дешево». Аналогичный прием использовал SPAR в районе ул. Аксакова, где появились три магазина этой сети.
Форматы магазинов, представленных в микрорайонах, у сетей также сходны: по общей площади они не превышают 1000 кв. м и рассчитаны на ежедневное посещение. Супермаркеты площадью до 2500 кв. м предполагают «недельные» закупки. Перспективы форматов руководство сетей оценивает по-разному. По мнению Красневского, формат больших супермаркетов себя исчерпывает и их целесообразно фрагментировать — «разбавлять» более мелкими магазинами по принципу «шоп-ин-шоп». В последние годы сеть «Виктория» вводит в эксплуатацию только «тысячники» и в ближайшие пять лет тактику менять не собирается.
В свою очередь SPAR в ноябре открывает сразу два гипермаркета площадью более 2500 кв. м каждый (на бывших площадях «Вестера»). В них тоже будет сделана ставка на тех, кто предпочитает приобретать большие объемы товаров. Елаев утверждает, что такой формат жизнеспособен и в ближайшее время сохранит потенциал. В сети «Виктория» есть магазин «Кэш», также ориентированной на формат больших закупок. Сумма среднего чека в нем в 4 раза выше, чем в обычном супермаркете.
По данным ГК «Дикси», в первом квартале 2016 года сумма среднего чека магазина «Кэш» составляла 2,6 тысячи рублей против 565 рублей в супермаркете «Виктория».
Переоборудование магазинов, приобретенных у бывших конкурентов, станет серьезной статьей расходов для обеих сетей. Как для «Виктории», планово приводящей в порядок по 3–4 гипермаркета в год, так и для SPAR, работающего исключительно на новом оборудовании. Вкладывая средства в обустройство торговых точек, сети создают пространство роста — не только товарооборота, но и общего уровня качества обслуживания. Приоритетом руководство обеих сетей считает и внедрение технических новинок. Однако, как отметил Алексей Елаев, это интересно, но очень недешево.
Товары и цены
Эксклавное положение региона диктует сложную логистику, и у каждой из сетей-лидеров свои каналы импорта — из России, Белоруссии и остального мира, включая ЕС. Ассортимент заметно различается, однако тенденция к росту доли российских товаров наблюдается у обоих ритейлеров. В последний год она приближается к 80%. За последние три года доля продаж отечественных товаров в сети SPAR увеличилась примерно на 20%, в магазинах сети «Виктория» — в среднем на треть.
Растет и доля местных производителей, в основном за счет молочной продукции, фермерских овощей и фруктов. Например, охлажденное мясо и птица в сетях уже исключительно калининградские. Куриное мясо, субпродукты и яйцо в «Викторию» поставляют «Балтптицепром» и «Гурьевская птицефабрика».
По словам Красневского, белорусская продукция не пришлась потребителю по вкусу. Но SPAR привозит яйца из Белоруссии, и эта практика, судя по всему, окупается.
Елаев утверждает, что SPAR претендует на привлечение «потребителя нового типа», ориентированного не столько на покупку калорий, сколько на «общий позитивный эффект от потребления продуктов». Судя по всему, этим обусловлено повышенное внимание сети к местным производителям-«микропоставщикам», позволяющим нарастить ассортимент за счет уникальных, пусть и ограниченных по количеству, предложений. Сеть «Виктория», выстроившая взаимоотношения с более крупными региональными поставщиками, также старается ориентироваться на «новое потребление».
Вне зависимости от типа целевой аудитории обе сети активно практикуют акционные продажи. Как заявлял ранее Олег Красневский, в сети «Виктория» порядка 30% товаров продается по акциям. SPAR комментирует свои акции по временному снижению цен как «нулевую наценку » на товар.
В борьбе за покупательскую лояльность SPAR пока не использует столь привычный инструмент, как карты скидок. Сеть «Виктория» успела сменить несколько видов карт. Действующая сегодня карта скидок была введена в сентябре 2016 года. Согласно данным сайта группы компаний «Дикси», «средний чек при покупке с использованием карты лояльности в «Виктории» выше вдвое». SPAR планирует ввести свою карточную систему в 2018 году. При этом программа лояльности предполагает не только бонусные карты, но и мобильный сервис, а также собственную службу доставки товаров на дом.
Конкуренция и перспективы
Уход двух крупных ритейлеров с регионального рынка — значимое событие для дальнейшего развития оставшихся игроков. Рыночное поведение сети «Виктория» можно охарактеризовать как сдержанное. Красневский утверждает: наличие сильных конкурентов всем идет на пользу. Стратегия и тактика SPAR — скорее нападение, если исходить из слов Алексея Елаева, что обе конкурирующих сети находятся в «схватке за качество — как товаров, так и обслуживания».
Также он отмечает, что ожидается снижение темпов роста новых магазинов, поскольку «рынок ритейла близится к насыщению». Появление новых игроков на нем , если и вероятно, то будет сопряжено с рядом сложностей.
«Чтобы «зайти» на наш рынок, новая сеть должна организовать здесь полноценный офис с коммерческой, логистической и юридической службами, запустить процедуры заключения договоров и логистику собственных поставок», - пояснил Алексей Елаев.
В то же время появление возможных конкурентов не пугает калининградских ритейлеров. «Вообще, нам интересен любой игрок. Мы за цивилизованную конкуренцию», - подчеркивает Олег Красневский.
Работа сетей «Виктория» и SPAR в регионе сейчас характеризуется не противостоянием, а здоровой конкуренцией, считает Георгий Дыханов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области. Такая конкуренция развивает рынок. Потребитель также – в выигрыше.
«Есть часть жителей, которые мечутся между сетями, но в целом все сети и форматы немного разные по ценам, ассортименту и выкладке. К тому же, они рассчитаны на разные потоки. Покупатели сейчас разбалованы, и не хотят идти в магазин, если он расположен дальше 400 метров», – рассуждает Дыханов.
Даже форматы одной сети «Виктория» – не конкурируют, говорит он. Владелец сети ГК «Дикси» даже не переименовывает их в одноименные магазины – существующие названия в нашем регионе зарекомендовали себя. Приход новых сетевых игроков вряд ли возможен, считает региональный бизнес-омбудсмен.
«Назову три причины, почему я так считаю. Во-первых, они не понимают, как работать с «безНДСными» компаниями: нечего возмещать. Во-вторых, не понимают, что делать с логистикой. Российские поставщики вряд ли за ними сюда пойдут, а налаживание связей с западными поставщиками – большая, долгая работа. И третья причина – ограниченность рынка. Можно наладить поставку сюда крупных партий товара из России, но как это здесь продавать», – заключает Дыханов.