Жители Бранево рассказали о жизни после закрытия границ с Калининградом
После закрытия границ с Россией жители польского города Бранево жалуются на экономический кризис от антироссийских санкций. Об этом пишет портал Balkan Insight.
Эффект от санкций
Самым большим преимуществом Бранево всегда была его близость к границе с Калининградом.
«Терминалы обеспечивали рабочие места и для субподрядчиков, которые проводили уборку, транспортировку или оказывали кейтеринговые услуги. <...> Они также способствовали динамичному развитию города, что было доказано ростом спроса на новое жилье. Вместе с запретом [на транспортировку] угля вся эта цепочка была разорвана», — сказал мэр города Томаш Селицки.
Раньше на перевалочных терминалах Бранево стояли очереди из вагонов, заполненных углем. Теперь площадь стоит наполовину пустой — небольшие кучи угля ждут, когда их заберут последние клиенты. Оборудование, в том числе гигантская линия сортировки угля, купленная в прошлом году, стоит без дела.
«В истории нашей компании были различные спады. Но раньше никогда не было так плохо», — говорит генеральный директор одного из шести грузовых терминалов в Бранево Polfrost Дариуш Левко.
По его словам, на российский уголь, приходилось около 70 процентов грузов, обрабатываемых терминалами Бранево. В 2020 году Польша, наиболее зависимая от угля страна в Европейском союзе, импортировала 72% угля из России, или около 15% объемов для внутреннего пользования страны.
Когда Варшава запретила российский уголь и другие продукты в отместку за военную спецоперацию России в Украине в начале апреля, Бранево погрузилось в кризис.
«Мы смогли сохранить около 95 процентов наших сотрудников, но нам пришлось сократить зарплату на 30 процентов», — комментирует Левко.
По его словам, во всех шести терминалах из более чем тысячи рабочих около 300-400 человек потеряли работу.
Закрытые границы
Сегодня, когда счета за электроэнергию и ставки по ипотечным кредитам стремительно растут, многие здесь вспоминают время, когда терминалы, разгружающие российский уголь, обеспечивали стабильную, хорошо оплачиваемую работу, а россияне ходили по магазинам в Бранево. Поляки, в свою очередь, ездили в Калининград за дешевым топливом и сигаретами.
«Все гудело, все были счастливы, люди зарабатывали деньги, жили нормально и строили новые дома, новые магазины. А потом пришел Ярек и все это закрыл», — вспоминают собеседники журнала, имея в виду лидера партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского.
«[Благодаря русским] Бедронка в Бранево имела самый высокий оборот во всей стране, а сейчас она работает очень плохо», — говорят они о польской сети дисконтных супермаркетов.
«Там были очереди на 2-3 километра. Все было полно жизни; было два обменных пункта, три бара, большая парковка», — рассказывает работник пограничной службы Войцех Пьетшак, указывая на закрытый пункт пропуска в деревне Гроново. О русских из Калининграда он сказал: «Они такие же европейцы, как и мы. В этом регионе не было такого понятия, как «русофобия».
Как писал РБК Калининград, ранее правительство Польши разработало программу «дерусификации экономики», которая предусматривает, в том числе, отказ от российского газа и нефти.