Перейти к основному контенту
Калининград ,  
0 

Город без пробок и лишних трат. Чем Калининграду поможет велоплатформа

Фото: из личного архива Ильи Абросимова
Фото: из личного архива Ильи Абросимова

23 мая в Калининграде пройдет «День без колеса» и велопарад. В честь этого события РБК Калининград повторяет опубликованное редакцией в апреле интервью о бесплатной платформе «Велогород.Online» и ее организаторе. Как этот сервис поможет улучшить инфраструктуру и сэкономить городской бюджет, РБК Калининград рассказал разработчик и гендиректор ООО «Исследовательский центр городских технологий и урбанистики» Илья Абросимов.

Зачем это нужно

— Что представляет собой платформа и как работает?

— Это приложение, которое из открытых источников собирает данные о велосипедных активностях: погоде, велодорожках, авариях и т.д. Все это систематизировано в одну цифровую экосистему.

Мы привлекаем велосипедистов в приложение Strava [сервис для отслеживания активности спортсменов с помощью мобильных устройств — прим. РБК Калининград]. Люди катаются, приложение записывает треки, и на основании этих треков мы загружаем данные и сохраняем. Они показывают геометрию самой поездки, длительность, среднюю скорость на участках.

Сейчас я получил разрешение как разработчик, и мы будем пробовать подключать данные с устройств от Amazfit. То есть, расширим базу источников данных. Позже попробуем с Google разобраться: их карты тоже идентифицируют передвижение. Когда вы двигаетесь с определённой скоростью, они могут это распознать как поездку на велосипеде. По такому же принципу собирает данные Google-пробки.

— Хорошо, но для чего это нужно?

— Есть 443 Федеральный закон. В нем сказано, что в регионах должна быть организация — правительственная или некоммерческая, — которая собирает данные о структуре транспортных потоков, по транспортным средствам. Но как собирать данные по велосипедам, никто не понимает.

Поэтому муниципалитеты, где инженеры занимаются этой проблематикой, обычно выезжают на улицу и просто считают в каком-нибудь популярном месте, сколько велосипедистов в час проехало. На следующий день снова считают, а потом это экстраполируют на весь город. Это ужасно неточно и дорого. Мы эту проблему решили таким образом. Накопили расстояние, которое учтено у нас в исследованиях.

— Мотив властей ясен. А зачем сервис горожанам и бизнесу?

— Сейчас работаем над системой лояльности, чтобы накатанные километры можно было менять на скидки. Прошлись по нескольким велосипедным магазинам и точкам, которые занимаются ремонтом велосипедов или сезонным хранением.

Автоматизируя эту сторону, мы хотим вовлечь пользователей, чтобы у них был интерес кататься и отдавать свои данные в обмен на преференции от бизнеса. А бизнес за счет привлеченных клиентов и увеличения оборота сможет больше зарабатывать.

— А сама платформа как планирует зарабатывать?

— Пока это, можно сказать, волонтерство. Но коллеги из Южно-Сахалинска «допиливают» функционал — это оплачиваемые работы. В конечном итоге мы бы хотели сделать бизнес-модель, когда мы привлекаем для велобизнеса клиентов и получаем за это полпроцента. Плюс есть несколько крупных городов, где Центры организации дорожного движения готовы брать в аренду платформу. Но пока мы технологически не готовы шестимиллионный город взять.

Как сэкономить бюджет и первый опыт

— В августе вы запустили платформу в Южно-Сахалинске. Почему именно там?

— К нам обратились ребята из Центра развития городской среды. Им нужно было велокаркас сделать и вообще понять, нужна ли эта инфраструктура в городе или нет, стоит ли «закапывать бюджет в асфальт». Они хотели понять, стоит ли проектировать тротуары и велодорожки так, чтобы там проходила снегоуборочная техника. Надо было посчитать, ездит ли кто-то вообще зимой.

Фото: Скриншот/Велогород в Южно-Сахалинске

— Вот вы свое дело сделали — собрали данные, проанализировали. Что это дало? В городе что поменялось?

— На основе нашей работы они для мэра сделали отчет: при какой минимальной температуре воздуха велосипедисты не выезжают на улицы, и когда можно сэкономить на снегоуборочной технике. Когда велосипедисты откатывали определенное количество километров, для них инфраструктуру расчищали от снега.

Потом появилась необходимость по анализу ДТП. А статистика ГИБДД, например, не отображается на карте: непонятно, где место концентрации, где чаще сбивают велосипедистов. Тогда мы придумали и внедрили такой функционал. И сейчас у них есть автоматизированные графики вместо отчетов, на которые Центр развития городской среды тратил время транспортных инженеров.

Они уже отчитываются быстрее и более точно. Получается, что у них высвобождается время, чтобы выезжать на места и делать среду удобнее, а не грязнуть в отчетах.

— На «Велогород.Online» есть, например, графа «сэкономлено бензина». Речь про бензин снегоуборочной техники?

— Не-не-не, есть методичка Минтранса (России — прим. РБК Калининград), где они объясняют, сколько городу стоит один километр, который один горожанин проезжает на личном транспорте. В это входят сэкономленные литры бензина: если бы каждый велосипедист, кого мы идентифицировали, поехал вместо этого на машине, он бы истратил столько-то литров.

И от этого еще один дополнительный экономический эффект: если вы не поехали на машине, вы не купили бензин; если не купили бензин, значит, не стояли в пробках, не выпускали CO2 в воздух; не парковались в центре, значит, вы не изнашивали дорожное полотно и т. д.

Так можно посчитать, насколько для города важно пересаживать людей с автомобилей на общественный транспорт и средства индивидуальной мобильности [велосипеды, самокаты, гироскуторы и т.п.].

Как избавить Калининград от пробок

Фото: Александр Подгорчук

— Из Южно-Сахалинска к вам сами обратились. А в Калининграде как: это инициатива вашей команды или есть представители бизнеса, мэрии, которые заинтересованы в сервисе?

— Мы собрали рекомендательные письма от крупных спортивных магазинов, они заинтересованы. С властями мы уже общаемся почти восемь месяцев, прошли все министерства. Они все друг к другу посылали, пока это ничем не закончилось.

— В мэрию обращались?

— Прошли видеоконференции с несколькими людьми из мэрии. Реакция была: «У нас дипломы не в переходе куплены, сами знаем, как лучше». Пока они не созрели. Но сейчас, когда соберутся данные, мы сможем передавать их в качестве жеста доброй воли. То есть, закрыть какую-то часть их [мэрии] работы по 443-ФЗ.

— В описании платформы сказано, что «проект позволит создавать велоинфраструктуру в нужных местах и выявлять участки, которые сделаны с ошибками». Каким образом?

— У нас все велодорожки нанесены на карту. Мы можем на ней замерять скоростной режим. Если ты можешь ехать по велодорожке примерно с той же скоростью, что и по дороге, это — правильная инфраструктура. Если скорость падает, значит, велодорожка сделана с ошибками. Например, велодорожка на 9 Апреля: там надо пять раз спешиваться, там ходят люди. Такие места сразу будет видно.

— И как это менять?

— Недаром у меня есть юрист в команде. Он делает типовые формы предложений для администрации и типовые бланки для муниципальных депутатов. Мол, вот смотрите, на вашем округе такая проблема; данные, в чьей собственности находится участок; почему мы решили, что это плохо и наши предложения, чтобы это улучшить.

— Но вы же понимаете, что администрация на такие обращения снова может сказать: «У нас дипломы не в переходе куплены»?

— Да, и поэтому сейчас я готовлю документы для создания велотранспортного союза в Калининграде. Тогда администрация просто так отказать не сможет. Положительный опыт есть в Ульяновске, в Казани: как только они организовались и предоставили 15 тысяч подписей от Союза, тогда уже проще стало вести диалог.

— По такому же принципу сервис помогает избавляться от пробок: вы даете данные и говорите, что нужно сделать для улучшения?

— Да, все так. Сейчас у нас уже есть раздел «ДТП», и там можно отобразить, где совершены какие-то технологические ошибки при создании перекрестков и других участков. С пробками то же самое.

Мы научим алгоритм находить узкие места. Они, как показала практика, могут быть неочевидными. Кажется, что можно сделать еще две полосы и проблема решится, но на самом деле проблема в другом участке.

В Южно-Сахалинске был пример, когда не хватало светофорных секций. Без них там были пробки. Но после того, как добавили секцию — народ поехал, пробка сократилась в два раза. Мы максимально автоматизируем все рутинные сборы с построения транспортных графов. Вопрос только во взаимодействии с людьми. Но в Калининграде я не нашел транспортных инженеров.

— В смысле, тех, кто готов взаимодействовать?

— Нет, я вообще не нашел транспортных инженеров, их нет. Даже в отделе развития транспортной инфраструктуры ни одного не было.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Все новости Калининград
На Байкале два человека погибли после переворачивания аэролодки Общество, 06:25
Движение автомобилей по Крымскому мосту временно перекрыли Общество, 05:57
Что сказал Павел Дуров в интервью Такеру Карлсону. Главное Технологии и медиа, 05:56
В ОАЭ из-за ливней застряли 2,5 тыс. россиян Общество, 05:45
Минобороны Китая потребовало от США уважать интересы Пекина Политика, 05:38
В Липецкой области ввели режим воздушной опасности Политика, 05:04
Рекордная доля россиян оказалась не готова снизить зарплатные ожидания Общество, 05:00
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Боррель заявил о невозможности создать на Украине «Железный купол» Политика, 04:49
Уровень воды у Кургана превысил опасную отметку Общество, 04:40
Дуров рассказал, почему не приезжает в Россию, Китай и США Технологии и медиа, 04:17
Дуров заявил о большом давлении Apple и Google на Telegram Технологии и медиа, 04:16
Опасность атаки беспилотников объявили в Воронежской области Политика, 03:49
На Северном Кавказе завели дело на сотрудников ГИБДД из-за взяток Общество, 03:32
Дуров опроверг связь Telegram с российскими властями Технологии и медиа, 03:18