Взлет цен на стройматериалы сделал выгодным их производство в регионе
Резко взлетевшие цены на стройматериалы оказали услугу калининградскому бизнесу. Сегодня производить их внутри региона стало выгоднее, чем везти через границы, как это делали долгое время с цементом, бетоном и кирпичом.
Во-первых, следствием роста цен на стройматериалы стало то, что многие застройщики начали увеличивать их запасы.
«2021 год проявил системный кризис. У нас были проблемы как с логистикой, так и с производителями строительных материалов — тех, которые не производятся в регионе или исторически импортируются в регион. Это все вместе сложило то, что недостаток стройматериалов повлиял на реализацию ряда объектов. [...]
«Нас сейчас «закрыли», везти с большой России дорого, цены на стройматериалы выросли и стало интересно заниматься производством стройматериалов ровно из-за выросших цен. Если бы цены на стройматериалы оставались на том же уровне, новые предприятия в регионе не строились бы», — рассказал в интервью РБК Калининград руководитель группы компаний «Калининградский торгово-строительный холдинг» Александр Качанович.
Бизнес стремится удешевить расходные материалы. Осенью 2021 года под контроль холдинга перешел ранее простаивавший кирпичный завод. Эксперт объяснил, почему раньше запуск такого производства в Калининградской области не имел экономического смысла.
«В Калининградской области есть такое понятие — эффект масштаба. В регионе живет миллион человек, и многие производства — хоть, например, ручек — ставятся из расчета количества жителей: на миллион населения производится миллион ручек. А завод ручек на миллион уже не делают, его делают минимум на два миллиона, потому что иначе себестоимость ручки будет выше. Заводы ставят в центре Европы на пять миллионов и реализуют по многим странам. Вывезти из региона продукцию — это целая история. Какие-то сложные продукты «Содружество» (калининградский агрохолдинг, крупнейший переработчик-экспортер в РФ. — прим. РБК Калининград) вывозит, имея цепочку полного цикла, а что-то другое…
Обратите внимание: десятки сборочных производств позакрывались. Раньше у нас собирали телевизоры, холодильники, сейчас этого нет. Чтобы организовать новое производство, нужен тот самый эффект масштаба. И вот эта тенденция с начала 90-х заложила в регионе историю «купи-продай»: мы ездили в Польшу, в Литву, в Белоруссию, покупали стройматериалы подешевле. В Белоруссии, например, 10 млн человек, даже Литва — около 3 млн человек — это другой рынок. Плюс, Литва — Евросоюз, они ставят предприятие на большее и вывозят часть продукции туда. Естественно, что их завод условных ручек производит не миллион, а пять миллионов штук, и последние полмиллиона получаются по малюсенькой себестоимости и могут быть проданы и в Калининград».
В 2022 году кирпичный завод должен выйти на 50 млн единиц в год различного вида продукции. Предполагается, что весь кирпич будет оставаться и реализовываться в регионе и частично позволит снять дефицит на местном рынке, полагает Качанович.
В регионе осенью 2021 года был создан оперативный штаб по бесперебойной доставке грузов в регион, писалРБК Калининград. В него вошли представители крупнейших транспортно-экспедиторских компаний, руководители порта и Калининградской железной дороги. Руководит новой структурой вице-премьер Александр Рольбинов. Создание оперштаба продиктовано возможными сложностями из-за ремонта на железной дороге в Литве и увеличением транзитного грузопотока через Калининградскую область.