Две недели коллапса на границах. Калининградские водители увольняются
С 8 февраля на международных пунктах пропуска на границе Литвы и Беларуси стоит огромная очередь грузовых машин. Ожидание таможенного досмотра и оформления документов у многих водителей длится уже более десяти суток. Спустя две недели ситуация усугубляется.
По данным сайта Государственного пограничного комитета, на утро 22 февраля, на границе Беларуси в электронное очереди на въезд в Литву значились более 2020 фур в шести пунктах пропуска. 21 февраля днем их было 2180. Больше всего грузовых автомобилей скопилось на выезд из республики в Литву на погранпереходе Бенякони —540. Ситуация на въезде в Латвию, через которую раньше грузовики пытались объехать белорусско-литовскую границу, ничуть не проще. Въезда туда ожидает более 1500 фур: на переходе Григоровщина — более 590 (21 февраля — 600 фур), в пункте Урбаны — 920 (21 февраля — более 910). Очередь собралась и на въезде в Польшу, чего на прошлой неделе не было. Например, в белорусском пункте пропуска Козловичи на польской границе ждут более 850 фур (21 февраля — 750 фур), а в пункте Берестовица — 450 (21 февраля — более 490).
Многие водители в ожидании таможенного досмотра машин провели у границы более 12 суток.
Один из дальнобойщиков, пожелавший остаться неизвестным, сообщил радио «Комсомольская правда-Калининград» об отсутствии элементарных санитарных условий и проблемах с продуктами.
«Прочитал новость, что на границе Белоруссии, Литвы как бы все урегулировано, что люди стоят по 10 суток. Мы здесь уже стоим 12 суток, перед нами еще 217 машин. Работа идет очень-очень тяжело. Белоруссия продает бронь, бронированная бронь продается — машины идут. Вот мы с Калининграда стоим затаможенные и не можем прорваться вот эти 12 дней и никак ничего в принципе не меняется. Все идет очень медленно, очень плохо.
Стоим, никаких здесь условий — ни туалета, только если на заправку бегать. Ничего нету, помыться мы здесь не можем. Воду нам не привозят, продукты привозит автолавка, цены у них сразу завышенные. С нас берут деньги, и где их брать мы сами не знаем… Завтра будут 13-е сутки, как я нахожусь на погранпереходе Котловка — Лаворишкес. Непонятно, что происходит, не знаем почему вообще такая [обстановка]... Но наше мнение, что Беларусь — Белтаможсервис продает бронь и очередь за деньги. Они едут, а мы стоим. Они с задержкой идут, но все равно идут».
Дальнобойщики теперь не просто не хотят ездить в направлении Беларуси, а увольняются, рассказал в эфире «Business FM Калининград» председатель комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты, вице-президент транспортной компании «ДСВ Транспорт» Леонид Степанюк.
«Тот, кто ходит на этом направлении, многие бросают заявления, если на этот маршрут ставишь. Они говорят: «Не отправляйте меня, лучше на другие направления, если есть возможность».
Раньше они делали 2,5 рейса в месяц, а сейчас один рейс и после этого человеку неделю нужно приходить в себя. Нужно обязательно дома побыть, отдохнуть. Получается один рейс в месяц — он не заработает, компания разорится. Грузовладельцы не готовы платить двойную ставку. Все водители затариваются продуктами, достаточным количеством, зная, что 10 суток стоять. И потом они могут, кто-то на машине отцепился, ребята договорились, вдвоем съездили и купили продукты, это не проблема. Но санитарные условия просто никакие! Ни помыться, ни в туалет сходить. Ну что, под кустик бегать? А там 700-900 машин».
Глава комитета по торговле Калининградской Торгово-промышленной палаты, владелец компании «Юринат» Юрий Дергачев, тем не менее, уверен, что ситуация пока не критическая. Он оговаривается, что его компания возит продовольствие, а такие фуры имеют право приоритетного досмотра как так называемый скоропорт.
«У нас ситуация, наверное, чуть получше (...), таких больших задержек мы не видим. И второй фактор, в основном, наши грузовики идут через латвийскую границу. Там тоже были задержки, но они составляют где-то 2-3 дня», — объяснил предприниматель.
Товары, которые везут через границу с большими задержками, будут дорожать из-за дополнительных издержек перевозчиков, считает Дергачев.
«На всех влияют возрастающие ставки перевозок, потому что и транспортников можно понять — «плечо» перевозок было одно, то теперь сильно изменилось. Каждый день простоя тоже стоит денег».
Двухнедельный перерыв в доставке не критичен для потребителей Калининградской области, поскольку у всех торговых сетей есть запасы, и обычно они существенные.
«Если дольше там [на границе], то. таких периодов еще не было в нашей истории. Будем смотреть», продолжает эксперт.
Причин такого коллапса, по мнению бизнесмена, две — политическая и техническая.
«Насколько это специально или не специально, не мне судить», — говорит Юрий Дергачев.
По его словам, разгрузить автомобильные пункты пропуска через альтернативные морские и железнодорожные перевозки пока едва ли возможно. На железной дороге крайне мало контрейлеров, способных вместить прицепы с грузами — Калининградская железная дорога специализируется, в основном, на контейнерном транзите. Точно так же, нет пока в ходу и паромов, на которые входили бы целые автопоезда.
РБК Калининград писал, что с 15 февраля литовские пограничники должны были вернуться к штатному режиму оформления грузов после обновления таможенных баз, начавшегося с 7 февраля. Об этом сообщал Государственный пограничный комитет Беларуси.