Калининградский ретейл объяснил наценки на хлеб
Федеральная антимонопольная служба заявила о высоких наценках на хлеб в торговых сетях. В кулуарах Всероссийской конференции в сфере госзакупок глава ФАС Максим Шаскольский сообщил, что на востребованные россиянами позиции она составляет 60%, а в некоторых случаях накрутка превышает и 100%.
Сколько стоит основное сырье
О том, что мука и хлеб поступают на прилавки вдвое, а то и втрое дороже себестоимости, говорят данные статистики Росстата по ценам на продукты переработки зерна. Так, если средняя стоимость килограмма муки у производителей в последний месяц лета составляла 28,3 рубля, то в магазинах она была уже 65,64 рубля. Наценка почти 232%.
При этом тонна самого зерна у калининградских аграриев в августе стоила 13 524 рублей, то есть чуть менее 14 рублей за килограмм. Получается, наценка на производстве выше 100%.
Цена на ту же муку по пути от завода в магазин растет, потому что продукт проходит по длинной цепочке, считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
«Сначала его надо расфасовать. Для этого, как правило, привлекаются сторонние организации, потому что у нас в стране единицы заводов имеют собственные фасовочные цеха. Потом доставить на место, передать оптовикам, а им — отгрузить в торговые сети. Каждый из этих этапов сам по себе стоит денег, и к тому же на каждом из них к стоимости продукта добавляется какой-то процент собственной прибыли того, кто за этот этап отвечает. Так и формируется наценка», — комментировал он ранее.
Что говорят ретейлеры
Журналист РБК Калининград попросил представителя калининградского ретейла объяснить, откуда берутся наценки на хлеб и подорожал ли продукт на самом деле.
Заместитель генерального директора сети «СПАР-Калининград» по правовым вопросам Алексей Елаев в разговоре с корреспондентом РБК Калининград отмечает, что региональные торговые сети добровольно выполняют свои социальные обязательства. На многие социально-значимые продукты [их можно узнать на прилавках по голубым ценникам — прим.ред] они удерживают минимальные наценки. И хлеб входит в этот перечень.
«Те, кто к нам приезжает в регион, очень сильно удивляются, что у нас в магазинах не обычная буханка черного и батон предлагается, а наименований 60-70 разных хлебобулочных изделий. Поэтому есть самый дешевый хлеб «Стольный», 400-граммовая буханка стоит 22,90 копеек и батон по 26 — 27 рублей. А есть и дорогой хлеб, в отдельных пекарнях его закупочная цена может доходить до 150 — 200 рублей за буханку», — комментирует «разбег» цен ретейлер.
При этом Елаев объясняет: как правило, большую наценку сети ставят на более дорогой хлеб, и эта наценка окупает затраты сети на социальный хлеб, который продается практически по себестоимости. Кстати, не стоить думать, что разница между закупочной ценой хлеба у поставщика и конечной розничной ценой для потребителя идет продавцу в карман.
«Наценка должна включать в себя арендную плату, оплату труда персоналу, налоги, электроэнергию, логистику и другие расходы, которые есть в каждой сети. А мы понимаем, что они растут и притом немалыми темпами. Вы сами видите, как растет электроэнергия, как повышаются ставки банковских кредитов. Все это влияет на затраты сетей, но при этом на какие-то вещи, какие-то товары мы все равно делаем наценку ниже рентабельности продаж, потому что мы понимаем свою финансовую ответственность. <...> И понимаем, вопрос реализации социального хлеба — не зарабатывать, а кормить калининградцев», — говорит Елаев.
Прогнозируя дальнейшие изменения цен, Алексей Елаев объясняет, что подорожание продукта зависит в первую очередь от закупочной цены, а не от желания сетей больше заработать.
«Мы видим, что у наших хлебопеков идет рост заработной платы, затрат на электроэнергию, рост цен на топливо. Идет подорожание у них, идет подорожание у нас. Это неизбежно, это аксиома бизнеса, тем более такого конкурентного, как торговый. <...> Мы понимаем, что, например, электроэнергия в цене возрастет с 1 января. Размер минимальной заработной платы тоже увеличится с начала года. Но, скорее всего, если ставка банковского процента останется неизменной, то все должно остаться на прежнем уровне. Если вырастут кредиты, то мы будем каждый раз смотреть. Ведь сети определяют размер предоставления скидок исключительно своими финансовыми возможностями. Реализация социальных продуктов — добровольная социальная ответственность нашей и других калининградских торговых сетей», — говорит замдиректора сети.
По его мнению, с начала года подорожание идет оправданное, с учетом роста как затрат торговых сетей, так и доходов покупателей. Поэтому объем продаж хлеба остается стабильным и с начала года не уменьшился, что говорит о доступности продукта. При этом калининградцы не спешат покупать социальный хлеб, его в день приобретают около трехсот покупателей из 150 тыс. человек. Даже малоимущие потребители предпочитают покупать более дорогие сорта хлеба, резюмирует участник рынка.
Как писал РБК Калининград, в апреле Калининградская область заняла шестое место в России по цене белого хлеба. Средняя цена за его килограмм в регионе составляла 142,89 рублей.