Эксперты объяснили, почему Литва прекратила пропуск фур из Калининграда
Литовская сторона прекратила выпускать большегрузы из Калининградской области. Как рассказали в пресс-службе местной таможни, прибалтийские соседи накануне с 23 часов без объяснения причин перестали пропускать фуры из Калининграда. На 16 часов 21 марта перед ТП МАПП «Чернышевское» образовалась очередь из 140 грузовиков. Еще 20, оформленных калининградскими таможенниками, находились в накопителе. Со стороны российской таможни каких-либо изменений в порядке пропуска и оформления фур средств нет.
Как сообщили в региональном правительстве, простой может быть вызван техническими причинами.
«С 23:00 20.03 до 11:00 21.03 литовская сторона не приняла ни одного грузового транспортного средства, в 11:00 сегодня запустила 4 а/м от нас. По нашей информации связано это с масштабным сбоем в работе литовских таможенных информационных систем», — объяснил руководитель пресс-службы регионального правительства Дмитрий Лысков.
Между тем на уровне федеральных ведомств уточняют, что Брюссель не уведомлял РФ о прекращении пропуска через границу, а значит, это инициатива Литвы. Если подтвердится, что это не временная заминка, то нам надо напрямую адресоваться к Брюсселю, считает старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Оленченко.
Эксперт напомнил, что транзит с Калининградом осуществляется по соглашению 2002 года между Россией и ЕС. Более того, обеспечение бесперебойной связи между российским эксклавом и «материковой» Россией было одним из условий принятия Литвы в Евросоюз в 2004 году. И когда два года назад прибалты попытались перекрыть транзит российскому эксклаву, из Брюсселя им посоветовали соблюдать соглашения, поскольку у России есть право принять ответные меры в отношении любой другой страны ЕС.
«Может, этот шаг литовцев связан с тем, что 21-22 марта проходит саммит ЕС по оказанию помощи Украине. К тому же литовское министерство сельского хозяйства собирается предложить странам ЕС ограничить импорт сельхозпродукции из России. В любом случае история не новая. Литва опять пытается каким-то образом регулировать отношения России с Евросоюзом. Повторю, если блокировка границы продолжится, то мы будем принимать ответные меры против ЕС в целом или каких-то его стран», — цитирует издание «Комсомольская Правда» научного сотрудника.
Эксперт не уточняет, какие из стран могут попасть под удар, чтоб «они не готовились». Ведь, несмотря на санкции, торговля с восточноевропейскими странами продолжается.
Как писал РБК Калининград, 15 марта в пресс-службе ФГКУ Росгранстрой сообщили, что совместно с Минтрансом России и правительством Калининградской области ведут работу по определению порядка проезда фур, перевозящих скоропортящиеся, специальные и опасные грузы, в системе электронной очереди в Чернышевском.
Также в ведомстве отметили, что литовская сторона тормозит нормальное движение грузового трафика и намеренно провоцирует скопление выезжающего из России транспорта. По мнению Росгранстроя, действия Литвы направлены на саботирование работы системы электронной очереди, искусственное создание ажиотажа и напряженной обстановки, писал РБК Калининград.