Перейти к основному контенту
Калининград ,  
0 

Архитектор о Калининграде: Ширина Ленинского и Московского избыточна

архитектор Артур Сарниц
архитектор Артур Сарниц (Фото: из личного архива)

Калининградский архитектор Артур Сарниц хочет принять участие в конкурсе проектов застройки исторического центра и заявил, что скоро представит свой проект в интернете. Об этом он сообщил 20 декабря в эфире радиостанции «Комсомольская правда — Калининград». В интервью он высказался по поводу самых разных вопросов от дискуссии вокруг Дома Советов до решения проблемы пробок и будущего Калининграда. РБК Калининград подобрал для читателей самые интересные и важные его цитаты.

Как решить проблему выезда из Балтрайона

Почему средневековые города выстроены именно так? Потому что это натаптывалось — эти дорожки, превращающиеся потом в асфальтовые дорожки. Какие-то перспективы и прочее — все это росло очень долго, транспортная схема как бы откликалась на народное движение. Очень важно сейчас этим заняться.

Должно быть понятно, зачем люди едут из Балтрайона, куда они едут. Может быть, организация каких-то там новых площадей, офисных центров, производств и прочее сократит количество выезжающих, вот этот ежедневный транзит. Второе, что надо делать: у нас очень слабое пересечение реки Преголи. То есть, на мой взгляд, нужно вернуться к этим маленьким мостикам, сделать таких мостиков еще штук восемь-десять,

чтобы реверсивное движение было в зависимости от трафика, чтобы они легко разводились, не перегораживали саму реку.

Туннели как разгрузка трафика

В нашем случае необходимо строить туннели. И это финансирование государственного уровня, это дорого, но это должно быть. А начинать нужно с центра. Вот если мы говорим о старом городе, конечно, мы должны его разгрузить, дать альтернативное пересечение. На самом деле, маленькие мостики — это решение проблемы, и они должны быть на расстоянии буквально 200 м друг от друга.

Дом Советов

Дом Советов — это была одна из самых ярких дискуссий года. То есть, собственно говоря, это программная вещь была — сказано было, что будете жить так. Но многие с этим не согласились. Я не согласился, конечно. Потому что, ну, предыдущий опыт проведения этих конкурсов [показал, что] это наиболее эффективно, давайте их проводить, хоть каждый год.

Парк, парк... Это все равно, что сказать: мы ничего делать не будем, сделаем приличные дорожки, засыпем ямы и сделаем приятное ощущение не пустыря, а чего-то там. Это никаким образом не замыкает дискуссию о том, что будет на Королевской горе. Это — временная мера. И когда будет готов город, не знаю, общество, экономика — откликнемся каким-то интересным проектом.

В данном случае, когда все это появилось, я выдохнул, потому что я понял, что это не будет реализовано, это не примут, это было очевидно. Посмотрите, как отреагировал наш архитектурный истаблишмент — все просто в штыки. Я так посмотрел, что в «партии против» очень было много. Я даже был менее критически настроен [чем другие], потому что ну все-таки Явейн — это фигура в российской архитектуре, в первой десятке, скажем — это серьезная школа и количество проектов, не провинциальный уровень совсем. Ну и это показало в очередной раз, что такое вообще дискуссия как таковая.

Наверное, правительство решило: ну продавим, есть свои идеи, удивим, без вас справимся, а оказалось, что нет, что не так уж все и просто. Проект «Студии 44» — высокого, международного уровня, да, но не для этой территории. Шикарный проект, но не здесь, понимаете? Машина замечательная, но не влазит в этот гараж или прекрасные пуговицы, но не для этого костюма. А что я там вижу? Контур замка и исторический квартал вокруг.

В идеале бы, конечно, затолкнуть Московский и Ленинский проспекты в туннели, освободить возможность для спуска старого города к его Альтштадтской теме и возвращения его к берегу Прегеля (Преголи — прим. РБК Калининград). Опыт Гданьска — пожалуйста — город у воды, отражение старых фасадов.

Чего заслуживает Королевская гора

Был период, когда мы отказались от своей истории. Нельзя смывать это все одним махом с холста. Это все есть, город продолжает жить, и надо, наверное, подумать о центре города, об историческом наследии. Города, которые после войны пошли дорогой реанимации исторических центров, оказались успешными. Рядом, например, тот же Гданьск.

А что касается центра... Величайшее дело, чем можно похвастать — по сути дела, Tabula rasa (от лат. чистая грифельная доска — прим. РБК Калининград), чистым холстом, то есть, вот у нас 40 гектаров земли в центре города не застроены вообще. А то, что застроено вокруг — понятно, что и Московский проспект, и район Трагхайма между Домом Советов и улицей Черняховского будут меняться. Это постоянно будет под большим давлением потенциальных инвесторов, и все будут хотеть там строить.

Кто принимает архитектурные решения

Раньше архитектор города — это была величина, ну я не знаю, наверное, после мэра второй человек. Тогда это была идеологическая структура полностью, но в те моменты это очень многое решало. Сейчас это вывернуто все наизнанку.

Сейчас искусство бежит за хлебом. Номер архитектора, к сожалению, № 7.

Мировая практика говорит, что сначала идут консалтинговые компании, они изучают тему и четко ставят задачи архитектору.

Вот, говорят, дайте денег. А что с ними делать? Многие скажут: да онкоцентр нужен или давайте построим детские сады или давайте сделаем дороги. То есть, мы идем в каком-то неком социальном заказе. А вот об этой красоте, о центре города, о старом городе с его технологиями, о большом и красивом лет так на 200-300 вперед — не мечтают. Сейчас такого нет, понимаете?

Будущее Калининграда

Время смоет все, что плохо построено. И добавим еще, что морально устарело, что бы мы ни делали. Очень важно, чтобы это было построено качественно, удобно, функционально и красиво.

Даже можете не переживать: абсолютно все, что плохо построено, исчезнет, даже в самых дорогих местах. Эстакадный мост спас от застройки центр — он приподнял его над горизонтом, сделал сложные съезды и прочее и, по сути дела, законсервировал для будущего, для перспективы, может быть, следующих десятилетий. В перспективе развития скажу так: есть ощущение, что там что-то мы победим, что-то будет такое там, о чем можно помечтать.

Вот здание «Ростелеком». Ну это же смешно, слушайте, сложили там из непонятно чего. Если фасадами заниматься, ну что, вы считаете, что это будет стоять? Или рядом этот универмаг здоровый [ТЦ «Плаза»]...

Ширина Ленинского и Московского проспектов — избыточна. Очень важно, чтобы это обросло разнообразной коммерцией (бизнес-проектами), сейчас там находиться неприятно.

Редкий отважный человек будет идти в дождь и ветер через эстакадный мост, ну там 700 с лишним метром, представляете, какие расстояния, при том, что нормальный квартал — 150-200, а тут 700 — попробуй пойди. И куда пришел? Никуда! Надо дальше идти. Поэтому вот это пространство в центре города, оно проносится на этих транзитах, которые и убивают его, и спасают на сегодняшний момент. Сейчас там любая коммерция очень сомнительна.

О передаче региону замка Тапиау

У нас стало на одну тюрьму меньше — это фантастически круто, только одно это событие замечательно! Я бы вычистил оттуда всю эту тюремную пыль бы, чтобы не было силикатно-кирпичного этого великолепия и избитых кружев этой колючей проволоки. Должно быть что-то другое. Это великое счастье, что к этому пришли. Вероятно, самым главным профитером (выгодополучателем — прим. РБК Калининград) будет сам Тапиау — Гвардейск.

Гвардейск и Черняховск как альтернатива

Городок (Гвардейск) сохранился в большей степени. Все, что там было сделано неправильно, в свое будет разрушено в будущем. Я думаю, в перспективе это будет один из самых лучших альтернатив жития в городе Кенигсберге. 50 км — трасса хорошая. Наполнить его приличными школами. Конечно, очень здорово жить в динамичном центре города, красивом, полном туристов, с ресторанами, магазинами.

Но практика показывает, что города расползаются. На побережье абсолютно точно гигантские будут постройки. И со временем часть, конечно, будет дрейфовать в сторону наших больших городов — Гвардейска и Черняховска.

Остров Октябрьский — боль

Большая боль. Раньше он поглощал приливную волну, сейчас это все в берегах, вода поднимается выше, это очевидно. Сейчас пытаются придумать ему функцию, и не просто музеев, пытаются жилье строить. Пускай пытаются, город разрастается, только решите транспортную схему. Там как раз неплохо бы понастроить транзитных мостиков.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 30 мая
EUR ЦБ: 96,89 (+0,65)
Инвестиции, 29 мая, 17:06
Курс доллара на 30 мая
USD ЦБ: 89,26 (+0,82)
Инвестиции, 29 мая, 17:06
Все новости Калининград
IT-компании оценили последствия 5-процентного налога на прибыль Технологии и медиа, 00:00
На Украине умершему журналисту пришли повторные повестки Политика, 29 мая, 23:58
На Украине завели дело из-за пыток в колониях Политика, 29 мая, 23:51
Саркози выразил «серьезные сомнения» по поводу отправки войск на Украину Политика, 29 мая, 23:39
В Польше 16-летний украинец погиб при попытке скрыться от полиции Общество, 29 мая, 23:09
В Одессе прогремел взрыв Политика, 29 мая, 22:42
Полиция применила водометы на акции у посольства Израиля в Брюсселе Политика, 29 мая, 22:41
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Полузащитник «Спартака» Зобнин подал иск на ₽4 млн против застройщика Спорт, 29 мая, 22:18
Воронежский учитель заявил о шоке из-за раздевшихся на досмотре перед ЕГЭ Общество, 29 мая, 22:14
В Харькове прогремел взрыв Политика, 29 мая, 22:11
Путин поручил утвердить графики газификации СНТ Политика, 29 мая, 22:04
Суд решил взыскать с Deutsche Bank €238 млн по иску «Русхимальянса» Бизнес, 29 мая, 22:03
Первая ракетка мира с трудом вышла в третий круг «Ролан Гаррос» Спорт, 29 мая, 21:57
СДЭК начал выдачу посылок, находящихся в пунктах выдачи заказов Бизнес, 29 мая, 21:43