Перейти к основному контенту

Новейшие практики цифрового обслуживания бизнеса

Обслуживание счета

Снятие в банкоматах

Переводы физлицам

Реклама. ПАО «Промсвязьбанк».
Генеральная лицензия Банка России № 3251.

Калининград ,  
0 

«Стагнация всех отраслей». Бизнес — об ограничениях Литвы на транзит

Фото: Анна Яковлева
Фото: Анна Яковлева

Ограничение железнодорожного транзита в Калининградскую область с основой территории РФ влечет за собой логистические сбои в поставке стройматериалов в регион и увеличение цен на них. В частности, это касается металлов и цемента. Для решения этой проблемы региональный бизнес предлагает использовать не только паромные мощности, но и сухогрузы.

Что будет с цементом

Владелец компании «Томас Бетон» Игорь Плешков в разговоре с РБК Калининград отметил, что проблемы с поставками цемента начались еще в марте, когда под европейские санкции попали финансовые организации — лизингодатели подвижного состава. Запрет на транзит подсанкционных товаров только усугубил ситуацию. Завод Плешкова находится в простое с начала июня, отмечает предприниматель.

«Запасов нет. Цемент, как правило, не складируется — нет возможности его складировать в больших объемах. На сегодняшний день у нас нет ни одного килограмма цемента», — поясняет он.

Предприятия до сих пор не восстановились после проблем с поставками цемента летом прошлого года, и продолжают «каскадом катиться вниз». Сейчас, по его словам, цемента в регионе нет физически.

Плешков поясняет, что перевалкой цемента из железнодорожных вагонов в регионе занимаются только несколько компаний, которые изготавливают железобетонные изделия. «Тот немногочисленный материал, который будет прорываться в регион, они будут использовать для собственных нужд. Те компании, которые не имеют возможности перевалки, вообще цемент не увидят», — считает бизнесмен.

В числе компаний, которые переваливают цемент, и у которой «Томас бетон» его покупал — «ЖБИ Мелиорация». Сейчас она не продает стройматериал, поскольку обременена крупным госконтрактом на строительство дублеров двухъярусного моста в Калининграде. Оперативно связаться с «ЖБИ Мелиорация» редакции не удалось.

Плешков считает, что калининградский бизнес ждет полная стагнация всех отраслей. «Мы все настолько друг от друга зависящие, что достаточно выпасть одному звену, как у всех остальных все посыпется. Готовимся к жесткому падению. <...> Тот объем цемента, который пойдет морем, — ничтожно маленькая капля, ведь цемент это не только товарный бетон. Это ЖБИ-изделия, неконструктивный железобетон, конструктивный железобетон, тротуарная плитка, бордюрный камень, минеральный порошок для приготовления асфальта в дорожном строительстве, все, что касается стройиндустрии. Ожидается сумасшедший провал по срокам, объемам, выручке, неисполнение контрактных обязательств, временные неплатежи. Полный хаос на стройке Калининграда», — говорит он.

По словам предпринимателя, в мае основной поставщик цемента в стране — «Евроцемент» — выделила квоту на Калининградскую область в 21 вагон. «Это неуточненные данные», — подчеркнул он, добавив, что раньше его компания использовала в сутки для производства пять вагонов с цементом.

Связаться с «Евроцементом» РБК Калининград не удалось, но согласно информации на сайте компании от 27 апреля, ежемесячно в регион планировалась отправлять до шести грузовых поездов (порядка 25 тысяч тонн цемента) по железной дороге с завода «Петербургцемент» (Ленинградская область), который является головным предприятием «Евроцемента» в Северо-Западном федеральном округе.

Фото: Александр Подгорчук

«Цемент возится только железнодорожными вагонами, других вариантов сегодня не существует. Есть еще пароходные поставки в экономике, но у нас нет таких возможностей, и нет возможностей грузить в терминалы пароходы. Это только иностранные суда и поставщики, которых уже нет сейчас», — поясняет Игорь Плешков.

По его оценкам, чтобы обеспечить регион таким же объемом грузов, который перемещали по железной дороге, области необходимо 16 паромов на линии.

«Таких паромов на Балтике нет, кроме того, они должны быть под российским флагом. Надо помнить, что паромы принадлежат Минобороны, и в первую очередь оно выполняет свои задачи», — поясняет он.

Поменять паромы на сухогрузы

Более позитивную картину развития событий видит владелец «Балтийской бетонной компании» и учредитель ряда строительных фирм Александр Качанович.

«Мы ждем, что удастся за короткий период времени организовать эффективные морские перевозки. По таким грузам как цемент и металл, не является критичным использование именно железнодорожной инфраструктуры. Можно заменить тару, возить цемент в биг-бэгах (мягкие контейнеры, которые позволяют перевозить любой груз, независимо от его количества и расстояния — прим. РБК Калининград), настроить морскую логистику. Не могу сказать, что для региона и нашей компании [запрет транзита] катастрофичен. Нет, абсолютно. Но, безусловно, это повлечет некое изменение себестоимости продукции в сторону удорожания, ну и возможны краткосрочные логические сбои на период до месяца — пока будут выстраиваться новые логистические цепочки. В части металла и цемента, при должных усилиях со стороны бизнеса и правительства, мы видим, что в течение месяца можно все наладить. Я не думаю, что это будет иметь какое-то серьезное значение для региона», — поясняет предприниматель.

По его мнению, регион должен уйти от перевозки цемента и стройматериалов железнодорожными вагонами через паром. Можно заменить их биг-бэгами, загружать в сухогрузы и везти в Калининградский порт, из которого дальше развозить автомобильным транспортом.

«Если мы откажемся от использования паромных мощностей, а перейдем к использованию портовой инфраструктуры, то для Калининградского порта перевезти 300-400 тысяч тонн по году вот такой номенклатуры строительных грузов — не проблема. Четыре-пять кораблей заместят [железную дорогу] в полном объеме. Надо полагаться не на паромную переправу, а искать другие пути. Мы займем всего несколько процентов мощностей портовой инфраструктуры», — уверен Качанович.

Фото: Архив РБК Калининград

Сейчас цемент перевозят только железнодорожным транспортом, говорит бизнесмен, поскольку до введения санкций он был самым целесообразным.

«На самом деле, если уйти глубже, то может так получится, что в течении каких-то месяцев выстроится логистическая цепочка для морской перевозки, и если она окажется более эффективной, это будет стратегически интересное решение для Калининграда. Возможно, не придется возвращаться к железнодорожной доставке грузов. Может быть этот вызов принесет что-то интересное региону. <...> Морская перевозка всегда была эффективной и самой дешевой. Сегодня стоимость транзита вагона на пароме, который идет в Балтийск, — экономически более дешевая, чем прямой транзит через Литву и Беларусь», — поясняет глава «Балтийской бетонной компании».

Он добавил, что у его компании после 18 июня на основной территории России остались грузы, которые удалось оперативно перенаправить на паромы в Ленинградскую область. Пока проблемы с очередями решить удается, но что будет дальше — неизвестно.

Александр Качанович прогнозирует, что скорее всего продукция подорожает, но предварительные оценки озвучивать не стал.

«Сейчас есть очень позитивная тенденция — металл подешевел процентов на 30-40 от пиковых значений, в которых он был в конце прошлого года. Возможно, удорожание удастся компенсировать за счет снижения стоимости стройматериалов, потому что очевидно, что спрос на металл не закроет производственные возможности металлургических предприятий. Надо чтобы рынок все это сложил», — резюмирует предприниматель.

Что будет с металлами и стройками

По железной дороге в Калининградскую область доставлялось почти 80% металла и металлоконструкций. В нынешних условиях их логистика может подорожать на 20%, рассказал основатель группы компаний БМК, генеральный директор Инвестиционного металлургического союза Олег Чернов.

«На сегодняшний день наши грузы, которые шли автомобильными перевозками, то автомобили с арматурой развернули с погранперехода Литвы. Также у нас еще 30 автомобилей в пути, их судьбу мы пока прогнозировать не можем. По железной дороге то, что зашло на территорию Литвы, там проблем нет — все грузы должны дойти в Калининград. Вопрос с грузами, которые только планируют зайти в Литву, по ним у нас пока информации нет. В перспективе самый худший вариант — это увеличение к прайсу от 10 до 20% в зависимости от формата перевозки: либо это паром, либо это контейнер. Увеличатся и сроки доставки — плюс 2-3 месяца. Пока мы так для себя прогнозируем», — цитирует предпринимателя «Business FM Калининград».

«Если говорить о строителях, у нас первая задача — сдаточные объекты. Мы их заблаговременно начали комплектовать. Сегодня они на 90-95% скомплектованы. То, что необходимо докомплектовать — это небольшое количество. Мы абсолютно уверены, что все объекты будут введены в эксплуатацию. Все остальное в ручном режиме: море, река и так далее. Найдем пути для решения проблемы», — говорит генеральный директор компании «КалининградСтройИнвест» Валерий Макаров.

Как писал РБК Калининград, с 18 июня Литва запретила транзит в Калининград и из него товаров, попавших в список антироссийских санкций. Региональные власти планируют поставлять эти товары в область с помощью дополнительных паромов.

Главе дипмиссии соседней республики заявлен протест. МИД РФ требует незамедлительной отмены рестрикций.

СберПро Интересное

Упал — поднялся.
Как быстро восстановить бизнес после кибератак

СберПро Интересное

Заряд для автопрома. Как развивается индустрия электромобилей

СберПро Туризм

Притяжение Арктики. Как туристический бренд помогает развивать индустрию путешествий

СберПро АПК

Барометр отрасли: рыболовство и аквакультура

СберПро Транспорт

Эпоха ренессанса.
Что движет российский рынок лизинга

СберПро Главное

Азиатский уклон: новые перспективные пути для экспорта российских технологий

СберПро Главное

Цифровой кодекс:
как будет выглядеть новая концепция регулирования ИКТ

СберПро Промышленность

Как развиваются промышленные кластеры в России и чем они выгодны бизнесу и регионам

СберПро Интересное

Пять глобальных технотрендов в области искусственного интеллекта

СберПро Интересное

Как избежать коммуникативных трудностей в распределённой команде

Авторы
Теги

Новейшие практики цифрового обслуживания бизнеса

Обслуживание счета

Снятие в банкоматах

Переводы физлицам

Реклама. ПАО «Промсвязьбанк».
Генеральная лицензия Банка России № 3251.

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 22 июня
EUR ЦБ: 94,26 (+2,81)
Инвестиции, 17:30
Курс доллара на 22 июня
USD ЦБ: 87,96 (+2,54)
Инвестиции, 17:30
Все новости Калининград
Австрия разобралась с Польшей. Что происходит на Евро Спорт, 20:58
Сборная Австрии победила Польшу в матче Евро-2024 Спорт, 20:56
Испании грозит штраф на Евро, если 16-летний Ямаль сыграет позже 23:00 Спорт, 20:52
В Энергодаре сообщили об ударе ВСУ по подстанции «Радуга» Политика, 20:51
На складе МВД в Ростове-на-Дону ликвидировали открытое горение Общество, 20:41
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 20:35
Рост инфляции, переезд «блошки», СНТ под застройку. Итоги Калининград, 20:30 
Максимум разделов с выгодой от 9 720 ₽
Оформите подписку РБК Pro со скидкой до 26 июня
Подробнее
Бывший тренер «Спартака» возглавил главного соперника «Ювентуса» Спорт, 20:27
Минимум биткоина и биткоины Трампа. Главные события недели Крипто, 20:25
При обстреле Первомайска в ЛНР пострадали три человека Политика, 20:24
Путин подарил Ким Чен Ыну портрет его деда Ким Ир Сена Политика, 20:22
Эстония закрыла на выходные проход в Россию через погранпункт в Нарве Политика, 20:16
«Аэрофлот» анонсировал повышение зарплат пилотов на 30% с конца октября Бизнес, 20:14
Минюст признал нежелательной финскую IRR/TV и две ее структуры Политика, 20:10