Перейти к основному контенту
Калининград ,  
0 

«Стагнация всех отраслей». Бизнес — об ограничениях Литвы на транзит

Фото: Анна Яковлева
Фото: Анна Яковлева

Ограничение железнодорожного транзита в Калининградскую область с основой территории РФ влечет за собой логистические сбои в поставке стройматериалов в регион и увеличение цен на них. В частности, это касается металлов и цемента. Для решения этой проблемы региональный бизнес предлагает использовать не только паромные мощности, но и сухогрузы.

Что будет с цементом

Владелец компании «Томас Бетон» Игорь Плешков в разговоре с РБК Калининград отметил, что проблемы с поставками цемента начались еще в марте, когда под европейские санкции попали финансовые организации — лизингодатели подвижного состава. Запрет на транзит подсанкционных товаров только усугубил ситуацию. Завод Плешкова находится в простое с начала июня, отмечает предприниматель.

«Запасов нет. Цемент, как правило, не складируется — нет возможности его складировать в больших объемах. На сегодняшний день у нас нет ни одного килограмма цемента», — поясняет он.

Предприятия до сих пор не восстановились после проблем с поставками цемента летом прошлого года, и продолжают «каскадом катиться вниз». Сейчас, по его словам, цемента в регионе нет физически.

Плешков поясняет, что перевалкой цемента из железнодорожных вагонов в регионе занимаются только несколько компаний, которые изготавливают железобетонные изделия. «Тот немногочисленный материал, который будет прорываться в регион, они будут использовать для собственных нужд. Те компании, которые не имеют возможности перевалки, вообще цемент не увидят», — считает бизнесмен.

В числе компаний, которые переваливают цемент, и у которой «Томас бетон» его покупал — «ЖБИ Мелиорация». Сейчас она не продает стройматериал, поскольку обременена крупным госконтрактом на строительство дублеров двухъярусного моста в Калининграде. Оперативно связаться с «ЖБИ Мелиорация» редакции не удалось.

Плешков считает, что калининградский бизнес ждет полная стагнация всех отраслей. «Мы все настолько друг от друга зависящие, что достаточно выпасть одному звену, как у всех остальных все посыпется. Готовимся к жесткому падению. <...> Тот объем цемента, который пойдет морем, — ничтожно маленькая капля, ведь цемент это не только товарный бетон. Это ЖБИ-изделия, неконструктивный железобетон, конструктивный железобетон, тротуарная плитка, бордюрный камень, минеральный порошок для приготовления асфальта в дорожном строительстве, все, что касается стройиндустрии. Ожидается сумасшедший провал по срокам, объемам, выручке, неисполнение контрактных обязательств, временные неплатежи. Полный хаос на стройке Калининграда», — говорит он.

По словам предпринимателя, в мае основной поставщик цемента в стране — «Евроцемент» — выделила квоту на Калининградскую область в 21 вагон. «Это неуточненные данные», — подчеркнул он, добавив, что раньше его компания использовала в сутки для производства пять вагонов с цементом.

Связаться с «Евроцементом» РБК Калининград не удалось, но согласно информации на сайте компании от 27 апреля, ежемесячно в регион планировалась отправлять до шести грузовых поездов (порядка 25 тысяч тонн цемента) по железной дороге с завода «Петербургцемент» (Ленинградская область), который является головным предприятием «Евроцемента» в Северо-Западном федеральном округе.

Фото: Александр Подгорчук

«Цемент возится только железнодорожными вагонами, других вариантов сегодня не существует. Есть еще пароходные поставки в экономике, но у нас нет таких возможностей, и нет возможностей грузить в терминалы пароходы. Это только иностранные суда и поставщики, которых уже нет сейчас», — поясняет Игорь Плешков.

По его оценкам, чтобы обеспечить регион таким же объемом грузов, который перемещали по железной дороге, области необходимо 16 паромов на линии.

«Таких паромов на Балтике нет, кроме того, они должны быть под российским флагом. Надо помнить, что паромы принадлежат Минобороны, и в первую очередь оно выполняет свои задачи», — поясняет он.

Поменять паромы на сухогрузы

Более позитивную картину развития событий видит владелец «Балтийской бетонной компании» и учредитель ряда строительных фирм Александр Качанович.

«Мы ждем, что удастся за короткий период времени организовать эффективные морские перевозки. По таким грузам как цемент и металл, не является критичным использование именно железнодорожной инфраструктуры. Можно заменить тару, возить цемент в биг-бэгах (мягкие контейнеры, которые позволяют перевозить любой груз, независимо от его количества и расстояния — прим. РБК Калининград), настроить морскую логистику. Не могу сказать, что для региона и нашей компании [запрет транзита] катастрофичен. Нет, абсолютно. Но, безусловно, это повлечет некое изменение себестоимости продукции в сторону удорожания, ну и возможны краткосрочные логические сбои на период до месяца — пока будут выстраиваться новые логистические цепочки. В части металла и цемента, при должных усилиях со стороны бизнеса и правительства, мы видим, что в течение месяца можно все наладить. Я не думаю, что это будет иметь какое-то серьезное значение для региона», — поясняет предприниматель.

По его мнению, регион должен уйти от перевозки цемента и стройматериалов железнодорожными вагонами через паром. Можно заменить их биг-бэгами, загружать в сухогрузы и везти в Калининградский порт, из которого дальше развозить автомобильным транспортом.

«Если мы откажемся от использования паромных мощностей, а перейдем к использованию портовой инфраструктуры, то для Калининградского порта перевезти 300-400 тысяч тонн по году вот такой номенклатуры строительных грузов — не проблема. Четыре-пять кораблей заместят [железную дорогу] в полном объеме. Надо полагаться не на паромную переправу, а искать другие пути. Мы займем всего несколько процентов мощностей портовой инфраструктуры», — уверен Качанович.

Фото: Архив РБК Калининград

Сейчас цемент перевозят только железнодорожным транспортом, говорит бизнесмен, поскольку до введения санкций он был самым целесообразным.

«На самом деле, если уйти глубже, то может так получится, что в течении каких-то месяцев выстроится логистическая цепочка для морской перевозки, и если она окажется более эффективной, это будет стратегически интересное решение для Калининграда. Возможно, не придется возвращаться к железнодорожной доставке грузов. Может быть этот вызов принесет что-то интересное региону. <...> Морская перевозка всегда была эффективной и самой дешевой. Сегодня стоимость транзита вагона на пароме, который идет в Балтийск, — экономически более дешевая, чем прямой транзит через Литву и Беларусь», — поясняет глава «Балтийской бетонной компании».

Он добавил, что у его компании после 18 июня на основной территории России остались грузы, которые удалось оперативно перенаправить на паромы в Ленинградскую область. Пока проблемы с очередями решить удается, но что будет дальше — неизвестно.

Александр Качанович прогнозирует, что скорее всего продукция подорожает, но предварительные оценки озвучивать не стал.

«Сейчас есть очень позитивная тенденция — металл подешевел процентов на 30-40 от пиковых значений, в которых он был в конце прошлого года. Возможно, удорожание удастся компенсировать за счет снижения стоимости стройматериалов, потому что очевидно, что спрос на металл не закроет производственные возможности металлургических предприятий. Надо чтобы рынок все это сложил», — резюмирует предприниматель.

Что будет с металлами и стройками

По железной дороге в Калининградскую область доставлялось почти 80% металла и металлоконструкций. В нынешних условиях их логистика может подорожать на 20%, рассказал основатель группы компаний БМК, генеральный директор Инвестиционного металлургического союза Олег Чернов.

«На сегодняшний день наши грузы, которые шли автомобильными перевозками, то автомобили с арматурой развернули с погранперехода Литвы. Также у нас еще 30 автомобилей в пути, их судьбу мы пока прогнозировать не можем. По железной дороге то, что зашло на территорию Литвы, там проблем нет — все грузы должны дойти в Калининград. Вопрос с грузами, которые только планируют зайти в Литву, по ним у нас пока информации нет. В перспективе самый худший вариант — это увеличение к прайсу от 10 до 20% в зависимости от формата перевозки: либо это паром, либо это контейнер. Увеличатся и сроки доставки — плюс 2-3 месяца. Пока мы так для себя прогнозируем», — цитирует предпринимателя «Business FM Калининград».

«Если говорить о строителях, у нас первая задача — сдаточные объекты. Мы их заблаговременно начали комплектовать. Сегодня они на 90-95% скомплектованы. То, что необходимо докомплектовать — это небольшое количество. Мы абсолютно уверены, что все объекты будут введены в эксплуатацию. Все остальное в ручном режиме: море, река и так далее. Найдем пути для решения проблемы», — говорит генеральный директор компании «КалининградСтройИнвест» Валерий Макаров.

Как писал РБК Калининград, с 18 июня Литва запретила транзит в Калининград и из него товаров, попавших в список антироссийских санкций. Региональные власти планируют поставлять эти товары в область с помощью дополнительных паромов.

Главе дипмиссии соседней республики заявлен протест. МИД РФ требует незамедлительной отмены рестрикций.

СберПро Исследование

Самые востребованные цифровые профессии
в России сегодня

СберПро Интересное

Трудности найма.
Как подбирают 
и удерживают производственный персонал

СберПро АПК

Как российские производители ищут путь к сердцу потребителя

СберПро Промышленность

Тренды производства 
и торговли минеральными удобрениями

СберПро Интересное

Технологии рекламы. Как за два года изменились цифровые коммуникации

СберПро Бизнес

На стороне бизнеса: дискуссионный проект о трендах и стратегиях развития в новой реальности

СберПро Промышленность

Живой организм. 
Кто и зачем развивает биотехнологии 
в России

СберПро Интересное

Четыре кита цифровизации. 
На что делают ставку компании-лидеры

СберПро Интересное

Фактор успеха. 
От чего зависят результаты цифровой трансформации

СберПро Главное

Кейсы лидеров бизнеса. Мнение ведущих экспертов. Актуальные тренды 
в отраслях экономики

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 20 июля
EUR ЦБ: 96,04 (-0,06)
Инвестиции, 19 июл, 17:32
Курс доллара на 20 июля
USD ЦБ: 88,02 (+0,15)
Инвестиции, 19 июл, 17:32
Все новости Калининград
Банки США подняли индекс S&P 500. Что дальше и каких дивидендов ждать Pro, 09:38
Мишустин оценил строящийся терминал магаданского аэропорта Общество, 09:30
Секретная служба признала, что два года не хотела усиливать охрану Трампа Политика, 09:24
Сальдо сообщил о сбитии двух нацеленных на Крым ракет ATACMS Политика, 09:19
Повысит ли возвращение Трампа в Белый дом риски ядерной войны Политика, 09:00
Как подобрать вклад с максимальной ставкой в надежном банке Инвестиции, 09:00
Болтон предупредил о «разрушительных уступках» России при Трампе Политика, 08:52
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Сумской области второй день подряд сообщили об ущербе инфраструктуре Политика, 08:45
Врач Байдена заявил об улучшении его состояния после заражения COVID Политика, 08:32
FT рассказала о сквоттерах и диверсиях на арестованных яхтах россиян Политика, 08:27
Джонсон допустил отказ от требования возврата Украине границ 1991 года Политика, 08:22
В Севастополе объявили угрозу баллистических ракет Политика, 07:44
Минобороны сообщило о взятии в плен в Красногоровке украинских военных Политика, 07:41
Минобороны заявило о сбитых БПЛА над Белгородской областью и Черным морем Политика, 07:28