В БФУ начнут обучать дизайнеров янтарных изделий
Как рассказал РБК Калининград заведующий отделением дизайна Института природопользования, территориального развития и градостроительства БФУ им. И. Канта Борис Миронов, в университете планируется запустить отдельную образовательную программу по подготовке промышленных дизайнеров янтаря.
«Мы сейчас делаем частично курсовые проекты, дипломные, связанные с упаковкой, рекламой — в целом по ювелирному искусству. А следующий шаг — готовить специалистов, промышленных дизайнеров, связанных с янтарем. Все-таки мы янтарный регион, — рассказал Миронов. — Я добиваюсь, чтобы это было отдельное направление, чтобы мы выпускали дизайнеров по работе с янтарем, как это делают в Паневежисе литовцы. Я надеюсь, что мы сможем эту образовательную программу запустить. Сегодня у нас янтарем занимаются все кому не лень, но, к сожалению, профессионалов очень мало. Однако традиционно в Пруссии была резьба по янтарю. И необходимо создание школы, которая стала бы брендом нашей области».
По его словам, в университете есть современные технологии. Однако проблема в специалистах, которые могли бы обучать студентов работе с янтарем.
«Сегодня ювелирное производство — это стык очень современных технологий. А мы учим студентов и 3D-моделированию, работе с программами, которые используются потом в ювелирном производстве. В университете есть серьезная база. Но есть проблема в специалистах по работе с янтарем — их нужно еще найти. То поколение профессионалов постарело, нужно растить плеяду художников. У нас есть вузы в Москве, которые учат ювелиров по металлу, но мы хотим, чтобы у нас преподавали и наши региональные специалисты», — отметил Миронов.
Как рассказал руководитель ювелирной студии «Дарвин» Вячеслав Дарвин, сегодня его компания активно работает с БФУ им. И. Канта. Цель — вовлечь молодежь в процесс производства янтаря. Будущие дизайнеры защищают курсовые и дипломные работы по янтарной теме.
Однако, по мнению Дарвина, заинтересованным в подготовке специалистов янтарной отрасли должен быть и бизнес. С 2006 года его компания готовит профессионалов янтарного дела. Из 20 человек, прошедших здесь подготовку, половина осталась работать в компании.
«К нам приходят студенты, закончившие инженерные специальности, программисты, дизайнеры. Мы оговариваем условия, назначаем стипендию. Она небольшая, но стимулирует человека на обучение, ведь многие, кто к нам приходит, уже имеют семьи. В обучении мы ставим ориентировочные, нежесткие сроки, — говорит Дарвин. — Если это художник, то это изучение специальных 3D-программ для янтарной отрасли, если это инженерная профессия — там очень сложные компьютерные программы. Творчество и инженерия не могут друг без друга существовать. Вот человек закончил художественную академию, а рядом сидит инженер, но он не умеет рисовать. Эффективное соединение дает хороший результат».
По словам Дарвина, обучение проходит на новейшем высокотехнологичном оборудовании и занимает в среднем год-полтора.
«Я не могу научить приходящих ко мне выпускников рисовать или считать — это как раз задача учебных заведений. А применить, монетизировать свои знания и мозги — это общая задача: и педагогов, и бизнеса, и выпускников. Задача — найти друг друга, тогда будет эффективность, — говорит бизнесмен. — Чем больше бизнес будет так выстраивать отношения с высшими и средними специальными учебными заведениями, ничего не просить, а начать вместе с педагогами и студентами двигаться, тем быстрее мы получим результат. В одиночку не справиться».
Он отметил, что сегодня технологии активно развиваются — чего не скажешь об уровне специалистов янтарного дела.
«Инженерная мысль идет вперед, и сегодняшние специалисты начинают деградировать, хотя им еще по инерции платят. Рынок перегрет из-за отсутствия профессиональных квалифицированных специалистов, они как футболисты — получают много, а играют плохо. А других нет. Мы помогаем овладеть современными инновационными технологиями, учим работать на современнейшей технике и быть эффективным с помощью этих технологий, — говорит бизнесмен. — Развивать производство и не развивать уровень и квалификацию инженерного состава невозможно. До 50–100 тысяч евро стоимость оборудования, еще столько же ты тратишь на процесс обучения, семинары, консультации, чтобы у тебя персонал мог эффективно им пользоваться. Это большая иллюзия, что современная техника — это робот, где надо только кнопку нажать».