Калининградский инвестор прошел тест на стрессоустойчивость
В последние годы Калининградская область не могла похвастать впечатляющей динамикой инвестиций в основной капитал. Напротив, на протяжении последних лет этот показатель неуклонно снижался. И лишь в последнее время наметился некоторый перелом, который позволяет смотреть в будущее с осторожным оптимизмом. Об этом и о том, что стоит сделать, чтобы инвестиции шли в Калининградскую область более динамично, говорили на круглом столе «Как привлечь инвестиции в калининградскую экономику», организованном РБК Калининград. В нем приняли участие представители бизнес-сообщества региона, а также чиновники регионального правительства.
Об инвестициях в кризис
Инвестиционный спад в 2013–2015 годах был характерен как для Калининградской области, так и для России в целом, причем в Калининграде он оказался более глубоким. По словам врио вице-премьера калининградского правительства Александра Шендерюка-Жидкова, ограничения внешних рынков капитала (из-за санкций, введенных странами Запада) фактически закрыли доступ к финансовым ресурсам для российских банков и предприятий, из-за чего повысилась стоимость заемных средств.
Так, объем инвестиций в основной капитал в 2014 году сократился на 10,9% к уровню предыдущего года, при этом объем инвестиций за счет кредитов банков уменьшился почти в четыре раза. Эти тенденции сохранились и в 2015 году, когда инвестиции в основной капитал сократились на 13,9%, при этом инвестиции за счет кредитов банков уменьшились почти в 2,5 раза.
«Инвесторы пересматривали инвестиционные программы своих предприятий: сокращали объемы инвестирования, переносили сроки реализации проектов, в отдельных случаях «замораживали» крупные проекты в связи с сокращением собственных высвобождаемых средств, отсутствием собственных заемных ресурсов, а также падением спроса на товары длительного пользования», — говорил Александр Шендерюк-Жидков.
Впрочем, дело было не только в санкциях и закрытии западных финансовых ресурсов.
«Девальвация рубля в 2014 году и, как следствие, снижение потребительского спроса у населения — вот что стало главной причиной спада в инвестициях, — полагает руководитель клиентского офиса компании QBF Алексей Голубев. — Инвесторы стали пересматривать собственную политику. Выросла стоимость заемного капитала — ставки выросли в несколько раз. И только сейчас начинается оживление».
По мнению управляющего филиалом «Калининградский» банка ВТБ Елены Шендерюк, в 2013–2015 годах калининградские предприятия прошли «серьезный тест на стрессоустойчивость».
«Мы наблюдали повышение и падение ставок, изменение условий ведения бизнеса. Многие предприятия вошли в этот сложный этап на инвестиционной фазе, — говорит она. — Наступил кризис, и еще не закончившаяся инвестиционная стадия заставила предприятия не только притормозить вложение новых инвестиций, но и столкнуться со сложнейшей ситуацией возврата тех инвестиций, которые были сделаны с расчетом на совсем другой сценарий развития ситуации. Это вынудило их перенастроить свою деятельность и направить ее на возврат инвестиционных средств. Труднейшая ситуация. И она заставила выработать новое видение и понимание реальных возможностей».
Впрочем, отмечает Александр Шендерюк-Жидков, снижение инвестиций объясняется и еще одним фактором. Точнее, оно связано с деятельностью одной крупной компании.
«Мы видели большой объем инвестиций группы компаний «Содружество», которая с 2009 по 2013 год вложила в региональную экономику около 30 млрд рублей, — объясняет чиновник. — И когда «Содружество» снизило темпы инвестиций, Калининградская область стала выходить на свой средний уровень. То есть, если убрать тренд, который задало «Содружество», инвестиции были на одном и том же уровне. Хотя, нужно признать, действительно было снижение активности. И по инвестициям на душу населения в Калининградской области показатель был значительно ниже, чем в среднем по стране».
Нащупываем рост
Переломить тенденцию удалось в 2016 году, когда объем инвестиций в основной капитал на 0,9% превысил уровень 2015 года (78,2 млрд рублей). Что касается текущего года, то тенденции еще более благоприятны. Как отметил Александр Шендерюк-Жидков, по итогам первого квартала 2017 года прирост инвестиций в региональную экономику составил 70%. Причем по этому показателю Калининградская область находится на третьем-четвертом месте в России.
«Это очень хороший рост. Выше нас только Крым, Вологда и некоторые другие регионы, — отмечает чиновник. — Этот прирост сформировали несколько проектов, среди них — инвестиции компании «Лукойл» в добычу нефти. Только в нематериальные активы в первом квартале компания вложила более миллиарда рублей. Дальше «Лукойл» будет заниматься разработкой своих месторождений, мы ожидаем очень серьезный инвестиционный рост, и, наверное, это будет основной драйвер инвестиций в Калининградскую область». Кроме того, существенную роль в приросте инвестиций сыграли проекты по строительству генерирующих мощностей «Интер РАО», а также строительство терминала сжиженного газа, которое осуществляет «Газпром». «Именно эти проекты обеспечивают рост, до 2022 года активность «Лукойла» нам будет обеспечена», — говорит Шендерюк-Жидков.
Еще одним крупным инвестором в калининградскую экономику является компания «Автотор». В компании также считают, что уже нащупывается положительная тенденция.
«Тренд по инвестициям является поступательным, — говорит Михаил Плюхин, вице-президент по персоналу, социальному развитию и общим вопросам компании «Автотор Холдинг Менеджмент». — Только в прошлом году мы подписали большое соглашение с корейцами по производству грузовых автомобилей, планируем вложить вместе с нашими партнерами 10 млрд рублей. Кроме того, продолжится создание автомобильного кластера в Калининградской области, этот проект будет реализовываться, он не заморожен. В этом проекте активно участвует и федеральное правительство, и правительство Калининградской области».
«Действительно, мы видим, что сейчас ситуация изменилась», — подтверждает Елена Шендерюк.
«Ключевая ставка снизилась до уровня 2012–2013 годов. Калининградский регион — один из тех редких регионов, где представлено максимальное количество участников финансового рынка. Существующая банковская инфраструктура региона в состоянии обеспечить условия для роста инвестиций. А низкий уровень инфляции и снижение процентных ставок по кредитам создают все необходимые предпосылки для этого, причем на высоко конкурентной основе. Банки заинтересованы, как никто другой, в участии в инвестиционных проектах, тем более сегодня на рынке их не так много. Мы видим оживление. Увеличилась активность контактов с предпринимателями по вопросам перспективного развития, обсуждения новых планов и новых проектов. Ситуация сегодня отличается от того, что мы видели два года назад. Есть ожидание, что активность будет нарастать». Практически не снижалась активность в сельскохозяйственном секторе — как следствие введения санкций. Мы увидели существенный и достаточно быстрый результат в сельскохозяйственной, пищевой промышленности. Именно здесь произошла быстрая реакция на сложившуюся ситуацию как со стороны федерального правительства, так и со стороны участников рынка. Но сегодня мы видим, что в других отраслях появилась активность, и банки готовы к участию в этих процессах».
Как считают предприниматели, крупные инвесторы — это хорошо, но необходимым условием для глубокого улучшения инвестиционного климата является диверсификация.
«Очень важный вопрос — это диверсификация инвестиционной активности. Это крайне важный момент, — продолжает Елена Шендерюк. — Необходимо развивать не только крупные инвестиционные проекты, но также инвестиционную активность предприятий среднего и малого бизнеса. Устойчивое положение малого и среднего бизнеса позволяет менее болезненно пережить перепады и сложные кризисные явления. В Калининграде, кстати, с этим не самая плохая ситуация».
«У нас 29,9% валового регионального продукта — это малый и средний бизнес. Эта цифра значительно выше среднероссийской, — подтверждает начальник департамента инвестиционной политики министерства экономики Калининградской области Андрей Веников.
Государство и инвестор
Вряд ли кто-то станет отрицать, что важную роль в инвестиционной активности играет государство. Это особенно показательно в период кризиса. С помощью различных механизмов власть может подстегивать эту активность. Как с этим обстоит дело в Калининграде?
«Федеральный центр начал слышать регионы, власть начала слышать бизнес, пошел диалог, который несколько лет назад был выстроен сверху вниз, — считает Елена Шендерюк. — Мне кажется, сегодня диалог существует. И есть возможность вместе двигаться в правильном направлении. Сейчас между регионами и региональными администрациями в РФ сложилась сильнейшая конкуренция за инвесторов. У нас были ситуации, когда инвестор приходил в Калининград, а в итоге размещал проекты в Нижнем Новгороде, Смоленске. Нам сложно, у нас логистика своя, и выжить в этой жесткой конкуренции очень сложно. Вспомним, когда производители телевизионного оборудования планировали строительство завода в Калининградской области, но Санкт-Петербург предоставил им такие преференции, что наши преференции были фактически обнулены. Регионы борются, предоставляют льготы — многие из них могут быть сопоставимы с существующими льготами Калининградской области. Поэтому важно двигаться дальше в процессе формирования привлекательной и доступной инвестиционной среды».
Схожую точку зрения высказывает и вице-президент Калининградской торгово-промышленной палаты Марина Фицак. По ее словам, сегодня Калининградская область занимает третье место по Северо-Западу по созданию условий для бизнеса, улучшению делового климата. Однако конкурировать приходится еще и с Белоруссией.
«Сегодня действительно конкуренция за инвестора очень жесткая, прямо наступаем друг другу на пятки. И у нас конкуренция не только по России, по Северо-Западу — у нас еще конкуренция с Белоруссией. Там предоставляют уникальные возможности для инвесторов, с каждым лично работают и предоставляют дополнительные преференции, ходят буквально за ручку — чему нам еще нужно учиться», — отмечает Фицак.
Между тем сегодня бизнес все чаще считает власть своим помощником, сообщила она.
«Еще 5–10 лет назад бизнес оценивал власть как лишнее звено. Сегодня, согласно опросам, все чаще бизнес считает власть своим помощником».
Дополнительным подтверждением является впечатляющий результат, который Калининградская область показала в ежегодном рейтинге Агентства стратегических инициатив. По итогам прошлого года Калининград переместился сразу на 32 строчки вверх в «турнирной таблице».
Важным инструментом поддержки инвесторов является деятельность Корпорации развития Калининградской области. Как говорит генеральный директор корпорации Владимир Зарудный, акцент делается на поддержке системообразующих производств. Хотя на помощь может рассчитывать любой инвестор.
«В тот пакет, который калининградское правительство предлагает инвесторам, входит сразу несколько вариантов поддержки. Здесь и бесплатные индустриальные площадки, куда правительство инвестирует средства. И механизм специнвестконтракта, который фиксирует правила игры для инвестора на длительный период времени — до 10 лет. Это совершенно новый подход и к обработке поступающих запросов. Открытый, свободный от коррупционных рисков механизм вхождения в бизнес. Сегодня не надо ни с кем выстраивать отношения. Приходишь в корпорацию и получаешь услугу сразу».
По мнению Зарудного, Калининградская область предлагает инвесторам очень выгодные условия — и по стоимости энергоносителей, и по скорости подключения к соцсетям, и по выбору инвестиционных предложений.
«Весь инвестиционный процесс мы делим на несколько сегментов, — поясняет Владимир Зарудный. — Первый сегмент — институциональные инвестиции. Это «Лукойл», «Газпром», РЖД, которые, кстати, с начала года инвестировали около 200 млн рублей в развитие своей инфраструктуры. Например, модернизация станции «Дзержинская-Новая» привела к тому, что мы первые 6 тысяч тонн кузбасского угля перевалили на узкую колею и отправили нашим партнерам в Польшу. Сейчас следующий контракт… Или, например, проект «Балтийский экспресс». Компания «Северное морское пароходство» из Архангельска готова бесплатно предоставить для этого проекта свои контейнеровозы. Это серьезное улучшение логистики для Калининградской области: без режима таможенного транзита отправлять грузы из Санкт-Петербурга и обратно».
Второй сегмент, по словам Зарудного, — это уже существующие компании, которые продолжают инвестировать в свое технологическое обновление.
«Например, «Балтптицепром», строящий инкубаторы, которые позволят нам не зависеть от поставок генетического материала. Это качественно новый уровень себестоимости и вклад в продовольственную безопасность региона. То есть это инвесторы, которые доказали свою состоятельность на достаточно сложном рынке Российской Федерации».
И третий сегмент, как отмечает Владимир Зарудный, — это иностранные инвесторы. В качестве примера гендиректор корпорации привел французскую компанию Arc, которая строит предприятие по производству посуды в Черняховске.
Что ждет инвестор от государства
Это предлагает государство. А что ждет инвестор? Как выяснилось, главное, что нужно, — это стабильность, неизменные в течение длительного времени правила игры.
«Разве инвестиции сами по себе кому-то нужны? Это просто индикатор, как развивается в нашем случае регион, — говорит генеральный директор агрофабрики «Натурово» Александр Иванов. — Изменения начинают быть заметными, когда инвестировать начинают мелкие и средние предприятия. Что произошло в 2013–2014 годах? Рынок просел, инвестиции прекратились. Как только появляется ощущение стабильности, появляются инвестиции. Для инвестиций нужно совсем немножко. Первое — это наличие средств. При ставках 20–30% об инвестициях можно забыть. Но главное — бизнесу, как никому другому, важно ощущение стабильности. 100-процентный период стабильности. Он сам найдет, куда вложить средства. Нужны стабильность и доступ к ресурсам».
Александр Шендерюк-Жидков заявляет, что нынешней власти обеспечить эту стабильность вполне по силам.
«По поводу стабильности у государства появляется понимание, — говорит он. — Мы серьезно реформируем надзорную деятельность. Задача государства — бизнес освободить от себя. Теперь надзорный орган будет приходить не чаще чем раз в три года. С 1 июля все контрольные мероприятия в Калининградской области проходят под контролем губернатора. То есть задача государства не только в создании инфраструктуры, куда вкладываются огромные бюджетные деньги, но и в реформировании самих себя».